Функция политической рефлексии
Политология призвана вырабатывать способность рационально-критически оценивать политические процессы, свободно самоопределяться в политической жизни
Ивструментялкс^сьяя функция
Политология призвана указывать эффективные способы преобразования политической и иных сфер общества на основе согласия и учета интересов субъектов политики
Функция полангаес-
Политология призвана формировать демократическую политическую культуру граждан, способствовать интеграции индивидов в политическое сообщество на основе общепринятых норм и стандартов политического поведения
Прогностическая функция
Политология призвана разрабатывать желаемые и возможные варианты развития политических процессов, учитывая действие различных факторов: международных, экономических, социально-классовых, идеологических и тл.
Логические задания и проблемные вопросы
1. Мыслители античности считали, что политическая наука изучает государ
ство. Современные авторы в качестве предмета политологии рассматрива
ют власть. Как Вы думаете, чем обусловлены различия в понимании пред
мета политологии мыслителями прошлого и современными
исследователями?
2. Часто политику определяют как искусство возможного. Означает ли
это, что политология как наука, изучающая политику, не может дать
объективного знания о политических явлениях, поскольку они очень
изменчивы, связаны с интересами людей? Да и сам политолог, как че
ловек, имеет пристрастия, симпатии и антипатии, поэтому часто преувели
чивает роль одних факторов и недооценивает значение других?
3. Как следует, на Ваш взгляд, понимать утверждение Наполеона:
«Сердце государственного человека должно быть у него в голове»?
4. По замечанию О. Бисмарка, «в политике нельзя составлять план на
длительное время вперед и слепо следовать в его рамках». Как Вы ду
маете, прав ли был «железный канцлер»? Аргументируйте свой ответ.
5. Какое из утверждений о сущности государства ближе к истине:
а) «государственным благом является справедливость», то есть то, что
служит общей пользе (Аристотель);
б) «слабый народ - значит сильное государство, сильное государство -
значит слабый народ. Ослабление народа, следовательно - главная за
дача государства..» (китайский философ Шан Ян; 1011 - 1077)?
6. Объясните, чем обусловлено различие в понимании природы государ
ства у античных философов и школ легистов в Китае?
7. Выделите достоинства и недостатки в понимании природы и устрой
ства государства у древнегреческого философа Демокрита (460 - 370 до
н. э.): «Дела государственные надо считать много более важными, чем
все прочие; каждый должен стараться, чтобы государство было благо
устроено, не добиваясь больших почестей, чем ему приличествует, и
не захватывая большей власти, чем это полезно для общего дела. Ибо
государство, идущее по верному пути, - величайшая опора. И в этом
заключается все: когда оно в благополучии, все в благополучии, когда
оно гибнет, все гибнет».
8. Как Вы думаете, почему в обосновании божественной природы госу
дарства у средневековых философов лежит тезис о «естественной гре
ховности» человека?
9. В какой мере могут быть полезными для совершенствования деятель
ности современных государств следующие утверждения о природе го
сударства:
а) «Люди объединяются затем, чтобы хорошо жить вместе, чего не может достичь никто, живя в одиночестве; но благая жизнь следует добродетели, ибо добродетельная жизнь есть цель человеческого объединения... Но жить, следуя добродетели, не является конечной целью объединенного множества, цель - посредством добродетельной жизни достичь небесного блаженства... Привести к этой цели - назначение не земной, а божественной власти» (Фома Аквинский);
б) «Во всех положениях и состояниях лучшее средство против силы произвола - это противодействовать ей силой же. Применение силы без полномочий всегда ставит того, кто ее применяет, как агрессора и дает право поступать с ним соответствующим образом» (Дж. Локк). Аргументируйте свой ответ.
10. В чем, на Ваш взгляд, различия в определении природы государства у И. Бентама и немецкого философа И. Канта:
а) цель государства - удовлетворение разнообразных интересов лично
сти. «Интересы отдельных лиц - суть единственно реальные интересы.
Заботьтесь об отдельных личностях. Не притесняйте их, не позволяйте
другим притеснять их, и вы достаточно сделали для общества»
(И. Бентам);
б) «Человек есть животное, которое, живя среди других членов своего
рода, нуждается в господине. Дело в том, что он обязательно злоупот
ребляет своей свободой в отношении своих ближних; и хотя он как
разумное существо желает иметь закон, который определил бы грани
цы свободы для всех, но его корыстолюбивая животная склонность
побуждает его, где это ему нужно, делать для самого себя исключение.
Следовательно, он нуждается в господине, который сломил бы его
собственную волю и заставил его подчиняться общепризнанной воле,
при которой каждый может пользоваться свободой» (И. Кант)?
РАЗДЕЛ ВТОРОЙ
Власть и общество: механизм
И формы взаимодействия
Д |
ля понимания характера изменений в политике, ее способности обеспечивать стабильность и сохранять динамическое равновесие групп интересов необходимо учитывать два обстоятельства. Во-первых, политика является относительно самостоятельной сферой и обладает чертами системы. В этом смысле, по выражению Л. фон Берталанфи, она представляет собой совокупность «элементов, находящихся во взаимодействии». Во-вторых, будучи самостоятельной, политика обретает смысл через взаимодействие с миром неполитического, являясь составной частью более широкой целостности - общества. Осознание органической взаимосвязи политической жизни и других сфер жизнедеятельности человека пришло в политологию не сразу.
Первоначально политика, по замечанию М. Вебера, сводилась к деятельности «государства как института, осуществляющего монополию законного применения силы на данной территории». Вся общественная жизнь укладывалась в рамках политической сферы и подчинялась государству. Государство, как носитель и субъект власти, единолично распределяло ценности и ресурсы. Отождествление политического с государством было справедливым до момента выделения гражданского общества.
Развитие институтов гражданского общества отразило процесс нарастающей множественности интересов различных групп населения. На этой основе происходила специализация политических ролей и функций внутри политического сообщества. Понять причины и последствия распределения власти и ценностей в обществе без учета влияния социальных общностей, ментальности и системы культуры было невозможно. Замена понятия государства концепцией политической системы дала возможность учесть влияние неформальных механизмов функционирования мира политики, отразить нарастающую взаимосвязь и взаимовлияние политических структур, политической культуры, политического поведения и гражданского общества.
Для характеристики взаимодействия власти и общества в американской политологии используется понятие «политическая система», представляющая совокупность всех общественных структур в их политических аспектах. По определению Г. Алмонда, политическая системавключает помимо политических институтов социальные и экономические структуры, исторические традиции и ценности общества, культурный контекст его развития. Взаимодействие мира политики и экономической сферы, гражданского общества (социальной и духовной сфер) имеет системный характер, т. е. изменения одного из элементов непременно ведет к изменению всей целостности (общества). Это означает - мир политического можно понять лишь из взаимосвязей его с тем, что не является политикой. Как, впрочем, верно и обратное - изменения в неполитических сферах осуществляются под влиянием политики.
Известно, что целью всякой политической деятельности является власть - либо влияние на нее, либо участие в ней. Власть выступает непосредственным содержанием политики. Однако содержание власти не заключено в ней самой. Власть есть взаимодействие тех, кто ее осуществляет, с тем, что в совокупности составляет социальную среду, в которой она осуществляется. В результате их взаимодействия происходит обмен деятельностью, ресурсами, ценностями, информацией. Следовательно, власть может быть понята через связь с тем, что не является властью.
При этом не только власть влияет на социальную среду, но и среда воздействует на власть. Взаимное влияние может иметь характер прямого воздействия власти и среды друг на друга на основе выполнения политических ролей. Например, государство, как носитель и субъект власти, осуществляет управление делами общества, обеспечивает законность и правопорядок, а граждане признают правомерность принимаемых властью решений и выполняют их. Однако воздействие может быть косвенным и не иметь прямого характера. Например, повышение налога на прибыль создает возможность увеличить поддержку работников бюджетных сфер.
Следовательно, взаимодействие власти и гражданского общества определяет характер изменений социальной системы, ее стабильность и динамизм. Вот почему важно знать, как общество влияет на распределение власти. Не менее значимо также понимание форм и параметров воздействия власти на гражданское общество. Взаимодействие и взаимозависимость власти и общества выражаются понятием «политическая система».