Политические идеи Платона и Аристотеля
Основы учения Платона об обществе составляют диалоги «Гос-во», «политик», и «Законы». В диалоге «Гос-во» Платон подробно обосновывает положение о том, что для общих потребностей необходимо разделение труда между гражданами гос-ва. Идеальное гос-во Платона – это справедливое правление лучших, правление философов, руководствующихся справедливыми законами. В работе «Законы» Платом считает, что если закон не будет иметь силы и находиться под чьей-нибудь властью, то такое гос-во погибнет. Поэтому на страже законов должно стоять правосудие, без которого всякое гос-во перестает быть гос-вом. Платон считал, что в гос-ве возможны 3 основные формы правления: монархия, аристократия и демократия. Идеальная форма правления гос-вом, по Платону, - аристократическая либо монархическая, «смотря по тому, принадлежит ли сознание высших людей немногим или одному». Демократия – власть бедных, где господствует неограниченная свобода, равнозначная полной неурядицей, стихии наглости и анархии.
До платона греческая лит-ра – это преимущественно поэзия. Поэт для людей 5го в. до н. э. – воспитатель юношества и наставник города гос-ва. Начиная с платона и после платона греческая лит-ра – это прежде всего мудрость, наука, философия.
Дальнейшая разработка политических идей античности связана с именем аристотеля. Аристотель рассматривал гос-во как сложную организацию, возникшую из естественного, присущего свободным людям политического общения. Аристотель показывает что гос-во состоит из мн-ва частей и может быть рассмотрена как совокупность граждан, его составляющих. Поэтому он отрицательно расценивает стремление платона к единству в оценке гос-ва, считая что гос-во «единство мн-в» создается не во имя единства, когда люди будут думать, говорить, делать все одинаково и когда кто-то неизбежно принесет себя в жертву этому единству. Все формы правления Аристотель делит на правильные (монархия, аристократия и полития) и неправильные (тирания, олигархия и демократия). Критерием правильности при этом согласно Аристотелю, яв-ся идея справедливости, рассматриваемая как служение общей пользе, с которой связано идея господства законов. Но самое главное при всяком гос-венном строе – это посредством законов и остального распорядка устроить дело так, чтобы должностным лицам невозможно было наживаться.
Полит. идеи Н.Макиавелли в работе «государь».
Отход от чисто теологической интерпретации политики происходит в эпоху Возрождения и связан прежде всего с работами и взглядами итальянского теоретика политики Никколо Макиавелли (1469— 1527), который создал принцип реалистического видения политики. Он доказывает, что в этой сфере люди руководствуются специфическими, отличными от других сфер жизни мотивами поведения, и успех здесь предопределяется не религиозным рвением и не благородством замыслов, но верным расчетом, умением предвидеть последствия тех или иных действий и событий.
По мнению Н. Макиавелли, политика — отражение природы человека, а она отнюдь не благая.
Труды Н. Макиавелли, и прежде всего “Государь”, построены на учете исторического опыта итальянских государств и адресованы вполне конкретным людям — их тогдашним правителям. Автор свободен от оценки политических явлений в духе религиозных догматов и подчеркивает зависимость политики от естественных сил:
климата, места, полезных ископаемых. Политика для него — удел избранных, но хорошему правлению можно научиться, ибо существуют отработанные веками правила политики, знание которых ведет к успеху, а пренебрежение открывает дорогу к поражению и неудаче.
Из всех зверей пусть государь уподобиться двум: льву и лисе. Лев боится капканов, а лиса – волков, следовательно надо быть подобным лисе, чтобы обойти капканы и льву, чтобы отпугнуть волков. Тот, кто всегда подобен льву, может незаметить капкан. Из чего следует, что разумный правитель не может и не должен оставаться верным своему обещанию, если это вредит его интересам и если отпали причины, побудившие его дать обещание.
Полит. мысль средневековья.
Большой вклад в развитие социально-политической мысли в эпоху средневековья принадлежит Фоме Аквинскому (1225-1274 гг.) – итальянскому католическому теологу, одному из величайших гениев человечества. По рождению Фома Аквинский принадлежал к одной из самых известный семей европы, связанной родством с императорами Священной Римской империи. Все прочили ему блестящее светское будущее, и семья переживает, буквально шок, после решения Фомы вступить в Доминиканский нищенствующий орден. Затем он получает блестящее образование, обучаясь сначала в университете Неаполя, затем в Кельне, парижском университете, проявляя везде свои уникальные способности и талант. Среди самых известных работ Аквинского можно выделить такие как: «Сумма против язычников», «о троице», «сумма теологий», «о сущном и сущности». За свои заслуги перед христиански миром Аквинский был канонизирован. Он отдавал предпочтение монархии. Власть, по Аквинскому, есть неизменное добро всегда нечто хорошее, благое, поскольку по своей природе власть есть божественное установление, однако властью, считал Фома Аквинский, может овладеть и зло. Насколько действие правителей отклоняются от воли бога, утверждал Аквинский, на сколько они противоречат интересам церкви, на столько подданные в праве оказывать этим действиям сопротивление.