Основные категории политологии, ее структура и ф-ции.

Основные категории политологии, ее структура и ф-ции.

Категории Политологии - основные, наиболее общие фундаментальные понятия, отражающие существенные стороны предмета науки.

Наиболее общими категориями политологи, охватывающими всю ее проблематику и отражающими ее специфику, выступают категории "политика" и "политическое".

Категория политика - это сложная категория многомерная по содержанию. Производными от нее выступают категории: мировая политика, международная политика, внешняя политика, внутренняя политика, финансовая политика, национальная политика, и т.д.
Категория политическое - также сложное понятие, которое более широко и емко отражает свойства, особенности и принадлежность того или иного процесса, явления, события в сфере политики. Данная категория конкретизируется в таких понятиях, как: политическая жизнь, политическая система, политическая власть, политические отношения, политические интересы, политические ценности, политические конфликты, политические режимы, политические партии, и т.д.

Функции политологии:

Познавательная функция признана познавать политическую реальность и давать знания о природе и источниках властных отношений, способах их рациональной организации.
Инструменталистская функция призвана использовать научные выводы в политической правтике, государственном управлении, партийной стратегии и тактике, в процессах принятия решений и технологиях их реализации.

Воспитательно-социализационная - призвана формировать демократическую политическую культуру граждан, воспитывать индивида как гражданина своей страны и как вообще "политического человека".

Диагностическая функция призвана определять соответствие программ политических курсов как тенденциям социального прогресса, так и реальным возможностям и состоянию развития конкретного общества.

Функция политической рефлексии призвана вырабатывать способность рационально-критически оценивать политические процессы, свободно самоопределяться в политической жизни.

Прогностическая функция признана разрабатывать желаемые и возможные варианты развития политических процессов, учитывая действие различных факторов.

В структуру политологии как достаточно разветвленной системы знаний о политике входят следующие науки:

— история политической мысли. Она изучает этапы эволюции представлений о политической жизни и ее компонентах, которые существовали в различные исторические эпохи;

—политическая философия. Часть политологии, определяющая принципы исследования и представления о месте политики в системе социальных отношений; она осуществляет формирование категориального, понятийного аппарата политической науки;

— политическая социология. Наиболее разветвленная отрасль политического знания, занятая изучением конкретных политических явлений и процессов, построенным на сборе, обобщении и анализе эмпирических данных. В наше время служит рациональной базой реальной политики, используется для прогнозирования и принятия политических решений, при постановке задач и выборе тактики достижения политических целей;

— политическая психология. Она изучает политическое поведение и его мотивацию, особенно в массовых формах;

— политическая антропология. Ее объект — человек, в той или иной форме занимающийся политической деятельностью. Она исследует предпосылки, условия вхождения людей в эту сферу социальной жизни.

Методы политологии.

Методами называются конкретные способы, средства приобретения знаний о политике. В политологии активно используются традиционные методы теоретического и эмпирического социального

познания.

Среди методов теоретического познания, т.е. приемов обобщения полученных в ходе эмпирического исследования данных, создания систем знания, обычно выделяют следующие:

— диалектику, которая предполагает рассмотрение явлений политической действительности с учетом факта их постоянного качественного изменения, умение видеть взаимосвязи частей и компонентов политической жизни, противоречивость политических процессов;

— системный метод, в рамках которого политика рассматривается как целостность, формируемая взаимодействием частей, находящихся в многообразных связях с внешней средой. В качестве фрагментов последней выступают природа, экономика, культура, психика люд ей и т.д.;

— формализацию, которая дает возможность сравнивать, сопоставлять политические явления и целые политические системы по сходным параметрам их существования для выявления различия и сходства, использовать математический аппарат, позволяющий выявить многообразие компонентов, связей, тенденций политической жизни.

Методы эмпирического познания — это средства и способы получения новых знаний о конкретных политических явлениях. К ним относятся:

— описание— наблюдение и фиксация в терминах, принятых в политической науке, наиболее значимых черт, проявлений политической жизни;

— разнообразные формы анкетирования (беседы, интервью, опросы), которые используются для выявления состояний общественного мнения, создания представлений о позициях и ориентациях участников политического процесса;

— статистические методы, с помощью которых производится накопление и систематизированное обобщение разнообразных эмпирических данных, сведений, отражающих различные стороны и состояния объекта. Использование математического аппарата создает возможность машинной обработки больших массивов данных для их обобщения, сравнения, выявления и сопоставления тенденций изменения, а также для их наглядного отображения в виде таблиц, схем, графиков;

— математические методы сбора и обобщения политической информации. Они открывают возможность моделирования политических процессов — составления схематических образов изучаемых объектов, отражающих их сущностные качества;

— методы семиотики — науки о знаковых системах, которые весьма продуктивны в изучении политики, так как политика во многих своих проявлениях (процедуры, традиции, церемонии, ритуалы, стиль политических документов) представляет собой именно знаковую, символическую систему, состоит из предметов и действий, имеющих условный смысл;

—методы герменевтики, целью которых служит не столько фиксация объективной стороны существования политических явлений, сколько понимание, выявление того смысла, который они в себе несут для действующих в политике субъектов.

Полит. мысль средневековья.

Большой вклад в развитие социально-политической мысли в эпоху средневековья принадлежит Фоме Аквинскому (1225-1274 гг.) – итальянскому католическому теологу, одному из величайших гениев человечества. По рождению Фома Аквинский принадлежал к одной из самых известный семей европы, связанной родством с императорами Священной Римской империи. Все прочили ему блестящее светское будущее, и семья переживает, буквально шок, после решения Фомы вступить в Доминиканский нищенствующий орден. Затем он получает блестящее образование, обучаясь сначала в университете Неаполя, затем в Кельне, парижском университете, проявляя везде свои уникальные способности и талант. Среди самых известных работ Аквинского можно выделить такие как: «Сумма против язычников», «о троице», «сумма теологий», «о сущном и сущности». За свои заслуги перед христиански миром Аквинский был канонизирован. Он отдавал предпочтение монархии. Власть, по Аквинскому, есть неизменное добро всегда нечто хорошее, благое, поскольку по своей природе власть есть божественное установление, однако властью, считал Фома Аквинский, может овладеть и зло. Насколько действие правителей отклоняются от воли бога, утверждал Аквинский, на сколько они противоречат интересам церкви, на столько подданные в праве оказывать этим действиям сопротивление.

Политические отношения.

Политические отношения представляют собой связи и взаимодействия между членами об-ва по поводу общих, обязательных для всех интересов, гос-венной власти как орудия защиты и реализации последних.

В орбите политических отношений – распределение власти в об-ве, наличие различных центров власти и взаимодействие между ними. Политические отношения определяют и фиксируют положение о роли социальных групп и индивидов в политической жизни об-ва: в качестве субъектов и объектов властвования; господствующих или подчиненных, управляющих или управляемых. Исторически сложились следующие модели политических отношений: господство, лидерство, управление, контроль. Политические отношения складываются между субъектами различных уровней и подсистем политической жизни. Соответственно они могут проявляться на макроуровне (общегосударственные, общепартийные), на мезоуровне (на региональном и местном уровнях) и на микроуровне (внутрипартийные).

По видам субъектов политические отношения могут быть: межклассовые, внутриклассовые, межгос-венные, партийные и т.д.

По характеру и содержанию выделяют такие виды политических отношений, как: демократические, авторитарные, конфронтационные, консенсусные и др.

По методам осуществления политические отношения делятся на: насильственные, ненасильственные.

По ценностям политические отношения могут выступать в таких формах, как: либеральные, социалистические, националистические и т.п.

Политические интересы.

Осознанное, обобщенное выражение потребностей социальных групп в определенной политике и политических структурах как элементах их реализации составляет содержание политических интересов.

Политические интересы формируются под влиянием дея-ти властных структур в форме реакции на действия власти, а также выражают состояние зависимости уровня жизни людей от деятельности власти. Интересы характеризуют устойчивую ориентацию, определенную направленность поведения соц.групп в сфере политических отношений. Политический интерес сопряжен с сознанием человека своего отношения к властям, к гос-ву, к общественным ценностям и т.д.

По временному критерию политические интересы дифференцируются на: перспективные, ближайшие, постоянные, текущие; по значимости с точки зрения общепризнанных ценностей на: стратегические и тактические; по субъекту-носителю на: общеклассовые, групповые, гос-венные и т.д.

Политические интересы непосредственно работают в политической практике,, выступая базой для управления политическими социальными процессами.

Политическая власть.

Политическая власть – понятие, обозначающее реальную способность определенного класса, иной большой социальной группы или большинства данного об-ва, а также представляющих их организаций и индивидов проводить свою волю по отношению к другим группам, отдельным индивидам, осуществлять общие интересы и цели насильственными и ненасильственными средствами.

Власть, властные отношения существуют везде, в рамках любого устойчивого объединения людей: в семье, в неформальных группах, в производственных коллективах, в разного рода организациях и учреждениях - она неизбежно возникает, так как даже в малом человеческом коллективе существует необходимость в управлении и в поддержании порядка, а также имеет место естественное неравенство его членов, предрасполагающее одних к доминированию и к господству, а других, к подчинению. Власть, действующая в масштабах государства или какого - либо его подразделения (учреждения) или территориальной единицы (провинция, штат, область, город, и т.д.) становится политической властью.

Политическая власть подразделяется на две основные формы: государственную и общественно-политическую. Государственная власть имеет императивный характер. Ее предписания обязательны к исполнению всеми без исключения гражданами (подданными). Она обладает монопольным правом на применение принудительных и репрессивных методов и санкций, а также на использование всего комплекса властных ресурсов. Государственная власть подразделяется на такие разновидности, как законодательная, исполнительная, судебная, военная, которые отличаются функциональным содержанием и конкретными властными полномочиями.

В отличие от государственной общественно-политическая власть не имеет императивного характера и не может располагать ресурсным потенциалом государства. Ее предписания распространяются не на всех граждан, а только на членов той или иной общественно-политической организации. Субъектно-объектные отношения в рамках политической власти могут осуществляться в разных типах властного господства и легитимности. Макс Вебер выделил три основных типа властного господства. Первый – традиционный, опирается на традиции, обычаи, нравы той или иной страны. Второй – харизматический, основывается на личной популярности и влиянии политического лидера. Третий тип властного господства – легальный, базируется на власти законов и приоритетной роли бюрократии.

Ф-ции политической власти:

1)обеспечение господства определенных социальных групп в об-ве;

2) управление общественной жизнью людей, включая поддержание общественного порядка с позиций интересов тех или иных больших социальных групп.

3) поддержание целостности и единства об-ва. В авторитете верховной власти многие мыслители прошлого видели единственное средство спасения от анархии.

Теория разделения властей.

Теория разделения властей - политико-правовая доктрина, согласно которой государственная власть понимается не как единое целое, а как совокупность различных властных функций (законодательной, исполнительной, судебной), осуществляемых независимо друг от друга различными государственный органами.

Так, применительно к законодательной власти используется довольно жесткая юридическая процедура законодательного процесса, которая регламентирует основные его стадии. В системе противовесов важную роль призван играть президент, который имеет право применить отлагательное вето при поспешных решениях законодателя. Деятельность конституционного суда также можно рассматривать в качестве правосдерживающей, ибо он имеет право блокировать все антиконституционные акты.

В отношении исполнительной власти используются ограничения ведомственного нормотворчества и делегированного законодательства, запреты на принятие ею актов, затрагивающих такие отношения, которые должны быть урегулированы только законом. Сюда можно отнести сроки президентской власти, импичмент, вотум недоверия правительству, запрет ответственным работникам исполнительных органов избираться в состав законодательных структур, заниматься коммерческой деятельностью.

Для судебной власти тоже есть правоограничивающие средства, закрепленные в конституции, процессуальном законодательстве:

презумпция невиновности, право на защиту, равенство граждан перед законом и судом, гласность и состязательность процесса, отвод судей и т.п.

Принцип разделения властей должен иметь своим следствием не просто распределение функций между различными звеньями государственного аппарата, а создание трех относительно независимых сфер властвования с действующими в каждой из этих сфер особыми структурами. Рациональность данной теории заключается прежде всего в попытке предотвратить бесконтрольную концентрацию властных полномочий в каком-либо одном политическом учреждении. Последняя неминуемо оборачивается созданием деспотической власти и нарушением прав и свобод человека и гражданина. Принцип разделения властей в различных модификациях

Авторитарный режим.

Авторитарный режим — государственно-политическое устройство общества, в котором политическая власть осуществляется конкретным лицом (классом, партией, элитной группой и т.д.) при минимальном участии народа. Главную характеристику данного режима составляет авторитаризм как метод властвования и управления, как разновидность общественных отношений (например, Испания периода правления Франко, Чили во времена власти Пиночета).

Признаки авторитарного политического режима:

1) в центре и на местах происходит концентрация власти в руках одного или нескольких тесно взаимосвязанных органов при одновременном отчуждении народа от реальных рычагов государственной власти;

2) игнорируется принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную (зачастую президент, исполнительно-распорядительные органы подчиняют себе все остальные органы, наделяются законодательными и судебными полномочиями);

3) роль представительных органов власти ограничена властным субъектом, хотя они и могут существовать;

4) суд выступает по сути вспомогательным органом, вместе с которым могут использоваться и внесудебные органы;

5) сужена или сведена на нет сфера действия принципов выборности государственных органов и должностных лиц, подотчетности и подконтрольности их населению;

6) в качестве методов государственного управления доминируют командные, административные, в то же время отсутствует террор, практически не применяются массовые репрессии, жесткие насильственные приемы осуществления политической власти;

7) сохраняется частичная цензура, существует своего рода “полугласность”;

8) отсутствие единой идеологии (в отличие от тоталитаризма здесь не оправдывают свои поступки стремлением к высоким целям);

9) отказ от полного тотального контроля над всеми сферами общественной жизни, как это наблюдается в тоталитарном политическом режиме;

10) существует частичный плюрализм, оппозиция не допускается, может существовать лишь имитация многопартийности, ибо все имеющиеся партии должны ориентироваться на линию, выработанную правящей партией, в противном случае они разгоняются;

11) права и свободы человека и гражданина главным образом провозглашаются, но реально не обеспечиваются во всей своей полноте (прежде всего в политической сфере);

12) личность лишена гарантий безопасности во взаимоотношениях с властью;

13) “силовые” структуры обществу практически не подконтрольны и используются подчас и в сугубо политических целях;

14) роль лидера высока, но в отличие от тоталитаризма лидер не харизматический.

Тоталитарный режим.

Тоталитарный режим характеризуется абсолютным контролем государства над всеми областями общественной жизни, полным подчинением человека политической власти и господствующей идеологии.

Признаки тоталитарного политического режима:

1) государство стремится к глобальному господству над всеми сферами общественной жизни, к всеохватывающей власти;

2) общество практически полностью отчуждено от политической власти, но оно не осознает этого, ибо в политическом сознании формируется представление о “единстве”, “слиянии” власти и народа;

3) монопольный государственный контроль над экономикой, средствами массовой информации, культурой, религией и т.д. вплоть до личной жизни, до мотивов поступков людей;

4) абсолютная “правовая”, а точнее антиправовая, регламентация общественных отношений, которая базируется на принципе “дозволено только то, что прямо разрешено законом”;

5) государственная власть формируется бюрократическим способом, по закрытым от общества каналам, окружена “ореолом тайны” и недоступна для контроля со стороны народа;

6) доминирующим методом управления становится насилие, принуждение, террор;

7) господство одной партии, фактическое сращивание ее профессионального аппарата с государством, запрет оппозиционно настроенных сил;

8) права и свободы человека и гражданина носят декларативный, формальный характер, отсутствуют четкие гарантии их реализации;

9) экономической основой выступает крупная собственность: общинная, монополистическая, государственная;

10) наличие одной официальной идеологии, фактически устраняется плюрализм;

11) централизация государственной власти во главе с диктатором и его окружением;

12) бесконтрольность репрессивных государственных органов со стороны общества;

13) отсутствие правовой государственности и гражданского общества;

14) государственная власть осуществляется по своему усмотрению, произволу, без учета мнения большинства, в противоречии с демократическими механизмами, нормами и институтами.

Монархии

-абсолютная монархияхарактеризуется всевластием главы государства и не ограничена конституционными учреждениями. Правительство назначает монарха и ответственно перед ним. (Саудовская Аравия, Омане, ОАЭ)

-ограниченные конституционные монархии (Испания, Япония, Бельгия, Дания и др.). В них полномочия монарха строго ограничены законодательными системами.

Наиболее распространенным в современном мире форма правления-республика. Источником власти в них является народное большинство, высшие органы власти избранные гражданами.

Делятся на:

-парламентская республика – образование правительства победившими на выборах партиями.

-президентская республика, глава государства одновременно выступает и в качестве главы правительства.

-смешанная (полупрезидентская) форма правления сочетает в себе признаки президентской и парламентской республики (Австрия, Ирландия, Польша, Россия и др.).

Социальное государство.

Социальное государство предполагает наличие в обществе условий для нормальной, цивилизованной жизни. Основная функция социального государства - обеспечение общественного блага, общественной корысти. Социальное государство - правильное, гуманистическое государство людей и для людей. Критерий правильности - степень развития человеческих контактов, качества общения людей. Процесс становления социального государства раскрыл Боббио в работе «Будущая демократия». Он изобразил наличие потребностей у различных слоев населения и необходимость их реализации. П Функции СГ - ликвидация социальной пустоты, преодоление отчуждения людей от власти.

Основные этапы партогенеза.

Сегодня, по прошествии нескольких столетий политической истории партий, можно выделить три его наиболее крупных исторических этапа.

Начальный этап партогенезауходит корнями в конец XVII - начало XVIII в. Это был период, когда зарождались политические системы раннебуржуазных государств Западной Европы и Америки. Политические процессы того времени, сопровождавшиеся Гражданской войной в США, буржуазными революциями во Франции и Англии, свидетельствуют о том, что появление партий отражало раннюю стадию борьбы между сторонниками различных направлений формировавшейся новой государственности: аристократами и буржуа, якобинцами и жирондистами, католиками и протестантами. Знаменуя собой, определенный этап в усложнении политической системы индустриального типа, партии возникли как инструмент ограничения абсолютной монархии, включения в политическую жизнь «третьего сословия», утверждения в обществе всеобщего избирательного права, развития представительной системы. С их помощью изменение состава политической элиты, рекрутирование правящих кругов стало постепенно превращаться в дело избирательного корпуса. Определяющую роль в возникновении партий играли классовые, социальные, национальные и прочие конфликты.

В XIX столетии партии в основном укрепили свое положение в политической системе, став важным механизмом представительства интересов общества. В то же время начавшийся с первой четверти столетия процесс формирования массовых, в основном социалистических, партий обозначил ряд качественно новых тенденций, обусловивших, в частности, изменение ведущих типов партий и их роли в политическом процессе различных стран и позволивших говоритьо втором этапе партогенеза.

Современныйэтап партогенеза свидетельствует о том, что партии стали не просто органическим, но и одним из основных элементов организации политического порядка и функционирования публичной власти. По мере развития парламентских, конституционных основ буржуазной государственности, партии укрепляли свой политический и правовой статус.

Социал-демократия.

Наряду с либерализмом более жизнеспособной и социально эффективной на практике оказалась идеология социал-демократизма, формирующая в значительной мере центристскую политическую ориентацию. Возникнув более ста лет назад, она была удивительно прагматична, что определило высокую жизненную силу ее идей, несмотря на радикальные изменения в мире.

Сегодня социал-демократическая идеология является политической доктриной центристских сил, хотя зарождалась она как левая идеология, как одно из течений внутри марксизма. Она смогла интегрировать достижения политической мысли разных направлений, в том числе марксизма и либерализма, и создать идеологию, выражающую интересы широких слоев западного общества: рабочих, интеллигенций, предпринимателей.

Коммунизм.

Термин «коммунизм» происходит от латинского communis — общий, всеобщий. Коммунистическая идеология сформировалась на основе марксизма — учения, возникшего в Западной Европе в середине 19 века. В противовес господствующего тогда классическому либерализму марксизм сформировал учение о построении справедливого общества, в котором будет наконец раз и навсегда покончено с человека человеком. В нем будут преодолены все виды социального отчуждения человека от власти, собственности и результатов труда. Такое общество было названо коммунистическим.

Либерализм.

Исходным тезисом либеральной идеологии является положение о священности и неотчуждаемости естественных прав и свобод личности (права на жизнь, свободу и частную собственность), об их приоритете над интересами общества и государства. Главный принцип либерализма — свобода человека как условие реализации им своих неотъемлемых жизненных прав.

Либеральное мировоззрение можно в целом охарактеризовать как антиэтатистское, т.е. отрицательно относящееся к вмешательству государства в общественную жизнь. Государство представляет собой «ночного сторожа», который сохраняет законные интересы граждан.

Консерватизм.

Консервативная идеология является ровесницей либерализма. Она сформировалась как реакция на политические события Великой французской революции и стремилась обосновать необходимость сохранения традиционного уклада политической жизни на основе монархического правления. Основоположниками консерватизма считаются Э.Берк, Ж. Де Местр, Л. Де Бональд, Ф.Гертц.

Среди базовых ценностей консервативной политикой доктрины такие, как порядок, стабильность и традиционализм. Эти ценности являются следствием социально-политической парадигмы, согласно которой общество и государство являются результатом естественной эволюции. Следовательно, нет никакой необходимости вмешательства в логику прогресса, в ход исторических событий.

Основные категории политологии, ее структура и ф-ции.

Категории Политологии - основные, наиболее общие фундаментальные понятия, отражающие существенные стороны предмета науки.

Наиболее общими категориями политологи, охватывающими всю ее проблематику и отражающими ее специфику, выступают категории "политика" и "политическое".

Категория политика - это сложная категория многомерная по содержанию. Производными от нее выступают категории: мировая политика, международная политика, внешняя политика, внутренняя политика, финансовая политика, национальная политика, и т.д.
Категория политическое - также сложное понятие, которое более широко и емко отражает свойства, особенности и принадлежность того или иного процесса, явления, события в сфере политики. Данная категория конкретизируется в таких понятиях, как: политическая жизнь, политическая система, политическая власть, политические отношения, политические интересы, политические ценности, политические конфликты, политические режимы, политические партии, и т.д.

Функции политологии:

Познавательная функция признана познавать политическую реальность и давать знания о природе и источниках властных отношений, способах их рациональной организации.
Инструменталистская функция призвана использовать научные выводы в политической правтике, государственном управлении, партийной стратегии и тактике, в процессах принятия решений и технологиях их реализации.

Воспитательно-социализационная - призвана формировать демократическую политическую культуру граждан, воспитывать индивида как гражданина своей страны и как вообще "политического человека".

Диагностическая функция призвана определять соответствие программ политических курсов как тенденциям социального прогресса, так и реальным возможностям и состоянию развития конкретного общества.

Функция политической рефлексии призвана вырабатывать способность рационально-критически оценивать политические процессы, свободно самоопределяться в политической жизни.

Прогностическая функция признана разрабатывать желаемые и возможные варианты развития политических процессов, учитывая действие различных факторов.

В структуру политологии как достаточно разветвленной системы знаний о политике входят следующие науки:

— история политической мысли. Она изучает этапы эволюции представлений о политической жизни и ее компонентах, которые существовали в различные исторические эпохи;

—политическая философия. Часть политологии, определяющая принципы исследования и представления о месте политики в системе социальных отношений; она осуществляет формирование категориального, понятийного аппарата политической науки;

— политическая социология. Наиболее разветвленная отрасль политического знания, занятая изучением конкретных политических явлений и процессов, построенным на сборе, обобщении и анализе эмпирических данных. В наше время служит рациональной базой реальной политики, используется для прогнозирования и принятия политических решений, при постановке задач и выборе тактики достижения политических целей;

— политическая психология. Она изучает политическое поведение и его мотивацию, особенно в массовых формах;

— политическая антропология. Ее объект — человек, в той или иной форме занимающийся политической деятельностью. Она исследует предпосылки, условия вхождения людей в эту сферу социальной жизни.

Методы политологии.

Методами называются конкретные способы, средства приобретения знаний о политике. В политологии активно используются традиционные методы теоретического и эмпирического социального

познания.

Среди методов теоретического познания, т.е. приемов обобщения полученных в ходе эмпирического исследования данных, создания систем знания, обычно выделяют следующие:

— диалектику, которая предполагает рассмотрение явлений политической действительности с учетом факта их постоянного качественного изменения, умение видеть взаимосвязи частей и компонентов политической жизни, противоречивость политических процессов;

— системный метод, в рамках которого политика рассматривается как целостность, формируемая взаимодействием частей, находящихся в многообразных связях с внешней средой. В качестве фрагментов последней выступают природа, экономика, культура, психика люд ей и т.д.;

— формализацию, которая дает возможность сравнивать, сопоставлять политические явления и целые политические системы по сходным параметрам их существования для выявления различия и сходства, использовать математический аппарат, позволяющий выявить многообразие компонентов, связей, тенденций политической жизни.

Методы эмпирического познания — это средства и способы получения новых знаний о конкретных политических явлениях. К ним относятся:

— описание— наблюдение и фиксация в терминах, принятых в политической науке, наиболее значимых черт, проявлений политической жизни;

— разнообразные формы анкетирования (беседы, интервью, опросы), которые используются для выявления состояний общественного мнения, создания представлений о позициях и ориентациях участников политического процесса;

— статистические методы, с помощью которых производится накопление и систематизированное обобщение разнообразных эмпирических данных, сведений, отражающих различные стороны и состояния объекта. Использование математического аппарата создает возможность машинной обработки больших массивов данных для их обобщения, сравнения, выявления и сопоставления тенденций изменения, а также для их наглядного отображения в виде таблиц, схем, графиков;

— математические методы сбора и обобщения политической информации. Они открывают возможность моделирования политических процессов — составления схематических образов изучаемых объектов, отражающих их сущностные качества;

— методы семиотики — науки о знаковых системах, которые весьма продуктивны в изучении политики, так как политика во многих своих проявлениях (процедуры, традиции, церемонии, ритуалы, стиль политических документов) представляет собой именно знаковую, символическую систему, состоит из предметов и действий, имеющих условный смысл;

—методы герменевтики, целью которых служит не столько фиксация объективной стороны существования политических явлений, сколько понимание, выявление того смысла, который они в себе несут для действующих в политике субъектов.

Наши рекомендации