Основные философские идеи Сократа, Платона и Аристотеля

Сократ, Платон, Аристотель — представители классической философии (5-4 век до н. э.).

Сократ - древнегреч. ф-ф учение к-рого знаменует поворот от материалистического натурализма к идеализму. Об учении С., к-рый ничего не писал, можно судить лишь на основании свидетельств Платона и Аристотеля.

Душа, по его мнению, является антиподом тела: если тело природно и состоит из частиц, то душа своим содержанием имеет понятия. Высшие понятия - Добро, Справедливость, Истина. Благодаря душе человек познаёт вещи, их место в мире, а главное - отношение человека к человеку, к самому себе.

В учении С. была существенно разработана проблема человека

• Подчеркивая противоречивость знаний о бытие, С. обратил внимание на то, что человек, чтоб познать мир, должен обратить внимание на самого себя (способности, границы разума) а уж потом говорить об остальном. В философии С. впервые ставится проблема человека. Философия – учение о человеке (антропоцентризм)

• Проблема человека – пр. самопознания. Девиз: познай самого себя

• С. впервые подчеркивает, что мышление – не произвольный субъективный процесс а, напротив, закономерный, подчиняющийся общим правилам. С. был приверженцем диалогового характера мышления. Это все постановка вопроса и ответ на него.

Даже когда человек мыслит про себя, это тоже диалог. Самопознание и должно осуществляться в процессе диалога и посредством его: в процессе общения ч-к ставит какой-то вопрос, предполагая ответ собеседника. Затем ответ анализируется и ставится новый вопрос. Диалог предполагает критичность ответа, обоснование, аргументацию диалог-полемика, спор, дискуссия.

Цель дискуссии – достижение достат. полного, обоснованного определения понятий. Диалог рассматривался Сократом как столкновение различных и противоположных точек зрения, как уточнение, усиление их аргументации, в рез-те чего достигается синтез, согласие точек зрения более точное и полное определение.

Большое вним. С. уделял определению этических понятий (мужество, прекрасное, добродетель). По С. дурные поступки порождаются только незнанием, и никто не бывает злым по доброй воле.

Платон - основатель объективного идеализма. Согласно учению Платона лишь мир идей представляет собой истинное бытие, а конкретные вещи - это нечто среднее между бытием и небытием, они только тени идей. Платон объявил мир идей божественным царством, в к-ром до рождения человека пребывает его бессмертная душа. За тем она попадает на грешную землю, где временно находясь в чел. теле, как узник в темнице она вспоминает о мире идей. Познание по Платону есть воспоминание душой своего доземного существования.

Считал, что чувства обманывают человека, и поэтому советовал для познания истины "закрыть глаза и заткнуть уши" и довериться своей вспоминающей о своем божественном прошлом душе.

Аристотель - создатель логики, был учеником Платона, но отверг его идеалистическую теорию идей. По мнению Аристотеля, идея ("форма") неразрывна с вещью, каждая вещь состоит из двух начал - материи и формы. В основе мироздания находится неопределенный пассивный субстрат - "первая материя". Однако, в таком виде материя сущ. только в абстракции. В действительности она определяется активностью самих по себе нематериальных форм. Материя это возможность, способность вещи, форма - ее действи­тельность. Возможность переходит в действительность благо­даря движению.

Бог играет роль неподвижного двигателя мира, к-рый един и вечен.

А. провёл разграничение наук на теоретические (мета­физика, физика, математика), практические (этика, экономи­ка, политика) и творческие (поэтика, риторика, ремёсла).

Учение о душе - Душа есть форма по отношению к материи - это проявление активности жизненных сил. Душа и тело связаны между собой. Выделяет 3 вида души: растительная (способность к питанию), животная (способность к ощущению), разумная.

Учение о человеке - Человека отличает способность к интеллектуальной жизни, которая предполагает нравственную позицию. Добродетели бывают дианоэтические (интеллектуальные) и этические (волевые). Высшая форма деятельности человека - познавательная и теоретическая.


Наши рекомендации