Политические концепции Платона и Аристотеля

Кризис мифологического мировоззрения и развитие философии заставили идеологов аристократической верхушки пересмотреть свои устаревшие взгляды, создать философские доктрины, способные противостоять идеям демократического лагеря. Своего наивысшего развития идеология древнегреческой аристократии достигает в философии Платона и Аристотеля.

Платон (427–347 гг. до н.э.) – родоначальник философии объективного идеализма. Его взгляды сложились под влиянием Сократа, знаменитого мудреца, проводившего жизнь в беседах и спорах на афинских площадях. Содержание этих бесед нашло отражение в ранних произведениях Платона, которые обычно выделяют в особую группу так называемых сократических диалогов.

Политико-правовым вопросам посвящены самые крупные диалоги Платона “Государство” и “Законы”.

В диалоге “Государство” идеальный государственный строй Платон рассматривал по аналогии с космосом и человеческой душой. Подобно тому как в душе человека есть три начала, так и в государстве должно быть три сословия. Разумному началу души в идеальном государстве соответствуют правители-философы, яростному началу – воины, вожделеющему – земледельцы и ремесленники. Сословное деление общества Платон объявил условием прочности государства как совместного поселения граждан. Самовольный переход из низшего сословия в высшее недопустим и является величайшим преступлением, ибо каждый человек должен заниматься тем делом, к которому он предназначен от природы. “Заниматься своим делом и не вмешиваться в чужие – это и есть справедливость”.

Платон не придавал в диалоге “Государство” особого значения. В частности, по поводу формы правления в образцовом государстве сказано лишь то, что оно может быть либо монархией, если править будет один философ, либо аристократией, если правителей будет несколько. Основное внимание здесь уделяется Проблемам воспитания и образа жизни граждан.

Разработку идеологии полисной землевладельческой знати продолжил великий древнегреческий философ Аристотель (384–322 гг. до н.э.). Классификация форм государства в “Политике” проводится по двум критериям: по числу правящих лиц и осуществляемой в государстве цели. В зависимости от числа властвующих Аристотель выделяет правление одного, немногих и большинства. По второму критерию выделяются правильные государства, где верховная власть преследует цели общего блага граждан, и неправильные, где правители руководствуются интересами личной выгоды. Наложение этих классификаций друг на друга дает шесть видов государственного устройства. К правильным государствам относятся монархия, аристократия и полития; к неправильным – тирания, олигархия и демократия.

Политические симпатии Аристотеля – на стороне политии, смешанной формы государства, возникающей из сочетания олигархии и демократии.

14 вопрос: Общественно-политические движения и организации: определение и примеры.

От партий необходимо отличать общественно-политические движения. Они представляют собой различные добровольные самодеятельные организации граждан, создаваемые для достижения тех или иных конкретных целей (обсуждение и решение определенных проблем, взаимовыгодная интеграция деятельности, защита своих интересов или общечеловеческих ценностей и т.д.). Подобные организации (союзы, объединения, движения) обычно не ставят задачу овладения властью, но тем или иным образом оказывают влияние на политическую жизнь данного общества, а иногда и мира в целом как уже упоминавшиеся «Гринпис» или «Эмнести интернэшнл». Примерами общественно-политических движений могут быть, скажем: союзы предпринимателей (промышленников, банкиров и др.), которые совместными усилиями пытаются влиять на решения властей о государственном финансировании, капиталовложениях, о предоставлении налоговых льгот своей сфере бизнеса и т. д. Часто они расплачиваются за это финансированием избирательных кампаний, различными подношениями и услугами политикам. Еще более известный пример — профессиональные союзы, или тред-юнионы (от англ. trade - ремесло, профессия + union - союз, объединение), создаваемые для защиты социально- экономических интересов наемных работников. Однако, похоже, эти союзы все более утрачивают свой беспартийный дух и близость к нуждам людей. Некоторые из них (скажем, в Германии, Великобритании) являются основой политических партий и контролируют действия последних. В ряде профсоюзов заметны тенденции к бюрократизации, коррупции и чрезмерной заботе бюрократического аппарата о собственном благополучии. Во многих странах весьма активны правозащитные движения, которые борются против ущемления прав и свобод личности, защищают обвиняемых по политическим мотивам людей, помогают политзаключенным, информируют общественность о случаях политических репрессий и т. п. Очень заметна (в том числе уже и в России) разнообразная деятельность потребительских движений. Они защищают права потребителей, проводят исследования качества товаров, изучают рынок, дают населению рыночную информацию, организуют бойкоты недобросовестных фирм и пр. Наконец, широко известны и другие массовые движения: экологические, женские, молодежные, антивоенные (или, как говорят, пацифистские) и прочие, выполняющие много полезной работы и способствующие решению проблем в сферах своей деятельности При всем этом, однако, важно, чтобы общественно- политические движения действовали ответственно, используя законные и ненасильственные методы защиты, протестов и борьбы. Для общества небезопасно, когда они больше руководствуются эмоциями, гневом, ненавистью, чем трезвыми и взвешенными оценками ситуаций, когда их активисты призывают к насилию, террору, разрушениям, революциям или дезорганизуют работу тех или иных объектов и служб

ПАРТИЙНАЯ СИСТЕМА РК

До формирования политической системы Республики Казахстан в стране была однопартийная система, с единой господствующей идеологией.

Политические партии относятся к самому высокому уровню институтов гражданского общества, так как выполняют функцию политической социализации. Именно политические партии выражают политические интересы отдельных слоёв, групп и в целом всего общества в зависимости от поставленных целей и задач. являютя инструментом взаимосвязи между государством и гражданским обществом.

Кроме того, партийная система должна представлять собой реально действующий инструмент институционализации политического участия масс в управлении государством. Система должна обеспечивать возможность открытого и честного выражения точек зрения различных партий. Деятельность партий должна быть гласной и прозрачной для общества.

Становление многопартийности в казахстанском обществе, плюрализм и борьба мнений вызвали к жизни закономерные процессы переоценки многих ценностей и привели в конечном счете к очевидной трансформации базисных основ как государственности, так и политической системы в целом.

Для обеспечения дальнейшего развития многопартийности необходимо совершенствовать институционализацию политических партий с превращением их в подлинные институты политической системы

В настоящее время Народно – демократическая партия «Нур Отан» фактически составляет ядро всей партийной системы Казахстана, базируется на идеалах демократии, открытости и представляет все социальные слои.

Наши рекомендации