История политических идей в России.
В России политическая мысль имеет длительную историю. Первый русский политический трактат «Слово о Законе и Благодати» был написан первым киевским митрополитом русского происхождения Илариономв XI веке.В нем Иларион утверждает, что закон должен служить истине и благодати.Высшая цель государства – благо всех подданных. Главная задача государства – обеспечение мира, предотвращение войн и наилучшая организация управления.В «Повести временных лет»и в “Слове о полку Игореве– содержится призыв к преодолению междоусобной борьбы, достижению единства русской земли. В период образования и утверждения централизованного Российского государства с центром в Москве (ХIV–ХVI) политическая мысль России сосредоточилась на таких проблемах, как происхождение и роль Российского государства и взаимодействие духовной и светской власти. Особо яркое проявление это нашло в концепции «Москва – Третий Рим», изложенной в посланиях монаха Филофея (конец ХV–начало XVI).Согласно этой теории Москва после Рима и Византии становится мировым центром, православия (истинной веры), которое Русское государство призвано защитить. Для политической мысли России XIX в. был характерен напряженный поиск путей разрешения острых социально-экономических и социально-политических проблем, преодоления отставания России от европейских стран. Уже в начале века в России усилились антифеодальные, антикрепостнические настроения. Это нашло свое отражение в усилении позиций политического либерализма,приверженцем которого был Михаил Сперанский. Он был противником крепостного права, придерживаясь идеи естественных прав человека, выдвинул предложение о создании Государственной Думы как законодательного органа в рамках конституционной монархии, где император обладал бы высшей исполнительной властью, а Сенат – высшей судебной. Политические идеи декабристов Павла Пестеляи Николая Муравьева– нашли свое отражение в проектах коренного преобразования общественно-политической жизни России. Общим для них было решительное отрицание феодализма, сословности, крепостничества и царского самодержавия, отстаивание гражданского равноправия. Ставку декабристы сделали не на верхушечные реформы, а на восстание. Они отстаивали идею народного суверенитета, считая народ источником верховной власти.Существенный вклад в историю российской политической мысли внесла происходившая в 30-40 г XIX полемика между западниками и славянофилами. Если первые призывали в преобразовании страны широко использовать опыт Западной Европы, то вторые говорили о том, что Россия не вполне европейская страна и у нее должен быть свой путь развития. Для славянофилов было характерно критичное отношение к Западу, в том числе и к западному парламентаризму. Политическая идеология русских революционных демократов Виссариона Белинского, Александра Герцена, Николая Чернышевского, Николая Добролюбовав революционном отрицании самодержавного крепостнического строя шла дальше проектов декабристов, так как содержала в себе отрицание эксплуатации в целом, капиталистических порядков, выражала социалистические идеалы. Социалистическая политическая доктрина была в России представлена во многих вариантах. Продолжателем народнической теории общинного социализма явилась эсеровская идеология социалистов революционеров. Марксистский социализм был представлен в России как умеренным реформистским крылом (меньшевики), ярким представителем которого был Георгий Плеханов, так и революционным леворадикальным направлением (большевики), во главе которого стоял Владимир Ленин. Ленин оставил много оригинальных идей политологического характера. Им создана концепция партии нового типа, учение о революционной ситуации. В работе «Государство и революция» он писал о происхождении сущности и типах государства, охарактеризовал условия его отмирания. Таким образом, в России был представлен весь возможный спектр политических теорий. Однако в силу остроты социально-экономических проблем в России, доведенных до крайне степени затянувшейся первой мировой войной, и неспособности правящей политической элиты овладеть ситуацией на практике была реализована леворадикальная марксистская социалистическая политическая доктрина. Основной идеей этой доктрины являлся тезис о необходимости установления диктатуры пролетариата, на основе которой должно быть построено социалистическое общество, где ликвидируются частная собственность и рыночные отношения.Вплоть до середины 80-х гг. прошлого века политологии как самостоятельной науки в России, являвшейся ядром Советского Союза, не существовало, политические проблемы обсуждались в рамках исторического материализма, научного коммунизма, истории КПСС, теории государства и права. Политическая мысль развивалась в жестких рамках марксизма-ленинизма. Политологические идеи иного характера развивались русскими эмигрантами. Среди них можно назвать, появившуюся в 20-30 годы концепцию евразийства. Еврозийцы считали, что Россия есть страна особой культуры, отличной от европейской, поэтому она не должна в организации политической жизни слепо заимствовать политические идеи, институты Запада, а искать свой особый путь. Эта концепция и в наши дни активно обсуждается научной общественностью.В ходе реформирования общества, начавшегося в конце прошлого века, российская политическая мысль, преодолев изоляцию от мировой политической мысли и рамки марксистской доктрины, стала развиваться на основе идеологического и теоретического плюрализма. Исследователи политической жизни успешно овладевают передовыми достижениями мировой политической теории. В ряде университетов страны готовят специалистов в области политических наук. Было начато присвоение ученых степеней кандидата и доктора политических наук. В настоящее время российская политическая наука охватывает широкий спектр исследований от философии политики до конкретных прикладных политологических разработок.
7.Происхождение и сущность политики.
Политика является сравнительно поздним социальным явлением. В первобытном обществе ее не было. Но с разложением первобытнообщинного строя, следствием чего было усложнение общества, появление в нем групп с непримиримыми интересами (например,рабы и рабовладельцы) прежних форм регулирования совместной жизни (мораль,религия,искусство) оказалось недостаточно. Поэтому возникло государство как институт общественного управления, а отсюда и сформировалась политика как особая сфера общества. С развитием общества изменялась и политика, на сегодняшний день она представляет собою сложное явление, изучение которого вызывает большие трудности, в силу чего существует множество подходов к её исследованию, разнообразие определений понятия «политика». Среди этих подходов можно выделить следующие:1.Коммуникативный. Политику рассматривают как сферу взаимоотношений социальных групп и индивидов, где они вступают в конфликты друг с другом и достигают согласования своих интересов. Эту трактовку политики еще называют конфликтно-консенсусной;2.Телеологический. Здесь политика определяется как сфера общественной жизни, где вырабатываются цели обязательные для всего общества;3.Директивный. Видит политику как сферу, где происходит борьба за власть и ее использование для реализации определенных интересов, достижения определенных целей. Это сфера властных отношений.4.Институциональный. Решающим моментом здесь выступает вопрос об орудиях власти, институтах осуществления политической власти. Это, прежде всего государство. Политика определяется как участие в делах государства, определение содержания его деятельности.5.Системно-функциональ-ный. Сущность политики выявляет через те функции, которые она выполняет в обществе. Схематично это можно изобразить следующим образом:
Требования Решения
Вход→ Политическая система → Выход
Поддержка Действия
Политика определяется как система, преобразующая требования и поддержку различных социальных групп и индивидов в определенные решения и действия. Есть и другие определения политики, например, «политика -есть деятельность по достижению общего блага», «политика – это взаимоотношения по типу «друг – враг»» и др.Исходя из анализа имеющихся трактовок политики, можно дать следующее определение понятия «политика»:Политика есть деятельность социальных групп и индивидов по выработке обязательных для всего общества целей и практической их реализации через государственную власть.