История политических идей в России

В России политическая мысль имеет длительную историю. Первый русский политический трактат «Слово о Законе и Благодати» был написан первым киевским митрополитом русского происхождения Илариономеще в XI веке.В нем Иларион утверждает, что закон должен служить истине и благодати. Сущность государства для него – в божественной воле, а князь – ставленник Бога, власть которого должна основываться на законе. Высшая цель государства – благо всех подданных. Главная задача государства – обеспечение мира, предотвращение войн и наилучшая организация управления.

В «Повести временных лет» (начало XII в.) и в “Слове о полку Игореве (конец ХII в.) – содержится призыв к преодолению междоусобной борьбы, достижению единства русской земли.

В период образования и утверждения централизованного Российского государства с центром в Москве (ХIV – ХVI вв.) политическая мысль России сосредоточилась на таких проблемах, как происхождение и роль Российского государства и взаимодействие духовной и светской власти. Особо яркое проявление это нашло в концепции «Москва – Третий Рим», изложенной в посланиях монаха Филофея (конец ХV – начало XVI в.).Согласно этой теории Москва после Рима и Византии становится мировым центром, православия (истинной веры), которое Русское государство призвано защитить. Во власти царя, наместника Бога Филофей совмещает духовную и светскую власть. Он ограничивает духовную власть и возвышает светскую власть, рассматривая церковь как одно из ведомств государства.

В XVII – XVIII вв. политическая мысль России была занята обоснованием необходимости абсолютной монархии. Мыслители - Феофан Прокопович (1681-1736), Василий Татищев (1686-1750) и др. - говорили о необходимости просвещенной монархии. В это же время с позиций радикальной критики крепостничества и самодержавия впервые в России выступил Александр Радищев (1749–1802). Он не верил в возможность просвещенного абсолютизма и был сторонником республиканской формы правления. Его радикально-демократические взгляды оказали сильное влияние на политичекую мысль ХIX в.

Для политической мысли России XIX в. был характерен напряженный поиск путей разрешения острых социально-экономических и социально-политических проблем, преодоления отставания России от европейских стран.

Уже в начале века в России усилились антифеодальные, антикрепостнические настроения. Это нашло свое отражение в усилении позиций политического либерализма,приверженцем которого был Михаил Сперанский (1772-1839). Он был противником крепостного права, придерживаясь идеи естественных прав человека, выдвинул предложение о создании Государственной Думы как законодательного органа в рамках конституционной монархии, где император обладал бы высшей исполнительной властью, а Сенат – высшей судебной. М.М.Сперанский был сторонников реформ сверху.

Политические идеи декабристов Павла Пестеля (1793-1826)и Николая Муравьева (1795-1843)– нашли свое отражение в проектах коренного преобразования общественно-политической жизни России. Общим для них было решительное отрицание феодализма, сословности, крепостничества и царского самодержавия, отстаивание гражданского равноправия. Ставку декабристы сделали не на верхушечные реформы, а на восстание. Они отстаивали идею народного суверенитета, считая народ источником верховной власти.

Существенный вклад в историю российской политической мысли внесла происходившая в 30-40 гг. XIX в. полемика между западниками и славянофилами. Если первые призывали в преобразовании страны широко использовать опыт Западной Европы, то вторые говорили о том, что Россия не вполне европейская страна и у нее должен быть свой путь развития. Для славянофилов было характерно критичное отношение к Западу, в том числе и к западному парламентаризму. Они были сторонниками сохранения самодержавия в сочетании с расширением свободы и самоуправления народа. Они верили в возможность единения народа и монарха, олицетворяющего народную волю.

Политическая идеология русских революционных демократов Виссариона Белинского (1811- 1848), Александра Герцена (1812-1870), Николая Чернышевского (1828-1889), Николая Добролюбова (1836-1861)в революционном отрицании самодержавного крепостнического строя шла дальше проектов декабристов, так как содержала в себе отрицание эксплуатации в целом, капиталистических порядков, выражала социалистические идеалы.

Радикализм революционных демократов был продолжен в теориях революционных народников Петра Лаврова (1823 – 1900), Павла Ткачева (1844-1885), теоретика анархизма Михаила Бакунина (1814-1876).

Консервативно-охранительное направление русской политической мысли в XIX в. представляли Константин Леонтьев (1831-1891), Николай Данилевский (1822-1885), Федор Достоевский (1821-1881), Константин Победоносцев (1827-1907). Общим для них являлось отрицательное отношение к Западу, к идеям революционного преобразования страны, своеобразная романтизация прошлого и настоящего России.

Либеральные идеи во второй половине XIX - начале ХХ вв. в России развивали Максим Ковалевский (1851-1916), Борис Чичерин (1828-1904), Лев Петражицкий (1867-1931), Павел Новгородцев (1886-1824) и др. Они были сторонниками следования России по пути, проложенному передовыми странами Запада.

Социалистическая политическая доктрина была в России представлена во многих вариантах. Продолжателем народнической теории общинного социализма явилась эсеровская идеология социалистов революционеров. Марксистский социализм был представлен в России как умеренным реформистским крылом (меньшевики), ярким представителем которого был Георгий Плеханов (1856-1918), так и революционным леворадикальным направлением (большевики), во главе которого стоял Владимир Ленин (1970-1924). В. Ленин оставил много оригинальных идей политологического характера. Им создана концепция партии нового типа, учение о революционной ситуации («когда низы не хотят жить по-старому, а верхи не могут управлять по-старому») и др. В работе «Государство и революция» он писал о происхождении сущности и типах государства, охарактеризовал условия его отмирания.

Таким образом, в России был представлен весь возможный спектр политических теорий. Однако в силу остроты социально-экономических проблем в России, доведенных до крайне степени затянувшейся первой мировой войной, и неспособности правящей политической элиты овладеть ситуацией на практике была реализована леворадикальная марксистская социалистическая политическая доктрина. Основной идеей этой доктрины являлся тезис о необходимости установления диктатуры пролетариата, на основе которой должно быть построено социалистическое общество, где ликвидируются частная собственность и рыночные отношения.

Вплоть до середины 80-х гг. прошлого века политологии как самостоятельной науки в России, являвшейся ядром Советского Союза, не существовало, политические проблемы обсуждались в рамках исторического материализма, научного коммунизма, истории КПСС, теории государства и права. Политическая мысль развивалась в жестких рамках марксизма-ленинизма. Политологические идеи иного характера развивались русскими эмигрантами. Среди них можно назвать, появившуюся в 20-30 годы концепцию евразийства. Еврозийцы считали, что Россия есть страна особой культуры, отличной от европейской, поэтому она не должна в организации политической жизни слепо заимствовать политические идеи, институты Запада, а искать свой особый путь. Эта концепция и в наши дни активно обсуждается научной общественностью.

В ходе реформирования общества, начавшегося в конце прошлого века, российская политическая мысль, преодолев изоляцию от мировой политической мысли и рамки марксистской доктрины, стала развиваться на основе идеологического и теоретического плюрализма. Исследователи политической жизни успешно овладевают передовыми достижениями мировой политической теории. В ряде университетов страны готовят специалистов в области политических наук. Было начато присвоение ученых степеней кандидата и доктора политических наук. В настоящее время российская политическая наука охватывает широкий спектр исследований от философии политики до конкретных прикладных политологических разработок. Результаты этих исследований отражены во многих публикациях, в том числе в таких специализированных журналах как «Политические исследования (Полис)», «Власть», «Полития» и др.


Наши рекомендации