Особенности развития политических идей России

Русская политическая мысль возникла в Киевской Руси в процессе ее христианизации и развивалась во взаимосвязи с древнерусской культурой. В период Древней Руси (XI—XIII века) политическая мысль была подчинена задачам единения восточнославянских земель, становления и укрепления русской государственности. Это нашло отражение в таких произведениях, как «Слово о законе и благодати» (1049) киевского митрополита Иллариона (1049), «Повесть временных лет» (1113), «Слово о полку Игореве» (конец Х1 века), «Поучение Владимира Мономаха» (1125).

В XIV—XVI веках в политической мысли получили освещение вопросы независимости Руси, централизации государства, сильной и неограниченной самодержавной власти, нашедшие обоснование в теории монаха Филофея «Москва - третий Рим», по которой Московская Русь являлась преемницей Римской и Византийской империй; в программах политико-юридических преобразований И. С. Пересветова, переписке Ивана IУ Грозного с А. Курбским. В ХУII веке появилась идея соборности власти монарха, которая, хотя и божественна по своей сути, но происходит согласно воле всего народа. Наилучшая форма правления, по мнению сторонников этой идеи (И. Тимофеева, Ю. Крижанича), — сословно-представительная монархия.

В результате реформ Петра I в России потерпело крушение старое религиозное представление о власти. Одновременно усилилось западное рационалистическое влияние, в том числе, в общественно-политической мысли. Кардинальные изменения в общественной жизни привели к появлению новых политико-правовых теорий. В первой половине XVIII века в России получила распространение теория просвещенной монархии. Активным ее поборником былФеофан Прокопович — сторонниктеории естественного права и общественного договора. Рассматривая основные формы государства, он пришел к выводу, что лучшей и наиболее совершенной формой правления является абсолютная наследственная монархия, но при этом власть должна служить «общему делу», быть просвещенной.

Близкую позицию занималВ. Н. Татищев (1686—1750), государственный деятель, ученый, автор многотомной «Истории государства Российского». В вопросе о про­исхождении государства он исходил из патриархальной теории: власть монарха является продолжением и развитием власти «отеческой». При определении характера государственного устройства мыслитель выступал сторонником географического детерминизма: небольшое государство, по его мнению, может быть демократическим, а у непросвещенного народа в огромной стране возможна лишь монархия. Правда, при этом он ратовал за ограничение власти царя представительными дворянскими учреждениями.

К консервативному направлению принадлежал и Н. М. Карамзин – видный историк, литератор, создатель фундаментальной «Истории госу­дарства Российского». Суть концепции Карамзина со­стояла в обосновании самодержавного правления. Он выступал противни­ком законодательного ограничения власти монарха, обязанного заботиться о благе страны, заявлял, что России нужна не конституция, а «пятьдесят хороших губернаторов».

Либеральный характер носили проекты конституционных реформ. М. М. Сперанского, который рассчитывал без «великих переломов» преобразовать русское общество. Он предлагал, сохраняя самодержав­ную монархию, сочетать ее с принципами разделения властей, для чего считал необходимым создать Государственную думу и сенат, но не как самостоятель­ные органы, а как проявление единой власти монарха.

В конце XVIII века в России зародилось революционно-демократическое течение, основателем которого стал А. Н. Радищев. В книге «Пу­тешествие из Петербурга в Москву» он резко критиковал социальные пороки современного ему общества, привел примеры произвола и беззакония, сделал вывод об антинародной сущности феодально-крепостнического госу­дарства. Не веря в то, что крепостное право будет отменено сверху, мыслитель пришел к выводу, что единственным средством ликвидации крепостнических порядков может быть народная революция. По словам Радищева, «самодержавство есть наипротивнейшее человеческому естеству состояние...». Первый россий­ский революционер был приговорен к смертной казни, которую заменили ссылкой в Сибирь.

В XIX веке окончательно сформировались три основных направления поли­тической мысли России: консервативное, либеральное и радикальное (револю­ционно-демократическое).

Первое представляли славянофилы(А. С. Хомяков, братья Киреевские, братья Аксаковы), которые доказывали, то русское общество развивалось и будет развиваться по своему собственному пути, отличному от западных стран. Н. Я. Данилевский выдвинул идею, согласно которой с культурно-исторической точки зрения Россия не может считаться частью Европы и должна противостоять западному влиянию.

Ко второму направлению относились западники (П. В. Анненков, И. В.Вернадский, В. П. Боткин) считали, что у России нет другого пути, кроме того, по которому давно уже шли западноевропейские страны. Они выступали за принятие западных политических ценностей, в частности, парламентаризма и конституционных порядков Англии и Франции.

Радикальное (революционно-демократическое)направление политиче­ской мысли России представляли: декабристы П. И. Пестель, Н. М. Муравьев и др.; революционные демократы В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. П. Огарев, Н. Г. Чернышевский, А. Н. Добролюбов; народники П. Л. Лавров, М. А. Бакунин, П. Н. Ткачев, Н. К. Михайловский и др. Литературный критикВ. Г. Белинскийвыступал за радикальное уничтожение крепостничества в России, был идеологом крестьянской революции, непримиримым борцом против официальной идеологии «Православие, самодержавие, народность». Писатель А. И. Герцен разработал концепцию «русского социализма», центральным звеном которого являлась крестьянская община. Вершиной революционного демократизма в России стало творчество Н. Г. Чернышевского, который высказал мысль о целесообразности федеративного устройства Российской республики, которая будет создана в результате крестьянскойреволюции и основана на выборности общегосударственных органов и на раз­витии местного самоуправления.

Основными чертами идеологии народничества являлись: негативное отношение к капитализму и его политическим институтам; представления о возможности перехода к социализму, минуя капитализм, через крестьянскую общину, в которой народники видели зародыш социализма.

С острой критикой народничества выступал марксист В. И. Ленин, который считал, что развитие России должно идти по капиталистическому пути, был сторонником социалистической революции и установления диктатуры пролетариата. В. И. Ленин внес коррективы в марксистскую полити­ческую теорию, сформулировал идеи о возможности победы пролетарской революции первоначально в нескольких или одной отдельно взятой стране, а го­сударстве нового типа, о партии нового типа и т. д.

Вместе с тем политология не получила в России конца XIX — начала XX века такого широкого развития, как философия, социология и юридическая наука. После октяб­ря 1917 года политология вовсе не признавалась как наука и трактовалась как буржуазная лженаука.

Во второй половине 1980-х годов начинается новый этап в развитии политической науки, который можно определить как своеобразный политологический взрыв. В 1989 году Высшая аттестационная комиссия СССР официально признала статус политологии как научной дисциплины, начали со­здаваться специализированные советы по защите докторских и кандидатских диссертаций, институты социально-политических исследований, кафедры полито­логии в вузах.

Политическая мысль Беларуси

Первые пись­менные памятники политического характера древней Беларуси посвящались утверждению христианской религии и укреплению феодальной власти. Значи­тельную роль в распространении письменности и просвещения сыгралаЕвфросинъя Полоцкая. Ее общественно-политические взгляды — это протест против братоубийственных усобиц, необходимость единства восточнославянских княжеств перед лицом внешней угрозы. Выдающимся деятелем древнебелорусской культуры был Кирилл Туровский, восемь «Слов» и «Поучений», три притчи ряд посланий, ка­нонов которого проникнуты гуманизмом, патриотизмом, идеей сильной цент­рализованной власти, которая покончила бы с междоусобными войнами удельных княжеств.

Особое место в истории политической мысли Беларуси занимает эпоха Возрождения и Реформации — своеобразный «золотой век» в истории белорус­ской культуры. Одна из особенностей белорусского Возрождения состояла в том, что гуманизм и реформация переплетались между собой и развивались одновременно. В эпоху Возрождения белорусская земля дала миру ряд ярких мыслителей. В первую очередь это Франциск Скорина Источником для изучения его общественно-политических взглядов являются предисловия и послесловия к изданным библейским книгам, которые пронизаны патриотическими чувствами, мыслью о том, что каждый человек несет ответственность за судьбу своей Роди­ны и должен работать на ее благо. Скорина выступал сторонником справедли­вости, юридической свободы и равенства всех людей, осуждал гнет, деспотизм и своеволие феодалов, имущественное неравенство. Политическим идеалом Ф. Скорины являлась монархия во главе с просве­щенным монархом. Правитель,по его мнению, должен осуществлять власть в строгом соответствии с законами, внимательно следить за исполнением право­судия.

Современником Ф. Скорины был выдающийся белорусский поэт, гуманист и просветитель Н. Гусовский В его «Песне о зубре» звучит призыв к единению и дружбе разных по вере и культуре европейских народов, идея патриотизма и антиво­енный пафос. Н. Гусовский первый в славянской литературе увидел и отразил начало кризиса социально-политического строя Великого княжества Литовского, с возмущением писал о бедствиях простого народа, разбое и волюнтариз­ме угнетателей, защищал преимущественно раннебуржуазные идеалы.

Дальнейшее развитие национальной общественно-политической мысли Беларуси связан с Реформацией. Труды А. Волана за антикатолический характер были занесены духовенством в «индекс запрещенных книг». Его социально-политическое учение изложено в произведениях «О политической и гражданской свободе», «Речь к сенату» , «0 государе и его добродетелях», где нашла отражение защита идеи ограниченной монархии. Волан указывает на правильные и неправильные формы правления государством, дает светскую трактовку «естественного права», выступал за равенство всех сословий перед законом; считал; что законы являются гарантией свободы, а правопорядок в стране зависит, в свою очередь, от мудрой и справедливой власти. Л.Сапега подчеркивал, что всякая власть неизбежно выродится в тиранию, если она не будет опираться на право, жестко ограничивать свою деятельность законами. Идея правового государства нашла отражение в ІІІ Статуте Великого княжества Литовского 1588 года.

Симон Будный в своем главном политическом произведении «О светской власти» выступил с острой критикой существующего государственного строя, требовал ограничения магнатского своеволия, равенства всех сословий перед законом, справедливости, правосудия, а также обосновал свой политический идеал — монархию, ограниченную сословным представительством и законом, во главе с просвещенным монархом. Интересными являются размышления С. Будного о проблемах войны и мира. Он подразделял войны на справедли­вые, ведущиеся ради обороны Родины, и несправедливые (завоевательные). Выступал за всестороннее сотрудничество всех славянских народов.

Значительную роль в развитии общественно-политической мысли Беларуси второй половины XVI века сыграл и Василий ТяпинскийОн выступал в защиту белорусского народа, его культуры от феодально-католи­ческой реакции, резко критиковал духовенство за то, что оно не содействует распространению просвещения среди населения. Основной целью человека считал служение Родине, отстаивал идею единства и дружбы между белорусским, украинским и русским народами, подчеркивал историческое единство славян.

Мыслителем периода Речи Посполитой является Казимир Лыщинский (трактат «О несуществовании Бога»). В нем сочетаются оригинальные материалистические, атеистические и общественно-политические идеи. Лыщинский был сторонником утопического социализма, высказывал идеи имущественного равенства, всеобщности труда, выступал с осуждением войн, которые беспрерывно вела Речь Посполитая, и которые несли неисчислимые бедствия; народу. Он обосновал необходимость справедливого законодательства, равного суда для всех. Лыщинский был сожжен как атеист на костре в Варшаве.

Особое место в общественно-политической мысли XVI—XVIII веков занимала проблема освобождения Беларуси от польского гнета и соединения ее с Россией. Видными представителями этого движения являются Афанасий Филипповмичи Симеон Полоцкий. В сборнике статей А. Филипповича «Диариуш» («Дневник»), подвергался острой критике произвол светских и духовных-феодалов. Он решительно выступал за объединение Беларуси и Украины с Россией. Социально-политическим идеалом Симеона Полоц­кого было сильное государство во главе с «просвещенным монархом», цель ко­торого — установление в обществе «вечного мира", достижение всеобщего благосостояния без расколов и мятежей. С. Полоцкий проявил себя также как талантливый писатель, педагог и политик, к мнению которого прислушивались государственные деятели России, где он жил с 1654 года.

Развитие капиталистических отношений в экономике, оживление общественного движения в первой половине ХIX века активизировали развитие просветительства в Беларуси. Его центром в Северо-Западном крае в это время был, Виленский университет, созданный в 1803 году на основе Главной Виленской школы. В университете имелся и факультет моральных и политических наук — один из немногих, а, возможно, и единственный в Российской империи, где изу­чались политические науки и велись исследования в этой области. Главным направлением общественно-политической мысли Беларуси начала XIX века стали поиски независимости. В условиях российского самодержавия они приобрели нелегальный характер и нашли воплощение, прежде всего, в деятельности и творчестве тайных студенческих обществ Виленского университета — филоматов (в переводе с греческого — "любители знаний") и филаретов ("любители добродетели"). Во главе этих обществ стояли А. Мицкевич, Я. Чачот, Т. Зан и др.

После поражения восстания 1830—1831 годов начался революционно-де­мократический этап развития общественно-политической мысли Беларуси. Передовые белорусские мыслители поняли, что без участия в национально-осво­бодительном движении широких народных масс, прежде всего крестьянства, рассчитывать на успех в борьбе с царизмом невозможно. Одним из первых эту мысль высказал Михаил Волович. Он выступал за отмену крепостного гнета, за право каждого народа на самостоятельное развитие, критиче­ски оценивал польское восстание.

Наиболее полная и основательная программа преобразования общественно-политического строя, решения национального и социального вопросов была создана выдающимся политическим мыслителем, публицистом, руководителем восстания 1863—1864 годов в Беларуси и Литве К. С. Калиновским. Для его мировоззрения характерными являются идеи революционного демократизма и утопического социализма, которые он изложил на страницах нелегальной газеты "Мужыцкая праўда".

В социальной утопии Калиновского четко прослеживаются три аспекта. Во-первых, блестящая критика современных ему феодально-крепостнических отношений. Во-вторых, положительный идеал справедливого общественного строя, в котором созданы все условия для счастья человека труда. В-третьих, пути осуществления этого идеала. Развивая идеи русских революционных демократов, Калиновский изобличил сущность крепостнической эксплуатации, показал паразитизм помещиков, исключительно тяжелое положение крепостных крестьян Беларуси, критиковал огромный бюрократический аппарат управления с процветающей системой взяточничества. Решительно выступал против распространенной среди крестьян веры в "доброго царя", убедительно доказывал, что издевательства и несправедливость исходят от самого монарха, освобождение крестьян и всех трудящихся связывал с переходом государственной власти в руки народа. О предназначении демократической власти в новом обществе писал, что "не народ для правительства, а правительство для народа". Политическим идеалом Калиновского являлась демократическая республика. Он хотел создать в Беларуси общество с всеобщим равенством прав, выступал за решительную отмену в нем всех привилегий и ограничений, предлагал оце­нивать человека по его реальным делам и заслугам. В новом обществе он меч­тал раздать всю поземельную собственность крестьянам; чтобы мужики "барщины не служили и никакого в казну оброка не платили, чтобы на веки веков народ наш был свободными и счастливым". Он настойчиво пропагандировал идею дружбы народов, разделял идею Герцена о создании федерации свобод­ах славянских народов после того, как они завоюют государственную незави­симость.

С революционно-демократическим этапом политической мысли Беларуси связана деятельность и программа революционной демократической группы «Гомон", созданной студентами-белорусами в Петербурге в 80-е годы XIX века. В 1884 году они начали издавать нелегальный журнал "Гомон". Гомоновцы теоретически обосновали существование белорусской нации, право белорусов на самоопределение, социальное и национальное освобождение белорусского народа связывали с победой народной революции в России, переходом власти в руки Учредительного собрания и образованием федерации свободных, равноправных, автономных областей, создаваемых на просторах Российской империи. Видными представителями революционно-демократического направ­ления являлись писатели-демократы Ф. Богушевич, Я. Лучина, А. Гуринович.

Развитие общественно-политической мысли в началеXX века, в период революции 1905— 1907 годов и после; нее обусловливалось борьбой трех классовых лагерей на политической арене; правительственного царизм, помещики, либерально-буржуазного и демократического (рабоче-крестьянского). Лучшие традиции общественно-политической мысли Беларуси предшествующих веков были положены в основу деятельности первой самостоятельной белорусской политической организации — Белорусской революционной громады, возник­шей в 1902 году. Это была национальная партия левонароднического направ­ления. Ее создатели— видные представители белорусского национального Возрождения братья А и И. Луцкевичи, В. Ластовский, А. Власов, А. Пашкевич (Тётка) и др.

Развитие национального самосознания белорусского народа стимулиро­вало создание 1 января 1919 года Белорусской Советской Социалистической Республики. В 1920-е годы в республике активно велась работа по националь­но-культурному возрождению, усилившаяся с началом в 1924 году политики "белорусизации" общественной жизни. Основными научными центрами являлись БГУ и Институт белорусской культуры, преобразованный в 1929 году в АН БССР. Общественно-политическая мысль Беларуси периода белорусиза­ции нашла выражение в работах председателя ЦИК БССР А. Червякова, председателя СНК БССР И. Адамовича, а также известных ученых и политических деятелей В. Игнатовского, В. Ластовского, Б. Тарашкевича и др.

Вместе с тем, мировоззренческая и политическая нетерпимость, культиви­ровавшаяся руководством ВКП(б), а также негативное отношение небелорус­ской части руководства КП(б)Б к национальному возрождению белорусов при­вели в конце 1920-х годов к свертыванию белорусизации. В 1930-е годы боль­шинство ее активных сторонников были объявлены национал-демократами и подверглись террору. С выходом в свет в 1938 году сталинского "Краткого курса истории ВКП{6)" были окончательно искоренены всякие попытки творче­ского мышления, утвердилась тоталитарная идеология. При рассмотрении во­просов истории белорусской государственности акцент делался на разоблаче­нии "белорусского буржуазного национализма".

Современный этап развития политических идей в Беларуси начался в конце 1980-х годов. Переход к плюрализму, свободе мысли, исчезновение монополии на идеологию определили новое состояние обществоведения.

Наши рекомендации