Политическое сознание: понятие, функции
Под политическим сознанием понимаются многообразные проявления человеческой духовности, отражающие деятельность механизмов политической власти и направляющие поведение людей в сфере политических отношений. Т.е. политическое сознание – это субъективный образ определенного среза объективной реальности.
В политическом сознании выделяют два уровня, организации его компонентов: концептуальный и обыденный. На концептуальном уровне политическое сознание функционирует в виде политических теорий, доктрин, программ, учений и т.д. Для обыденного уровня характерны обобщенные представления о политике, традициях, нормах политического поведения, распространенные в данном обществе. Таким образом, в политическом сознании теоретические взгляды, сформулированные политическими деятелями, и массовое сознание граждан, осмысливающее проблемы политики, переплетаются в единый духовный комплекс, осуществляющий целостное воспроизведение политической жизни.
Политическое сознание как система ценностей, взглядов, установок выполняет следующие функции: осознание социальных интересов групп, сопоставление последних с запросами других групп субъектов, осмысление принципов взаимодействия субъектов с институтами власти и мобилизация людей на решение общественно-государственных дел.
(Политическое сознание как неинституциональный элемент политики выполняет три важнейших функции:
когнитивную (т.е. функцию отражения потребности общества в постоянном обновлении знаний для выполнения и модификации функций политических субъектов); коммуникативную (т.е. функцию обеспечения осознанного взаимодействия субъектов между собой и с институтами власти); идейную (т.е. функцию осознания заинтересованности субъектов в обретении и популяризации собственного видения политического мира).
Степень полноты и характер реализации этих функций могут существенно меняться в зависимости от характера политических процессов. Например, в переходных процессах, когда в политическую жизнь активно включаются различные субъекты, обладающие собственным видением политических изменений и политики будущего, ищущие логику своего властного поведения, тогда, как правило, ослабевает коммуникативная функция политического сознания, но одновременно активизируется его идейная функция)
75. Политическая культура: понятие, структура
Термин «политическая культура» впервые появился в XVIII в. в трудах немецкого философа-просветителя И. Гердера. Сама же теория политической культуры сформировалась значительно позже, в конце 50-х - начале 60-х гг. XX столетия.
Политическая культура представляет собой сложное многоуровневое явление, через которое отражается механизм формирования целенаправленного политического действия. Она служит каналом взаимодействия личности и политической власти. Ее основное назначение – присоединение людей к политической системе и политической деятельности.
Важнейшим элементом политической культуры являются политические знания и представления, формирующие систему ценностей. С содержательной точки зрения в политической культуре различают следующие уровни ценностей, влияющие на формы и разновидности политического поведения субъектов: ценности и ориентиры общекультурного характера, предопределяющие выбор человека в зависимости от его отношения к обществу, природе, религии; общегражданские представления, заданные отношением человека к власти как центру господства и принуждения; ценностные воззрения, сложившиеся по отношению к специфическим политическим явлениям и отношениям власти.
Ценности – мотивационный базис политической культуры. Их деградация или истощение оборачиваются разрушением политической культуры, а потеря переживается как личная трагедия, крушение привычного и дорогого круга факторов, определяющих границы и принципы бытия.
Другим компонентом политической культуры является совокупность правил и норм поведения, принятых в данной политической общности и регулирующих отношения в ней. Среди норм, предписывающих определенный тип политического поведения выделяют нормы-обычаи (неписаные, традиционные правила отношений между чиновниками, между представителем власти и гражданином) и нормы – предписания (специально установленные, писанные правила, регламентирующие политические отношения: договоры, уставы, программы, регламенты и т.д.). Ведущая роль в политике, как правило, принадлежит нормам-предписаниям.
Переход от идеи к политической практике осуществляется через такой элемент политической культуры, как средства деятельности.
Выбор направлений, средств политики определяется таким компонентом политической культуры, как политическая ориентация, готовность субъекта к определенному типу политической деятельности. (консерват и революц).
Следует отметить, что стабильность общества, успех происходящих в нем политических преобразований, политическая ориентация основной части населения в значительной степени определяется сочетанием между теми элементами политических отношений, которые связаны с прошлым, настоящим и будущим. Оптимальным является такое состояние, когда элементы политической культуры связаны со всеми аспектами бытия. Т.е. через традиции, исторический опыт она связана с прошлым, с помощью норм, институтов, ценностей оказывает влияние и воздействие на политическую практику сегодня, а через цели, политические ориентации способна влиять на будущие процессы и события. Разрыв же временных компонентов политического бытия лишает политическую культуру возможности сколько-нибудь целесообразного влияния на политические процессы, разрушает ее структуру.