Основные признаки доиндустриальной, тоталитарной, европейско-континентальной и англо-американской политической культуры.

В зависимости от характера проявления политических интересов и политического поведения Г. Алмонд и С. Верба выделяют доиндустриальную, тоталитарную, европейско-континентальную и англо-американскую политическую культуру.

Доиндустриальная политическая культура отличается отсутствием ярко выраженных политических интересов, стабильных политических институтов. Тоталитарный тип – конформизмом, политической апатией, принудительными формами политической активности. Европейско-континентальный тип представляет собой соединение в политической культуре старых и новых ценностей, т.е. сочетание элементов доиндустриальной и современной (каковой на их взгляд является англо-американский тип) политической культуры. И, наконец, плюрализм ценностей, интересов, компромисс относительно целей и средств социального развития характеризует англо-американскую политическую культуру.

79. Политическая культура Казахстана: состояние и перспективы развития.

Геополитическое положение Казахстана таково, что на протяжении веков он был связующим звеном, своего рода мостом между Европой и Азией. Поэтому, если оценивать политическую культуру Казахстана с точки зрения отнесения к цивилизации, то она представляет собой синтез ценностей Востока и Запада. Если же принимать за основу классификацию Г. Алмонда и С. Вербы, то политическую культуру Казахстана можно отнести к промежуточному типу, сочетающую в себе элементы подданического, патриархального и активисткого типа.

В советское время в Казахстане, являющемся составной частью советского государства, безусловно, доминирующей была подданическая политическая культура. С распадом СССР и провозглашением суверенитета Республика Казахстан взяла курс на демократизацию политической системы. Это вызвало подъем социально-политической активности, у людей появился интерес к политическим ценностям, политической жизни. Резко упало число носителей подданической культуры и начал формироваться слой активистов. Формируются политические партии, активизируют свою деятельность профсоюзы, общественно-политические движения. Однако процесс стабилизации экономики затянулся, продолжилось падение уровня жизни значительной части населения. Ожидание и надежды на быстрые позитивные результаты не оправдались. Следствием этого стало снижение социально-политической активности и увеличения доли патриархалов, которые в решении своих жизненных проблем полагаются только на себя, вследствие чего интерес к политическим преобразованиям теряется.

Подобная тенденция характеризует не только Казахстан, но и практически все постсоветские государства. Парадокс заключается в том, что патриархализация политической культуры происходит на фоне демократизации политической системы. Можно надеяться, что стабилизация экономики, усиление демократических тенденций в политической системе постепенно приведет и к изменению содержания политической культуры, превращению ее в культуру участия с доминированием носителей активистского типа.

80 Понятие и функции политической элиты
политическая элита – это определенная группа, слой общества, которой концентрирует в собственных руках государственную власть и занимает командные посты, заведует обществом. В основном это профессиональные политики высокого ранга, наделенными властными функциями и возможностями. Политическая элита современных стран представлена монархами, президентами, вице-президентами, вице-президентами, премьер–министрами, министрами.
Политическая элита – это группа людей, владеющая инструментами власти. Она имеет сложную структуру и внутренне дифференцирована. Критерием для выделения главных видов политической элиты является размер властных функций. На базе данного критерия различаются следующие виды, либо уровни, политической элиты: высшая, средняя, административная. Высшая политическая элита включает в себя ведущих политических управляющих и тех, кто занимает высокие посты в законодательной, исполнительной и судебных ветвях власти Средняя политическая элита формируется из большого количества выборных должностных лиц: парламентариев, сенаторов, депутатов. Административная элита – это высший слой государственных служащих, знающих высшие позиции в министерствах, департаментах и остальных органах государственного управления. Функциии: стратегическая, коммуникативная, организаторская, интегративная. Страт ф-я заключается в разработке стратегии и тактики развития общества, определение политической программы действий. Она проявляется в генерировании новейших идей, отражающих публичные потребности в радикальных переменах, в определении стратегического направления публичного развития, в выработке концепции назревших реформ. Коммуник. Ф-я предугадывает эффективное представление, выражение и отражение в политических программах интересов и потребностей разных социальных групп, а так же слоев населения и реализацию их в практических действиях. Эта функция включает в себя умение созидать особенности настроений разных социальных общностей, скоро и точно реагировать на конфигурации в публичном мировоззрении по разным животрепещущим вопросам. Организаторская функция. Политическая элита во все времена сталкивалась и будет сталкиваться с необходимостью организовывать массы. Посреди возможных политических элит более эффективными будут те, которые в большей мере способны обеспечить поддержку собственных программ массами. Выработанный стратегический курс реализуется в системе разных политических мероприятий. К ним относятся: . законодательные (принятие законов и др. Законодательных актов парламентом, правительством);. мобилизующие (разные формы действие на публичное сознание, формирование настроений, ценностных ориентаций людей); регулирующие (распределение и перераспределение ресурсов материальных, людских, денежных); координирующие (координация центральных и региональных действий); контролирующие;. корректирующие и остальные.

81. Классические теории элит (Т.Моска, В.Парето).

Несомненное влияние на политико-социологическую традицию оказали работы итальянского социолога Вильфреда Парето (1848-1923 гг.), создателя теории элит. С точки зрения Парето в любом обществе всегда правит элита, которая представляет собой избранную часть населения и которой противостоит остальная часть. Политическая жизнь общества осуществляется в форме борьбы и смены различного рода элит, путем их циркуляции; ранее господствующая элита постепенно теряет свои первоначальные качества и вырождается, уступая место новой элите, стремящейся к власти. Циклы подъема и упадка элит составляют закономерность существования человеческого общества.

Кроме В.Парето, авторами концепции элит были Гаэтано Моска (1858-1941гг.) - итальянский социолог политики и Роберт Михельс (1876-1936 гг.) -

немецкий политолог.В своей книге "Правящий класс" Моска доказывал неизбежность деления общества на два класса: правящий "политический" класс (элита) и управляемый класс. По мнению Моски, господство элит - закон, а политические и социальные изменения в обществе происходят в результате конфликта между правящим классом, стремящимся удержать власть, и новыми силами, также претендующими на место правящего класса. Элита, которая сосредоточена исключительно на себе, постепенно утрачивает свое политическое и идеологическое влияние и может быть свергнута. Но общество всегда будет управляться элитами. Моска предсказывал, что и в коммунистическом обществе неизбежно сложится правящая элита, которая будет регулировать его жизнь. Никакое изменение, считал Моска, не приведет к политическому равенству.

82. Типология политического лидерства.

Способ утверждения лидерства в группах: Формальным лидером называют руководителя, назначенного сверху и управляющего людьми согласно действующим положениям и инструкциям.Неформальное лидерство – то, которое сложилось естественным путем в процессе личных взаимоотношений людей. Способ легитимации власти:Многие исследования лидерства опираются на типологию легитимного господства, разработанную М. Вебером. Она базируется на определении корней лидерства, основания, которое позволяет той или иной личности стать политическим лидером. Традиционное лидерство основывается на традициях, обычаях и привычке последователей к подчинению. Этот тип лидерства характерен для доиндустриального общества. К данному типу относятся вожди племен, монархи и другие лидеры, чья власть и авторитет основаны на обычаях и традициях.Рационально-легальное лидерство (бюрократическое) – лидерство, осуществляемое на основе и в рамках законов, принятых современным демократическим обществом. Харизматическое лидерство основывается на вере в необыкновенные, выдающиеся качества вождя. Это лидеры по призванию, народные вожди «от Бога». Этот тип лидерства вызывает наибольший интерес у исследователей. Примерами таких лидеров могут служить: Цезарь, Наполеон и др.Черты харизматического лидера:способность заряжать энергией окружающих; завораживающая внешность (образ, вызывающий симпатию);риторические способности, артистизм, коммуникативные способности;состояние психологического комфорта при повышенном внимании и восхищении со стороны общества;достойная и уверенная манера держаться или имидж сильного человека, способного добиваться любых целей. Стиль руководства. Данная типология политических лидеров зависит от используемых ими методов управления обществом. Характер взаимодействия лидера и членов группы позволяет выделить три типа лидерства:авторитарное лидерство – директивное (приказное) управление людьми; у лидера сосредоточены все основные управленческие функции; подчиненных держат под угрозой применения силы; единовластное и приказное управление; жесткие рамки для подчиненных; жесткий контроль и система наказаний; либеральное лидерство – «попустительский» стиль руководства: отстраненность руководителя от управления; полная свобода действий подчиненных; дело пущено на самотек; демократическое лидерство – ориентация на принцип коллегиальности; вовлечение людей в процесс совместной деятельности с целью достижения общего успеха; тенденция к коллективному управлению; определенная самостоятельность у подчиненных. Тактика достижения поставленных целей: Одним из обобщающих критериев для типологии политических лидеров являются цели, которые они ставят, и воздействие, оказываемое ими на общество. В связи с этим Р. Такер выделяет три типа политических лидеров: консерваторы стремятся сохранить статус-кво общества. Активность политического лидера, его программа и его действия направлены на сохранение общества в его современном виде. Это не самый распространенный тип лидерства. Например, Николай I; реформаторы стремятся к радикальному преобразованию общества через проведение широкомасштабного реформирования, прежде всего властных структур. Например, Петр I, Мартин Лютер Кинг;революционеры ставят цель прихода к иной общественной системе. История показывает, что мирный путь в этом случае – большая редкость; обычно это революция. Например, К. Маркс.

83. Основные концепции политического лидерства

Политическое лидерство имеет сложную природу. Ее раскрывает несколько концепций, в частности концепция или теория черт, которая объясняет феномен лидерства видающимися качествами личности: умом, энергией, волей, компетентностью, организационными способностями, готовностью взять на себя ответственность и т.д. Идею зависимости лидерства от определенных социальных условий развивает и обосновывает ситуационная концепция. Ее авторы считают, что лидер - функция определенной ситуации. Именно конкретные обстоятельства, определяют отбор политического лидера и детерминируют его поведение, принимаемые им решения. Ситуационная теория не отрицает важную роль индивидуальных качеств личности, однако не абсолютизирует их, отдает предпочтение в объяснении природы лидерства требованиям объективных обстоятельств. Субъективные механизмы лидерства помогают объяснить психологические, психоаналитические концепции (З.Фрейд, Э.Фромм, Т.Адорно и др.). Они объясняют природу лидерства как способ подавления или преодоления различного рода комплексов, чувства неполноценности и т.п.

Существуют разнообразные классификации лидерства. Так, в зависимости от отношения руководителя к подчиненным оно делится на авторитарное и демократическое. Широко распространено в политологии предложенное еще М.Вебером деление лидерства на традиционное (вожди племен, монархи - их авторитет основан на обычае, традиции); легально-рациональное, избранное демократическим путем и харизматическое, наделенное, по мнению масс, особой благодатью, выдающимися качествами и способностями к руководству. В основе первого типа лидерства лежит привычка, второго - разум, третьего - вера (часто слепая), эмоции.

Наши рекомендации