Политическое сознание: сущность, структура и функции.

Политическая культура имеет две стороны: духовную и практическую. Одной из базовых духовных основ политической культуры является политическое сознание.

Политическое сознание — это осознание сферы поли­тики социальными субъектами (индивидами, группами, общ­ностями, общественными классами). Оно выступает как сово­купность соответствующих знаний и оценок.

Роль политического сознания в жизнедеятельности обще­ства трудно переоценить. Ведь оно не есть лишь пассивное отра­жение политического бытия. Политическое сознание способно опе­режать практику, прогнозировать развитие политических процессов. Следовательно, оно способно оказывать огромное воздействие на политическую жизнь, на динамику политической культуры общест­ва, а также на все другие сферы общественной жизни.

Кроме того, от уровня политического сознания во многом зависит политическое поведение, характер политической деятель­ности как отдельных людей, так и их общественно-политических объединений.

По этим причинам состояние политического сознания, как общества, так и составляющих его классов, слоев, групп крайне важно учитывать в практике политического управления общественными процессами. В этом плане представители власти, политиче­ские партии должны стремиться к формированию такого сознания, которое способствовало бы поддержанию социально-политического равновесия, наиболее полно выражало бы потребности социально­го прогресса государства. Политическое сознание во многом явля­ется совокупностью политических представлений. Ведь духовная сфера мира политики состоит из представлений. А ничего полити­ческого без сознания нет.

Политология рассматривает политическое сознание как многоструктурное и многоуровневое понятие. В зависимости от субъекта выделяют политическое сознание общества, нации, социальной группы, личности. С точки зрения гносео­логического подхода политическое сознание различается на сле­дующих уровнях: эмпирическом, обыденном, теоретическом, идеологическом. Первой ступенью духовного отражения полити­ческой жизни является эмпирическое сознание, в котором непо­средственно фиксируется практический опыт субъекта политики. Его часто отождествляют с обыденным сознанием, но это разные понятия. Обыденное сознание не является эмпирическим, ибо со­держит в себе идеологические и теоретические элементы. Оно представляет собой совокупность идей, представлений, взглядов, которые возникают непосредственно из обыденной практики той или иной социальной группы. Эмпирическое и обыденное сознание отражает поверхностные процессы политики без глубинного их анализа. Его характеризуют социально-психологические черты: чувства, настроения, эмоции. Как высший уровень политического сознания рассматривают политико-теоретическое сознание, кото­рое базируется на совокупности идей, взглядов, знаний, возникаю­щих на основе научных исследований политических отношений, процессов, глубокого изучения их сущности и закономерностей развития. Что касается идеологического уровня политического соз­нания, то оно базируется на теоретическом сознании. Идеологии -это часть духовной жизни общества. Социальные группы и органи­зации формируют идеологические ценности, без которых невоз­можна общественно-политическая жизнь. За основу политических явлений в современных обществах чаще всего берутся три группы ценностей: национальная безопасность и независимость; экономи­ческое развитие и достаток; свобода, права человека, конституци­онный порядок.

Политическое сознание носит не только групповой, но и индивидуальный характер, и имеет три источника. Пер­вый источник — семейное окружение человека. Речь идет о совокупности идей и чувств, переданных воспитанием. Соответст­вующий социально-психологический багаж создает фундамент по­литического сознания. На его основе формируется личность граж­данина. Второй источник — это в широком смысле информация. Она поступает человеку как через общение, так и через средства массовой коммуникации (телевидение, прессу, радио). Третий ис­точник — это личный опыт индивида. Он опровергает или под­тверждает полученное знание, но в любом случае существенно влияет на процесс формирования и развития политического созна­ния.

Если обратиться к индивидуальному уровню политического сознания, то в его структуре можно выделить три группы однород­ных элементов: политические знания, политические оценки и поли­тические установки. В процессе отражения различных политических явлений индивид приобретает (из личного опыта или через усвое­ние общих знаний) определенные сведения о политической сфере общества или ее отдельных элементах. В своей совокупности эти сведения и составляют политические знания личности. Однако че­ловек не только усваивает и воспроизводит в процессе своей дея­тельности определенные знания, но и критически их пе­реосмысливает, соотносит с собственными опытом, взглядами, убеждениями. Благодаря этим процессам и вырабатываются поли­тические оценки как составляющая отношения человека к среде. Наконец, политические установки отражают не только субъектив­ную готовность к реализации определенной модели поведения, ко­торая формируется под влиянием политических знаний и оценок, но и склонность к выработке определенных представлений о политике, оценке тех или иных явлений политической жизни.

Осознание политических проблем, представления о мире политики у людей тесно связаны с их политическими интересами, пристрастиями. Если политический деятель обвиняется в корруп­ции, то его считают виновным или не виновным в зависимости от собственных политических пристрастий. Действительность оцени­вается политическим сознанием. Ее восприятие зависит от пред­шествующих убеждений и интересов людей.

Политическое сознание взаимосвязано и взаимодействует с другими формами общественного сознания: экономическими воз­зрениями, философскими учениями, правовыми теориями и нор­мами, нравственными концепциями, художественными взглядами и т.д.

Политическое сознание выполняет целый ряд функ­ций: а Регулятивная функция.Политическое сознание регулирует социальное поведение людей на основе восприятия действительности, а также на основе совокупности вырабатываемых им политических идей, норм, представлений и убеждений.

а Познавательно-информационная функция.Люди рано или поздно, но неизбежно соприкасаются с миром политики. Механизм современной жизни таков, что люди вынуждены постоянно делать выбор, в том числе и политический. Все это подталкивает их к познанию мира политики, к получению политической информации.

а Оценочная функция.Политическое сознание предназначено не только для осознания социально-политической действительности. В его недрах в процессе осознания мира политики вырабатываются и оценки к тем или иным политическим явлениям и проблемам. Люди таким образом делают для себя определенные выводы, конкретизируют степень важности раз личных политических явлений и событий.

а Мобилизующая функция.Политическое сознание помогает людям осознать себя гражданами. В свою очередь гражданское самовосприятие побуждает людей к конкретному участию в об­щественно-политической жизни.

2. Политическая социализация: сущность и содержание.

Понятие политической социализации личности воз­никло по аналогии с термином "социализация", который ро­дился в рамках социологической науки для описания процесса формирования личности под воздействием социальной сре­ды.

Политика являет собой важнейшую часть жизни общества. Человек никуда не может от нее уйти, всегда при любых обстоя­тельствах и при любых режимах он выполняет те или иные полити­ческие роли. Поэтому и возникает закономерный вопрос, как он во­влекается в политику, как овладевает теми или иными политиче­скими ролями.

Большинство мнений по этому вопросу сводится к тому, что политическая социализация неизбежно связана с усвоением лич­ностью социального и политического опыта, накопленного общест­вом и сконцентрированного в культурных традициях, групповых ценностях, нормах политического поведения.

В самом общем виде политическую социализацию мож­но определить как усвоение индивидом системы политических знаний, ценностей, норм, которая позволяет ему участвовать в политической деятельности в качестве полноправного субъекта. Политическая социализация - это совокупность процессов становления политического сознания и поведения, принятия и исполнения политических ролей.

В современном обществе процесс политической социали­зации начинается достаточно рано. Дети трех-четырех лет уже раз­личают символы своего государства, тех или иных политических деятелей. Детский сад, школа, родители, телевидение очень рано вовлекают детей в политическую жизнь, хотя, конечно, главным об­разом со школы начинается накопление знаний о политике, форми­руется определенное отношение к ней. Затем подключается окру­жение родителей и свое собственное окружение, сослуживцы, кол­леги и т.д. Этот процесс политологи назвали первичной со­циализацией. Это первоначальное восприятие человеком полити­ческих категорий, которое постепенно формирует у него индивиду­альное отношение к явлениям политической жизни.

Д. Истон и Дж. Деннис выделяют этапы политической со­циализацииребенка:

* политизация, усвоение наличия внешней власти;

» персонализация, осознание политической власти через сим­волизирующие политические фигуры;

* идеализация, приписывание политическим лидерам исключи­тельно положительных качеств;

» институциализация, поворот в сознании детей к деперсони-фицированному представлению о власти.

Различается еще вторичная социализация, когда под влиянием коренных перемен в жизни общества, человека проис­ходит переоценка ценностей, меняются идеалы и жизненные уста­новки личности.

В современном обществе есть определенные особенности во взаимодействии поколений в процессе политической социали­зации. Изменилась роль и влияние традиционных ценностей. На­учно-техническая революция, стремительный рост средств массо­вой информации, вовлечение в политику многих слоев общества приводят к тому, что часто опыт старших поколений остается не­востребованным, а иногда и непригодным. Новые социальные и политические явления неоднозначно влияют на ценностные ориен­тации человека. Процесс политической социализации продолжа­ется в течение всей жизни, по мере вхождения индивида в те или иные социальные группы, участия в тех или иных событиях.

В процессе политической социализации нельзя не учиты­вать влияние стихийных факторов, таких событий, как войны, рево­люции, политические и экономические кризисы.

Все факторы, влияющие на процесс политической социализации, можно разделить на две группы: - неполитические:се­мья, школа, коллектив, окружение, церковь, отношение к религии; -политические:характер и тип государственного устройства, поли­тический режим, общественно-политические организации и полити­ческие партии, политические движения и события. Политические институты влияют на политическое поведение, контролируют его с помощью специальных механизмов. Политические и государствен­ные структуры стремятся к воспроизводству конформистского типа поведения, лояльного к данной политической системе.

Результатом политической социализации является опреде­ленная структура личности, в которой политические ценности и це­ли стали устойчивыми и работающими элементами.

Процесс политической социализации носит исторический характер, определяется особенностями политической системы, а также закономерностями психологического восприятия объектив­ных факторов конкретной личностью.

Наши рекомендации