Политическое сознание: понятие, структура, функции

Политическое сознание — это совокупность представлений и чувств, взглядов и эмоций, оценок и установок, выражающих отношение людей к осуществляемой и желаемой политике, определяющих способность человека к участию в управлении делами общества и государства.

Политическое сознание — одна из основных форм общественного сознания, она возникает вместе с появлением государственности, политической власти. Это наиболее общая категория, характеризующая субъективную сторону политики. По своему содержанию она охватывает чувственные и теоретические, ценностные и нормативные представления граждан, опосредствующие их связи с институтами власти.

Политическое сознание способно опережать практику, прогнозировать развитие политических процессов, определять природу деятельности в сфере власти как отдельных людей, так и их общественных объединений. Поэтому от политического сознания напрямую зависит содержание и характер политического процесса, цели и средства режима правления.

Сущность политического сознания заключается в том, что это результат и одновременно процесс отражения и освоения политической реальности с учетом интересов людей.

Функции политического сознания:

1) регулятивная (дает ориентиры с помощью идей, представлений, убеждений и т.п. относительно политического участия);

2) оценочная (способствует выработке отношений к политической жизни, к конкретным политическим событиям);

3) интегрирующая (содействует объединению социальных групп общества на основе общих ценностей, идей, установок);

4) познавательная (помогает людям усвоить политическую информацию, анализировать окружающую политическую действительность);

5) прогностическая (создает основу для предвидения содержания и характера развития политического процесса, позволяет получить информацию о будущих политических отношениях);

6) мобилизующая (побуждает людей к политически ориентированному поведению, к участию в общественно-политической жизни ради отстаивания своих интересов, к объединению со своими единомышленниками в партии, движения, другие объединения).

По глубине отражения действительности выделяют следующие уровни политического сознания: идеологический (формируется определенными социальными группами на основе целенаправленного исследования политического процесса и обладает такими чертами, как целостность, систематизированность, способность к прогнозированию, сопряжен с выработкой концепций, идей, понятий, воплощается в декларациях, программах и т.п.); психологический (формируется на базе жизненного повседневного опыта людей и обладает такими чертами, как противоречивость, поверхностность, несистематизированность, эмоциональность и т.д.).

В зависимости от субъектов политическое сознание может быть:

—массовым (выражает общественное мнение, настроение и действие масс);

— групповым (обобщает установки и мотивы политического поведения конкретных классов, слоев, элит);

—индивидуальным (содержит систему информационных, мотивационных и ценностных компонентов, обеспечивающих познание личностью политики и участие в ней).

ЛИТЕРАТУРА

Демидов А.И. Политическая деятельность. Саратов, 1987. С. 82—97.

Демидов А.И., Федосеев А.А. Основы политологии.М., 1995. С. 142—144.

Зеркин Д.П. Основы политологии: Курс лекций. Ростов н/Д, 1996. Лекция 14.

Краткий политический словарь. М., 1989. С. 430—431.

Мельник В.А. Политология. Минск, 1996. Гл. 8. С. 206—223.

Основы политической науки / Под ред. В.П. Пугачева. М., 1994. Ч. 2. Гл.12.

Основы политологии / Под ред. А.И. Демидова. Саратов, 1993. Гл. 8.

Политическая культура: Теория и национальные модели. М., 1994. С.41—51.

Политология / Под ред. А.А. Радушна. М., 1996. Гл. 12. С. 238—246.

Политология: Энциклопедический словарь. М., 1993. С. 166—167. 50/50: Опыт словаря нового политического мышления. М., 1989. С.204, 454.

Роль идеологии в политике

Идеология — это система ценностей, взглядов, убеждений, в которых выражается отношение к действительности. Политическая же идеология есть систематизированная совокупность понятий и представлений, с помощью которых различные субъекты (личность, группа, класс, общество и т.п.) осознают свои политические позиции и интересы и которые выступают зачастую в качестве мотивов их политической деятельности.

Именно в функциональной зависимости содержания политической идеологии от интересов и действий социальной группы состоит ее специфика как формы общественного сознания. Она представляет собой систему представлений как о существующей политической действительности, так и о необходимых ее изменениях с точки зрения общности, интересы и действия которой данная идеология обслуживает.

В отличие от социально-психологического уровня сознания идеология является систематизированным, логически связанным духовным образованием. Идеология — это ценностное сознание, ибо в ней происходит не просто отражение каких-либо интересов, а отражение с оценкой их значимости, соответствия либо несоответствия тенденциям общественного развития.

В отличие от науки, задачей которой является поиск истины, функции и идеологии заключаются в следующем:

1) в овладении массовым политическим сознанием населения, внедрении в него своих критериев оценки происходящего, формировании программы, в соответствии с которой люди должны ориентироваться в политическом пространстве (идеология должна создавать позитивный образ проводимого политического курса, его соответствия интересам общества);

2) в стимулировании целенаправленных действий субъектов политики;

3) в интегрировании общества на основе определенных интересов, целей, взглядов, сплочении людей и аккумулировании их энергии и т.п.

Идеология — это одновременно учение (доктрина), программа и политическая практика, что проявляется в следующих ее уровнях:

— теоретическом (на котором формулируются основные положения, выражающие интересы и идеалы того или иного класса, слоя, нации, государства);

— программном (где интересы и идеалы трансформируются в программы и лозунги политической элиты и выступают идейной основой для принятия управленческих решений и стимулирования политического поведения);

— поведенческом (который характеризует степень освоения гражданами целей и принципов данной идеологии и меру их воплощения в конкретных формах политического участия, в определенном типе политического поведения).

Идеология является одним из важнейших компонентов политического процесса, вне ее не бывает политического действия, не могут существовать ни общественно-политическое движение, ни политическая партия. Именно идеи, превращаясь в систему убеждений человека, предрасполагают его к действию, нацеленному на осуществление признанной им наилучшей формы общественного устройства (В,А. Мельник).

Идеология и политика в равной мере активны и связаны с борьбой и многообразием мнений, взглядов, программ. Они неизбежно поляризуются на различные (зачастую прямо противоположные) направления с положительными и отрицательными оценками, на левые и правые, революционные и реакционные, прогрессивные и консервативные. Вместе с тем и идеология, и политика способны на компромиссы, взаимоприемлемые решения.

ЛИТЕРАТУРА

Гаджиев К.С. Политическая наука. М., 1995. Гл. 9. С. 243—246.

Демидов А.И. Политическая деятельность. Саратов, 1987. С. 89—92.

Демидов А.И., Федосеев А.А. Основы политологии. М., 1995. С. 144—147.

Зеркин ДЛ. Основы политологии: Курс лекций. Ростов н/Д, 1996. Лекция 14.

Козлихин И.Ю. Современная политическая наука. СПб., 1994. С. 24—36.

Матвеев Р.Ф. Теоретическая и практическая политология. М., 1993. С.109—113.

Мельник В.А. Политология. Минск, 1996. Гл. 8. С. 216—220.

Основы политической науки / Под ред. В.П. Пугачева. М., 1994. Ч. 2. Гл. 12. С. 37—46.

Основы политологии / Под ред. А.И. Демидова. Саратов, 1993. Гл. 8.

Политология / Под ред. А.А. Радугина. М., 1996. Гл. 13.

Политология / Под ред. Н.П. Денисюк и др. Минск, 1997. Гл. 13.

Политология: Энциклопедический словарь. М., 1993. С. 113—116.

Сморгунов Л., Семенов В. Политология. СПб., 1996. Гл. 13.

Либерализм и неолиберализм

Либеральными называют политические течения и идеологические установки, рассматривающие политическую жизнь с точки зрения обеспечения приоритета, защиты и выражения прав личности. Родоначальниками либерализма считают таких мыслителей, как Дж. Локк, Ш.Л. Монтескье, И. Кант, Дж. С. Милль.

Социальная основа либерализма — индивидуализм, когда свободный, активно действующий индивид рассматривается в качестве центра общественной и политической жизни.

Основные принципы либерализма:

— рассмотрение прав человека на жизнь, свободу, собственность, равенство перед законом и безопасность в качестве неотъемлемых от его существования условий обеспечения нормальной и полноценной жизни, объявление защиты свободы индивида важнейшей целью государства;

— разделение властей в деятельности государственного механизма на три основные ветви: законодательную, судебную, исполнительную;

— наличие четких границ деятельности государства в обществе:

его невмешательство как в частную жизнь членов общества, так и в регуляцию их экономических отношений;

— признание оптимальным регулятором экономических отношений свободного рынка товаров, труда, услуг, капиталов;

— понимание равенства людей как равенства возможностей, прав, которые неизбежно разными людьми могут реализовываться по-разному.

Современный либерализм в отличие от классического (по-прежнему сохраняющего политическое влияние) называют неолиберализмом. Его сторонники под воздействием исторического и политического опыта вносят существенные коррективы в некоторые принципы либерализма:

—зреет понимание ограниченных возможностей рынка как единственного регулятора экономических и общественных отношений;

— государство начинает рассматриваться в качестве гаранта не только политических, но и социальных прав человека;

— признается необходимость увеличения регулирующей функции государства в обществе.

ЛИТЕРАТУРА

Гаджиев К.С. Введение в политическую науку. М., 1997. Гл. 13.

Капустин Б. Либеральное сознание в России // Общественные науки и современность. 1994. № 3.

Мальцев В.А. Основы политологии. М., 1997. Гл. 4. § 2.

Политология: Курс лекций / Под ред. А.А. Радугина.М., 1996. С. 270—272.

Политология: Энциклопедический словарь. М., 1993. 50/50. Опыт словаря нового мышления.М., 1989. С. 263—279.

Фукуяма Фр. Конец истории // Вопросы философии. 1990. № 3.

Чичерин Б. Различные виды либерализма //Общественные науки и современность. 1993. № 3.

Наши рекомендации