Политической власти, ее типология

Власть – это одно из фундамен­тальных начал человеческого общества, которое существует везде, где есть устойчивые объединения людей. Власть выступает одним из способов организации общественных отношений, одной из форм со­циального регулирования. Власть и политика неразделимы и взаимоо­бусловлены. Власть, несомненно, представляет собой средство осу­ществления политики. Борьба за власть, за овладение ею (в мирном демократическом процессе выборов или назначений, либо путем ее завоевания или захвата) и за ее удержание – один из основных ас­пектов политической жизни общества. Иначе говоря, политика оказы­вается причиной власти, власть – причиной политики.

В общесоциологическом плане власть – это доминирование в общественных отношениях воли определенного субъекта (отдельно­го человека, социальной общности, политического института), то есть способность и возможность управлять и распоряжаться действиями других лю­дей, подчинять их своей воле. Это волевое отношение между людьми.

Почему один человек подчиняется другому? Проявление власти естественно для человека и заложено глубоко в биологических, природных и социально обусловленных началах его сознания и эмоционально-волевой жизни. Другой человек может быть или сильнее, или умнее и опытнее, или является начальником и имеет право отдавать распоряжения. Как видим, в основе подчине­ния одного человека другому лежит неравенство: неравенство естес­твенное (физиологическое, интеллектуальное и т.д.) и неравенство социальное (статусное, экономическое, образовательное и т.д.). Власть, возникающая на основе естественного неравенства, всегда носит характер межличностного взаимодействия. Власть же, основан­ная на социальном неравенстве, утрачивает персонифицированную форму и является социальным институтом.

Сила любого социального института, института власти заклю­чается в том, что нормы всегда подкрепляются санкциями в отноше­нии тех, кто не соблюдает предписанные правила. Санкциями могут быть моральное осуждение, порицание, наложение какого-либо взыс­кания, наконец, воздействие силой. Власть возникает там и тогда, когда устанавливаются нормы и правила, предписывающие одним уп­равлять, а другим подчиняться, когда вводятся санкции по отноше­нию к тем, кто нарушает эти правила.

Политическая власть значительно отличается от других видов власти: родительской (власть отца), экономической (власть денег), религиозной (власть церкви), военной (власть армии) и т.д. Если экономическая, правовая, семейная, военная власти регулируют какие-то отдельные стороны человеческой жизни, то политическая пронизывает все сферы человеческой деятельности.

Политическая власть – это реальная способность определенной со­циальной группы, индивида проводить свою волю в политике и право­вых нормах, способность управлять действиями социальных субъектов с помощью закона, авторитета и принуждения. Важно показать, что политическая власть должна обеспечивать законные права граждан, их конституционные свободы всегда и во всем, утверждать право как основу общественных отношений, выпол­нять хозяйственно-созидательную функцию.

Основными признаками политической властиявляются:

· отношения господства-подчинения, связанные с возможностью применения санкций;

· авто­ритетность (влияние силой нравственного воздействия и убеждения);

· наличие системы социальных интересов людей (требований людей к объективным условиям своего существования);

· наличие аппарата уп­равления (совокупность механизмов и средств управления);

· учет со­циального опыта и традиций.

· общественные нормы, устанавливающие, что отдающий приказ имеет на это право.

Таким образом, политическая власть есть организа­ционное и регулятивно-контрольное средство или способ существова­ния политики. Власть – это социальное отношение, проявляющееся в возможности и праве одного субъекта или группы принимать решения, приобретающие обязательный характер для другого субъекта или группы.

Атрибутами(постоянными, неотъемлемыми свойствами)власти являются:

· дееспособность –реальная возможность управлять обществом;

· принудительность – принуждение и возможность наказания;

· целенаправленность –наличие определенных целей и активной деятельности в их достижении;

· регламентированность – система регламентаций, т.е. узаконений, уложений (Конституция, законы, традиции и т.д.);

· легитимность – правомочность власти. В политологию этот термин ввел М.Вебер, который утверждал, что любая власть нуждается в собственном самооправдании, признании и поддержке;

· легальность – деятельность власти на основе существующих и последовательно принимаемых законов, на основе всеобщего согласия;

  • политическое влияние –авторитетность власти, основанная назаконе и доверии. Авторитетная политическая власть – более стабильная норма влияния власти, по сравнению с принудительным влиянием. Результатом действий авторитетной политической власти выступает дисциплинированность членов общества и высокая эффективность принимаемых политических решений;
  • эффективность –способность политической власти удовлетворять интересы граждан, обеспечивать необходимое количество материальных и духовных благ, их качество. Существует определенная взаимозависимость между эффективностью, авторитетом и легитимностью.

Функциями политической властивыступают:

· формирование политической системы общества;

· организация политической жизни общества;

· организация политических отношений (отношений между государством и обществом, общественными группами и классами, политическими институтами, партиями и т.д.).

Власть выражается в законах, нормах, правилах, запретах, предписаниях, волевых и эмоциональных воздействиях.

Формами проявления власти являются:

1. Господство– расчленение общества на господствующие и подчиненные группы и выделение, обособление особого аппарата управления.

2. Руководство– осуществление своей воли прямым или косвенным воздействием на руководимые объекты.

3. Управление– непосредственное воздействие хозяйственных, государственных, общественных и иных организаций на общество с целью его упорядочения, совершенствования и развития.

Различия между руководством и управлением состоят в следующем:

  • руководство может осуществляться социальной группой, партией, а управление – профессиональным аппаратом;
  • руководство может осуществляться косвенным путем, а управление –только непосредственным.
  1. Организация– создание упорядоченности в деятельности и объединение людей, которые осуществляют совместную деятельность.
  2. Контроль– система наблюдения и проверки выполнения воли одних людей другими. Контроль подразделяют на формальный, осуществляемый главным образом государственными учреждениями, и неформальный, обычно это общественное мнение.

Что представляет собой сильная власть? Сила власти выражается в духовно-государственном авторитете, в ее уважаемости, в признании ее достоинства, в ее способности импонировать гражданам, быть волевым центром страны. Одно из наиболее распространенных обыденных представле­ний о власти – понимание ее как принуждения. Да, власть требует подчинения. Но люди, выполняя требования власти, не жертвуют своей свобо­дой. Они вместо того, чтобы быть игрушкой стихийных сил, подчиняются самим се­бе, т.е. тому, что сами осознали необходимым. Нередко власть понимается как насилие. Это неправомерно, поскольку опора на на­силие свидетельствует об ущербности власти, а не о ее силе. Власть имеет смысл единства силы и авторитета. В действительнос­ти существует множество иных способов ненасильственного властно­го влияния. Важно выделить средства или методы власти. Человечество за всю историю своего существования выработало только два основных метода воздействия: метод принуждения и метод поощрения.

Методы политической власти также разделяются на эти два вида и включают в себя:

· право;

· авторитет;

· волю;

· принуждение;

· контроль и управление;

· убеждение;

· наси­лие;

· внушение;

· поощрение и др.

Чем выше стабильность и порядок, управляемость общества, тем в большей мере применяются методы ненасильственного, добровольного характера.

Далее рекомендуется охарактеризовать различные виды власти, выделяемые на основе критерия функций власти:

· экономическую;

· политическую;

· гражданскую;

· семейную;

· духовную;

· государственную;

· военную;

· лич­ную власть.

Особенно следует отметить взаимосвязь и взаимовлия­ние политической и экономической власти в обществе. В основе эко­номической власти лежат способ производства и отношения собствен­ности, ее различные формы, а следовательно, материальные ресурсы, богатство, которые являются мощным средством не только удовлетво­рения экономических потребностей социальных групп, личности, но и рычагом воздействия на политическую власть.

Следует остановиться на характеристике военной власти. Она базируется на жестких отношениях между людьми, что придает ей дисциплину и порядок. В силу этого в экстремальных си­туациях политическая власть вынуждена использовать военную для наведения общественного порядка.

Выделяются также различные типы и виды власти по ряду других объективных критериев:

· по степени институционализации выделяется правительственная, школьная, городская власть и др.;

· по субъекту власти – классовая, партийная, народ­ная, президентская, парламентская;

· по количественному признаку – единоличная (монократическая), олигархическая (власть одной груп­пы), полиархическая (множественная власть ряда институтов или лиц);

· по социальному типу правления – монархическая, республикан­ская;

· по режиму правления – демократическая, авторитарная, тота­литарная, бюрократическая.

  1. Технология осуществления политической власти.

Наши рекомендации