Политической власти, ее типология
Власть – это одно из фундаментальных начал человеческого общества, которое существует везде, где есть устойчивые объединения людей. Власть выступает одним из способов организации общественных отношений, одной из форм социального регулирования. Власть и политика неразделимы и взаимообусловлены. Власть, несомненно, представляет собой средство осуществления политики. Борьба за власть, за овладение ею (в мирном демократическом процессе выборов или назначений, либо путем ее завоевания или захвата) и за ее удержание – один из основных аспектов политической жизни общества. Иначе говоря, политика оказывается причиной власти, власть – причиной политики.
В общесоциологическом плане власть – это доминирование в общественных отношениях воли определенного субъекта (отдельного человека, социальной общности, политического института), то есть способность и возможность управлять и распоряжаться действиями других людей, подчинять их своей воле. Это волевое отношение между людьми.
Почему один человек подчиняется другому? Проявление власти естественно для человека и заложено глубоко в биологических, природных и социально обусловленных началах его сознания и эмоционально-волевой жизни. Другой человек может быть или сильнее, или умнее и опытнее, или является начальником и имеет право отдавать распоряжения. Как видим, в основе подчинения одного человека другому лежит неравенство: неравенство естественное (физиологическое, интеллектуальное и т.д.) и неравенство социальное (статусное, экономическое, образовательное и т.д.). Власть, возникающая на основе естественного неравенства, всегда носит характер межличностного взаимодействия. Власть же, основанная на социальном неравенстве, утрачивает персонифицированную форму и является социальным институтом.
Сила любого социального института, института власти заключается в том, что нормы всегда подкрепляются санкциями в отношении тех, кто не соблюдает предписанные правила. Санкциями могут быть моральное осуждение, порицание, наложение какого-либо взыскания, наконец, воздействие силой. Власть возникает там и тогда, когда устанавливаются нормы и правила, предписывающие одним управлять, а другим подчиняться, когда вводятся санкции по отношению к тем, кто нарушает эти правила.
Политическая власть значительно отличается от других видов власти: родительской (власть отца), экономической (власть денег), религиозной (власть церкви), военной (власть армии) и т.д. Если экономическая, правовая, семейная, военная власти регулируют какие-то отдельные стороны человеческой жизни, то политическая пронизывает все сферы человеческой деятельности.
Политическая власть – это реальная способность определенной социальной группы, индивида проводить свою волю в политике и правовых нормах, способность управлять действиями социальных субъектов с помощью закона, авторитета и принуждения. Важно показать, что политическая власть должна обеспечивать законные права граждан, их конституционные свободы всегда и во всем, утверждать право как основу общественных отношений, выполнять хозяйственно-созидательную функцию.
Основными признаками политической властиявляются:
· отношения господства-подчинения, связанные с возможностью применения санкций;
· авторитетность (влияние силой нравственного воздействия и убеждения);
· наличие системы социальных интересов людей (требований людей к объективным условиям своего существования);
· наличие аппарата управления (совокупность механизмов и средств управления);
· учет социального опыта и традиций.
· общественные нормы, устанавливающие, что отдающий приказ имеет на это право.
Таким образом, политическая власть есть организационное и регулятивно-контрольное средство или способ существования политики. Власть – это социальное отношение, проявляющееся в возможности и праве одного субъекта или группы принимать решения, приобретающие обязательный характер для другого субъекта или группы.
Атрибутами(постоянными, неотъемлемыми свойствами)власти являются:
· дееспособность –реальная возможность управлять обществом;
· принудительность – принуждение и возможность наказания;
· целенаправленность –наличие определенных целей и активной деятельности в их достижении;
· регламентированность – система регламентаций, т.е. узаконений, уложений (Конституция, законы, традиции и т.д.);
· легитимность – правомочность власти. В политологию этот термин ввел М.Вебер, который утверждал, что любая власть нуждается в собственном самооправдании, признании и поддержке;
· легальность – деятельность власти на основе существующих и последовательно принимаемых законов, на основе всеобщего согласия;
- политическое влияние –авторитетность власти, основанная назаконе и доверии. Авторитетная политическая власть – более стабильная норма влияния власти, по сравнению с принудительным влиянием. Результатом действий авторитетной политической власти выступает дисциплинированность членов общества и высокая эффективность принимаемых политических решений;
- эффективность –способность политической власти удовлетворять интересы граждан, обеспечивать необходимое количество материальных и духовных благ, их качество. Существует определенная взаимозависимость между эффективностью, авторитетом и легитимностью.
Функциями политической властивыступают:
· формирование политической системы общества;
· организация политической жизни общества;
· организация политических отношений (отношений между государством и обществом, общественными группами и классами, политическими институтами, партиями и т.д.).
Власть выражается в законах, нормах, правилах, запретах, предписаниях, волевых и эмоциональных воздействиях.
Формами проявления власти являются:
1. Господство– расчленение общества на господствующие и подчиненные группы и выделение, обособление особого аппарата управления.
2. Руководство– осуществление своей воли прямым или косвенным воздействием на руководимые объекты.
3. Управление– непосредственное воздействие хозяйственных, государственных, общественных и иных организаций на общество с целью его упорядочения, совершенствования и развития.
Различия между руководством и управлением состоят в следующем:
- руководство может осуществляться социальной группой, партией, а управление – профессиональным аппаратом;
- руководство может осуществляться косвенным путем, а управление –только непосредственным.
- Организация– создание упорядоченности в деятельности и объединение людей, которые осуществляют совместную деятельность.
- Контроль– система наблюдения и проверки выполнения воли одних людей другими. Контроль подразделяют на формальный, осуществляемый главным образом государственными учреждениями, и неформальный, обычно это общественное мнение.
Что представляет собой сильная власть? Сила власти выражается в духовно-государственном авторитете, в ее уважаемости, в признании ее достоинства, в ее способности импонировать гражданам, быть волевым центром страны. Одно из наиболее распространенных обыденных представлений о власти – понимание ее как принуждения. Да, власть требует подчинения. Но люди, выполняя требования власти, не жертвуют своей свободой. Они вместо того, чтобы быть игрушкой стихийных сил, подчиняются самим себе, т.е. тому, что сами осознали необходимым. Нередко власть понимается как насилие. Это неправомерно, поскольку опора на насилие свидетельствует об ущербности власти, а не о ее силе. Власть имеет смысл единства силы и авторитета. В действительности существует множество иных способов ненасильственного властного влияния. Важно выделить средства или методы власти. Человечество за всю историю своего существования выработало только два основных метода воздействия: метод принуждения и метод поощрения.
Методы политической власти также разделяются на эти два вида и включают в себя:
· право;
· авторитет;
· волю;
· принуждение;
· контроль и управление;
· убеждение;
· насилие;
· внушение;
· поощрение и др.
Чем выше стабильность и порядок, управляемость общества, тем в большей мере применяются методы ненасильственного, добровольного характера.
Далее рекомендуется охарактеризовать различные виды власти, выделяемые на основе критерия функций власти:
· экономическую;
· политическую;
· гражданскую;
· семейную;
· духовную;
· государственную;
· военную;
· личную власть.
Особенно следует отметить взаимосвязь и взаимовлияние политической и экономической власти в обществе. В основе экономической власти лежат способ производства и отношения собственности, ее различные формы, а следовательно, материальные ресурсы, богатство, которые являются мощным средством не только удовлетворения экономических потребностей социальных групп, личности, но и рычагом воздействия на политическую власть.
Следует остановиться на характеристике военной власти. Она базируется на жестких отношениях между людьми, что придает ей дисциплину и порядок. В силу этого в экстремальных ситуациях политическая власть вынуждена использовать военную для наведения общественного порядка.
Выделяются также различные типы и виды власти по ряду других объективных критериев:
· по степени институционализации выделяется правительственная, школьная, городская власть и др.;
· по субъекту власти – классовая, партийная, народная, президентская, парламентская;
· по количественному признаку – единоличная (монократическая), олигархическая (власть одной группы), полиархическая (множественная власть ряда институтов или лиц);
· по социальному типу правления – монархическая, республиканская;
· по режиму правления – демократическая, авторитарная, тоталитарная, бюрократическая.
- Технология осуществления политической власти.