Мыслители Др. Греции и Др. Рима о власти, политике, праве (Платон, Аристотель, Цицерон)

Становление и развитие полит. мысли в Др. мире идёт параллельно с развитием гос-ва. Там где государственность достигает наиболее развитых форм, возникают и многочисл. полит. теории. Это характерно для древней Греции. Образцами развития полит. мысли того времени могут служить известные полит. теории Платона и Аристотеля.

Платон -Главные произведения – «Государство», «Политик» и «Законы».

По его мнению, общество возникает из потребностей, которые люди могут удовлетворить только совместно, сотрудничая друг с другом на основе разделения труда. Платон - сторонник сословности и жесткой социальной иерархии. И здесь он исходит из принципа разделения труда.

В государстве должно быть три сословия. Разумному началу в душе человека - философы, яростному началу - воины, вожделеющему- земледельцы и ремесленники.

Справедливость состоит в том, чтобы каждое сословие занималось своим делом. Сословия не только не равны, но и наследственны и замкнуты. Платон видит корень общественных противоречий и конфликтов в частной собственности.

Он считает аристократию лучшей формой государства и различает в ней два подвида: если среди правителей выделяются кто-то один - это царская власть, если же несколько - это аристократия.

Утрата нравственного совершенства вела к появлению неправильных видов правления. Сначала возникает тимократия (войны). Завоевания увеличивают богатства частных лиц, богачи стремятся к власти и устанавливают имущественный ценз для занятия должностей – олигополия. Усиливается раскол богатых и бедных – демократия. Воспользовавшись избытком свободы и беспорядком к власти приходит тиран. Тирания, по Платону,- худшая из форм правления, там царит беззаконие.

Аристотель – Главные трактаты - “Политика”, “Этика”,

Политика -наука о высшем благе человека и государства. Цель политики - счастье, благосостояние человека и государства.

Государство, по Аристотелю, образуется вследствие природного влечения людей к общению. Есть несколько ступеней объединений: 1 – семья, 2 – большая семья - несколько поколений. 3 - деревня или селение. 4 - государство (полис).

Государство - это общение подобных друг другу людей ради достижения возможно лучшей жизни. Люди - свободные граждане греческих полисов, варваров и рабов он не считал за людей.

Рабовладение представлялось естественным и неизбежным. Рабство - это разумное сочетание ума и физической силы.

Частная собственность - это добродетельное начало, стимул к труду.

Общая собственность - противоестественна. Общий интерес - ничейный интерес.

Аристотель выделил три правильные формы правления: монархию, аристократию и политию; неправильные - тиранию, олигархию и демократию.

Монархия - правление одного, имеющего в виду общее благо; тирания - это правление одного, руководствующегося собственной выгодой. Аристократия - правление немногих, лучших граждан, осуществляемое в интересах всех членов общества; Олигархия - правление немногих, как правило богатых граждан, преследующих свои корыстные цели. Полития - власть многих, в основном представителей среднего слоя, в интересах достижения общего блага; Демократия - правление многих неимущих граждан, заботящихся о собственной выгоде.

Политические симпатии Аристотеля на стороне политии, смешанной форме государства, возникающей из сочетания демократии и олигархии.

Территория идеального государства должна быть достаточной для удовлетворения потребностей населения и легко обозримой. Число граждан умеренное, чтобы знали друг друга. Наилучшие условия для идеального государства создает умеренный климат Эллады. Главная цель идеального государства - достижение всеобщего блага и справедливости. Аристотель выделяет два вид справедливости: уравнивающая справедливость и распределяющая.

ПРАВО - это нормы, регулирующие общественную жизнь, придающие ей определенную форму и стабильность. Аристотель говорит о естественном праве, т.е. о нормах, установленных людьми в форме законов и соглашений. Различает писаные и неписаные законы и обычаи. Естественное право стоит выше закона; среди законов важнее неписаные, основанные на обычае. Аристотель - сторонник стабильности права. С его точки зрения, закон может быть справедливым и несправедливым и он имеет обязательную силу.

Цицерон отстаивает идею о естественном божественно-природном происхождении общества и государства.

Первичной формой общественного объединения людей признается семья, из которой в дальнейшем формируется государство. Естественные причины возникновения государства: стремлении людей к осуществлению общего интереса; необходимость охраны собственности.

Среди задач государства Цицерон обращал внимание на такие, как:

· сохранение незыблемости сложившихся отношений собственности;

· поддержание должного порядка;

· управление присоединенными к государству территориями;

· обеспечение функционирования нравственных и религиозных норм и ценностей;

Цицерон предложил аристократическую трактовку классификации форм государственного правления на правильные и “извращенные”. Предотвратить вырождение и цикличную замену одной простой формы другой, по убеждению Цицерона, можно при условии введения смешанной формы государственного правления.

Цицерон подразделяет право на позитивное и естественное. Естественное право выступает как вечный закон, обязательный для всех. Позитивные законы должны соответствовать справедливости.

Цицерон сформулировал важный правовой принцип: “Под действие закона должны попадать все”.

Наши рекомендации