Определение доминирующих в отрасли экономических характеристик.
Анализ отрасли начинается с изучения основных экономических характеристик .
1. Размер рынка (суммарный годовой объем продаж компаний, работающих в отрасли).
2. Темп роста рынка (изменение совокупного годового объема продаж в отрасли в процентах).
3. Масштаб конкуренции (локальный, региональный, национальный, мультинациональный, глобальный).
Если компании, работающие в отрасли, осуществляют свою деятельность в рамках определенных населенных пунктов, то масштаб конкуренции в ней считается локальным , в пределах определенного географического региона — региональным , в рамках национального рынка одной страны — национальным , на нескольких внешних рынках — мультинациональным , на рынках большинства (всех) стран — глобальным .4.Стадия жизненного цикла отрасли (зарождение, рост, зрелость, упадок).
Зарождение — это период возникновения отрасли в результате осознания предпринимателями существования некоторой неудовлетворенной рыночной потребности или путем развития рынков товаров, основанных на новых технологиях, ранее не существовавших или не использовавшихся, для удовлетворения определенных потребностей покупателей.Рост — это период развития отрасли, характеризующийся повышением спроса на продукцию работающих в ней компаний и увеличением числа конкурентов.
Зрелость — это период развития отрасли, характеризующийся полным насыщением рынка.Упадок — это период развития отрасли, характеризующийся постепенной потерей у покупателей интереса к продукции либо потому, что появляются новые и более качественные ее заменители, либо потому, что меняются потребительские предпочтения и вкусы.5.Количество конкурентов и их относительные размеры (множество мелких компаний или немного крупных, их производственные мощности и доли рынка).6.Степень вертикальной интеграции основных конкурентов и ее направление по технологической цепочке («назад» или «вперед»).Вертикальная интеграция — это расширение сферы деятельности компании внутри уже освоенной отрасли.Вертикальная интеграция «назад» — это расширение сферы деятельности компании внутри отрасли по направлению к поставщикам.Вертикальная интеграция «вперед» — это расширение сферы деятельности компании внутри отрасли по направлению к покупателям.7.Количество покупателей, в том числе промышленных, и их относительные размеры.8.Каналы распространения продукции.Канал распространения — это совокупность организаций, участвующих в процессе продвижения товара или услуги от производителя к потребителю, который использует этот товар или услугу либо непосредственно, либо для производства на их основе других товаров или услуг.9.Скорость технологических изменений в производстве и темпы разработки инновационных товаров (количество изменений в технологии производства и предложенных новых товаров за период).10. Степень дифференциации товаров или услуг компаний-конкурентов (высокая, слабая, отсутствует).Дифференциация — это значимые и ценные с точки зрения потребителя отличия в товарах (услугах), предлагаемых компаниями — конкурентами.11.Возможность экономии на масштабе в различных сферах деятельности (снабжении, производстве, транспортировке, маркетинге и т.д.).Экономия на масштабе — это сокращение удельных издержек компании с ростом масштабов деятельности.12.Наличие эффекта обучаемости (значительный, незначительный, отсутствует).Эффект обучаемости заключается в снижении издержек на единицу продукции по мере роста кумулятивного объема выпуска продукции в результате накопления производственного опыта (повышения эффективности и совершенствования организации труда, создания более технологичных модификаций продукции, замены оборудования, совершенствования конструкции узлов и комплектующих, позволяющего сократить время сборки и т.д.).13.Степень загрузки производственных мощностей (полная, недостаток мощностей, излишек мощностей).14.Входные барьеры (высокие, незначительные).Входные барьеры — это факторы, препятствующие проникновению в отрасль новых конкурентов.15.Прибыльность отрасли (выше или ниже средней по экономике).