Особенности и преимущества технико-экономических характеристик видов транспорта

Железнодорожный транспорт:

- ведущее место в транспортной системе страны, собствен­ности государства;

- регулярность грузовых и пассажирских перевозок, не за­висящая от климатических условий, времени года и суток;

- высокая пропускная и провозная способность, измеряемая миллионами тонн грузов и пассажиров и скорость доставки;

- невысокая себестоимость перевозок, более короткий путь движения по сравнению с речным и морским транспортом и высокая эффективность.

Автомобильный транспорт:

- более высокая маневренность и скорость доставки грузов, чем на железнодорожном, речном и морском транспорте;

- возможность доставлять грузы от склада отправителя до склада получателя, минуя перепогрузочные операции;

- требует небольших по сравнению с железнодорожным транспортом капитальных вложений;

- отличается высокой себестоимостью, выгоден для транс­портировки грузов на короткие расстояния (до 300-500 км) не­большими партиями.

Речной транспорт:

- невысокая себестоимость и большая провозная способ­ность на глубоководных реках;

- невысокие капитальные затраты, расход топлива и металла;

- доставка массовых грузов (леса, строительных, зерновых, нефтепродуктов);

-эффективность при совмещении с железнодорожным транспортом;

- недостатки: несовпадение направления течения реки с гру­зопотоками, нерегулярность перевозок в течение года, меньшая скорость доставки.

Морской транспорт:

- обеспечение массовых межконтинентальных перевозок грузов внешнеторгового оборота, межбассейновых и внутри бассейновых перевозок грузов и пассажиров между портами;

- низкая себестоимость перевозок на дальние расстояния и вы­сокая скорость движения по сравнению с речным транспортом;

- меньшие капитальные затраты по сравнению с речным и железнодорожным транспортом при массовых перевозках на дальние расстояния.

Нефтепроводный транспорт:

- самая низкая себестоимость (в 2-3 раза) перекачки нефти и нефтепродуктов;

- наименьшие капитальные вложения по сравнению с дру­гими видами транспорта;

- большая протяженность трубопроводов (200-300 тыс. км).
Воздушный транспорт:

- большая скорость, малые сроки доставки грузов и пасса­жиров;

- наибольшая эффективность для перевозки пассажиров и скоропортящихся грузов на дальние расстояния;

- использование в районах, где отсутствует наземный и вод­ный транспорт.

Особенности планирования себестоимости транспорт­ных услуг связаны с высоким удельным весом в ней заработной платы, затрат на топливо, электрическую энергию, амортиза­цию, ремонт, что обусловлено постоянным движением транс­портных средств.

К снижению себестоимости приводит:

- использование мощных и экономичных локомотивов, су­дов и автомашин;

- автоматизация и электрификация железных дорог;

- улучшение состояния шоссейных дорог и условий судо­ходства;

- механизация погрузочно-разгрузочных работ;

- внедрение передовых методов организации перевозок и труда.

Основными показателями себестоимости перевозок яв­ляются:

- общая сумма расходов по основным видам затрат на весь
объем перевозок по видам транспорта;

- экономия от снижения себестоимости;
- себестоимость десяти приведенных тонно-километров (тонно-миль).

Расчеты себестоимости осуществляются по статьям за­трат, аналогичным затратам по промышленным предприятиям, но дополнительно включаются следующие статьи:

- на автомобильном и железнодорожном транспорте - теку­щий ремонт и техническое обслуживание;

- на морском и речном (водном) - расходы на текущий ре­монт флота, платежи в бюджет по инвалютным расходам;

- на воздушном - текущий ремонт самолетного парка, аэро­портовые расходы;

- на трубопроводном - потери газа и нефти в газо-, нефте­проводах.

Выручка предприятий транспорта включает доходы, по­лученные:

- от перевозок;

- выполнения погрузочно-разгрузочных операций;

- экспедирования и прочих работ и услуг.

Доходы от перевозок зависят от объема оказываемых услуг, тарифа и договорных цен. В основе транспортного тарифа лежит вид транспорта; тип, класс и масса перевозимого груза; расстояние; время использования транспортного средства (в ав­топеревозках). Цены зависят от спроса и предложения конкрет­ного вида подвижного состава.

Тарифы в зависимости от степени регулирования клас­сифицируют на:

- фиксированные;

- регулируемые(устанавливаются самостоятельно с уче­том системы налогового регулирования доходов предприятий транспорта);

- договорные(устанавливаются по соглашению с заказчи­ками исходя из необходимых затрат на перевозки и уровня рен­табельности, регулируемого и утвержденного государственны­ми органами (около 35 % расходов));

- свободные(устанавливаются самостоятельно с учетом
спроса и предложения на рынке транспортных услуг).

В зависимости от условий перевозки и вида услуг грузовые тарифыподразделяются на: сдельные, из покилометрового расчета, на условии платных автотонно-часов, времени ис­пользования, за перегон подвижного состава и др.

Прибыль транспортных предприятий отражает резуль­таты эксплуатации транспорта, вспомогательных производств и хозяйств и прочих хозяйственных операций. Прибыль от эксплуатации транспорта определяется как разность между доходами от транспортной работы и эксплуатационными рас­ходами. Прибыль, остающаяся в распоряжении транспортных предприятий, используется на развитие производственной базы, социальное развитие и материальные выплаты.

Организация оборотных и основных средств автотранс­портных предприятий имеет следующие особенности:

- нормативы собственных оборотных средств предприятий автомобильного транспорта определяются раздельно по акти­вам, зависящим от роста производственных затрат (ГСМ, запас­ные части, агрегаты, автошины), и по активам, запасы которых не связаны с ростом производственной программы (инструмен­ты, инвентарь, оборудование и др.);

- основным источником формирования оборотных средств транспортных предприятий являются собственные средства и устойчивая кредиторская задолженность в виде предоплаты пе­ревозок;

- в составе устойчивых пассивов на автомобильном транс­порте кроме источников финансирования прироста нормати­ва собственных оборотных средств планируются статьи: «Ре­зерв на восстановление износа и ремонт автомобильных шин», «Расчеты в порядке плановых платежей», «Доходы будущих отчетных периодов»;

- финансовые результаты деятельности транспортных пред­приятий зависят от эффективности использования основных производственных фондов - транспортных средств, показателя­ми которой являются: коэффициент технической готовности транспортных средств, коэффициент использования пробега на перевозку, уровень доходности подвижного состава и др.

Наши рекомендации