Ресурсное обеспечение туристской отрасли (понятие экономических ресурсов, особенности управления ими)

Помимо рекреационных ресурсов и туристической инфраструктуры, наиболее важными элементами ресурсного обеспечения и главным фактором развития туризма является персонал, капитал и производственные фонды, оборотные средства, нематериальные и инвестиционные ресурсы. Персонал предприятия формируется и изменяется под влиянием внутренних и внешних факторов. К внутреннимотносятся: технология и организация производства туристического продукта, характер услуг и т.п. К внешним - демографические процессы, юридические и моральные нормы общества, характер рынка труда и т.п. Характеристика внешних факторов свидетельствует о количественные и качественные параметры трудовых ресурсов.
Трудовые ресурсы - это часть трудоспособного населения, которая по своим возрастным, физическими, образовательными данным соответствует деятельности туристической сферы. Следует различать трудовые ресурсы реальные (работники, занятые в туристической индустрии) и потенциальные (те, что когда могут быть привлечены к работе в туристической сфере).
Персонал предприятия - это совокупность постоянных работников, получивших необходимую профессиональную подготовку и (или) имеющие опыт практической работы.
Учитывая, что работа туристических предприятий - сезонная и много фирм вне основной деятельностью выполняют функции, которые не соответствуют главному их назначению, всех работников делят на две группы: персонал основной деятельности и персонал неосновной деятельности.
В соответствии с характером функций, которые выполняются, персонал предприятия делится на четыре категории: руководители, специалисты, служащие, рабочие.
Руководители - это работники, занимающие руководящие должности в предприятии и структурных подразделениях. К ним относятся директора, менеджеры, заведующие, главный бухгалтер, а также их заместители.
Специалистами считаются работники, которые выполняют специальные туристические, инженерно-технические, экономические и другие работы: экскурсоводы, инженеры, экономисты, бухгалтеры, юристы, администраторы и др.
К служащим относятся работники, которые осуществляют подготовку и оформление документации, учет и контроль, хозяйственное обслуживание и т.п. (в частности - это секретари, принтеры, делопроизводитель, агенты, стенографисты, архивариуса).
Рабочие - персонал, непосредственно причастен к созданию и предоставлению услуг, а также занят ремонтом, перемещением грузов, перевозкой пассажиров и т.д. Это работники ресторанов, отелей, транспортных средств, учреждений отдыха, охранники, уборщицы, курьеры и др.
Персонал туристического предприятия можно классифицировать по профессиям и специальностям, уровню квалификации работников и т.д. Каждая отрасль, в том числе и туристическая, имеет только ей присущие профессии и специальности, например, экскурсоводы, переводчики, гиды и т.д. В то же время в сфере туризма около половины персонала работает по общим профессиям и специальностям. Это бухгалтеры, экономисты, механики, водители и т.д.
Уровень квалификации руководителей, специалистов и служащих характеризуется уровнем образования, опытом работы на определенной должности. Выделяют специалистов высшей квалификации (работники, имеющие ученые степени и звания), специалистов высшей квалификации (работники с высшим специальным образованием и значительным практическим опытом), специалистов средней квалификации (работники со средним специальным образованием и некоторым практическим опытом), специалистов-практиков (работники , занимающих соответствующие должности, но не имеют специального образования).
Эти классификационные признаки персонала предприятия наряду с другими (пол, возраст, стаж) служат основой для расчетов различных видов структур.
Капитал, в буквальном смысле, означает ту сумму средств, которая необходима для создания и осуществления деятельности предприятия. Это будет авансовый капитал (денежная сумма), который вкладывается владельцем в определенное предприятие с целью получения прибыли. Он расходуется на приобретение средств производства и наем рабочей силы и, соответственно, называется постоянным и переменным капиталом.
В свою очередь, постоянный капитал делится на основной и оборотный.
Основной капитал - часть постоянного капитала, которая складывается из стоимости средств труда (здания, сооружения, машины, оборудование) и вращается в течение многих периодов производства. Они переносят свою стоимость на услуги и готовый туристический продукт частями и возмещаются предприятию по мере реализации услуг или туристического продукта.
Оборотный капитал - это та часть постоянного капитала, которая расходуется на приобретение на рынке предметов труда (сырье, материалы, составляющие туристического продукта и т.д.).
Понятие экономических ресурсов

Под экономическими ресурсами понимаются все виды ресурсов, используемых в процессе производства товаров и услуг. В сущности, это те блага, которые используются для производства других благ. Поэтому их нередко называют производственными ресурсами, производственными факторами, факторами производства, факторами экономического роста. В свою очередь, остальные блага называют потребительскими благами.

13. Эффективность использования туристских ресурсов

Туризм основан на целевом и разумном использовании туристских ресурсов, которые являются объектами туристского интереса, потенциально способными удовлетворять потребности людей, возникающие у них в процессе занятий туризмом. Там, где нет каких-либо туристских ресурсов, туризма не может быть в принципе. Отдельные туристские ресурсы предполагают лишь туризм в ограниченных масштабах, поскольку в данном случае посещение объектов туристского интереса может быть связано с опасностью для жизни человека или этот интерес имеет кратковременный ресурс по каким-либо показателям, чаще всего временным. Например, сколько приезжий (не житель пустыни) может созерцать песчаную дюну в Сахаре? Очень недолго во время сафари на комфортабельном джипе, после чего он устремится под прохладу кондиционера или бассейна в приморском отеле. И в то же время он может часами смотреть на море, нежась в струях теплого бриза.

Основой использования туристских ресурсов и туристских объектов для целей туризма является туристский интерес и туристское впечатление.

Туристский интерес перспектива получения туристом объективной информации, положительных эмоций и/или потенциальная возможность удовлетворения планируемой потребности в конкретной, частично известной туристской услуге (работе), туристском товаре и туристском продукте, основанных на определенном комплексе туристско-рекреационных ресурсов, выступающих в виде объектов туристского интереса.

Объекты туристского интереса достопримечательности, природные объекты и природно-климатические зоны, социально-культурные объекты показа и иные, способные удовлетворить потребности туриста в процессе осуществления туристской поездки или путешествия и потребления туристских услуг.

Однако для того, чтобы эти объекты были бы реально использованы в целях туризма, необходима надлежащая инфраструктура и индустрия туризма, которая обеспечит:

- доведение до туриста информации о данном туристском объекте, необходимой и достаточной для уверенной мотивации выбора путешествия именно в эту местность и к этому объекту;
- достаточно комфортную и безопасную доставку туриста к этой местности;
- размещение;
- питание;
- развлечение.

Туристское впечатление комплекс эмоций, в большинстве положительных, и душевного и физического состояния туриста, возникших или достигнутых им в результате потребления туристских работ (услуг), приобретения туристского продукта.

Однако, чтобы туризм начал развиваться в каком-либо регионе, необходимо наличие в этом регионе туристских ресурсов, в первую очередь ресурсов рекреационых.

Рекреационные ресурсы это природные и антропогенные геосистемы, тела и явления природы, которые могут создать комфортные условия и имеют потребительную стоимостью для рекреационной деятельности и могут быть использованы для организации отдыха и оздоровления определенного контингента людей.

Организация развития туризма (как в стране, так и в регионе) должна основываться на преимущественном развитии видов и форм туризма, позволяющих максимально и комплексно использовать имеющиеся туристско-рекреационные ресурсы. Высокий потенциал развития туризма характеризуется объемом и разнообразием таких ресурсов, как природные условия, особенности географического положения, историческое наследие, уровень развития материально-технической базы туризма, насыщенность достопримечательностями, их взаимосочетанием и положением по отношению к основным зонам и центрам туризма, степень привлекательности для основной части туристов.

Каждый регион обладает уникальным наследием. Для определения базы, необходимой для развития туризма в регионе, следует ответить на следующие вопросы: "Какими ресурсами (наследием) уникальна конкретная местность относительно других территорий?" и "Каким образом ресурсы (наследие) конкретной местности могут быть использованы в целях туризма?"

Восточным Мичиганским университетом туризма и путешествий были разработаны четыре принципа туризма, базирующегося на уникальных туристско-рекреационных ресурсах, активно способствующих сохранению и их рациональному использованию:

1) активное содействие в сохранении наследия местности культурного, исторического, природного;
2) подчеркивание и выделение уникальности наследия местности относительно других регионов;
3) создание у местного населения чувства гордости и ответственности за уникальные туристско-рекреационные ресурсы;
4) разработка программы развития туризма на основе использования уникальных туристско-рекреационных ресурсов местности

14. Подготовка и кадровое обеспечение туристской отрасли, основные проблемы и перспективы

Потребности сферы туризма в новых условиях в значительной мере сосредоточены на необходимости адекватного кадрового обеспечения всех направлений развития, видов и форм туризма. Основное противоречие здесь заключается в многопрофильном характере туристской деятельности, которая, с одной стороны, нуждается в кадрах различных профессий, специальностей, квалификаций, а с другой - в принципиально новых технологиях обслуживания туристов и экскурсантов, потребности в которых возникают по мере развития смежных отраслей народнохозяйственного комплекса и формирования специалистов по смежным видам профессиональной деятельности.

Основными социально-профессиональными группами работников туризма являются хозяйственно-экономические руководители (менеджеры), специалисты и технические исполнители.

Подготовка специалистов для туризма в разных странах ведется по-разному и отражает влияние конкретных исторических, политических, социально-экономических и других факторов. Как показывают исследования украинских специалистов, принципиальная кадровая схема в туризме включает две системы подготовки:

- специализированная профессиональная подготовка для предприятий, непосредственно принимающих участие в производстве туристского продукта;
- подготовка специалистов массовых профессий для смежных отраслей национальной экономики.

При этом каждая из этих систем имеет образовательные уровни.

1. Высший (институционально-управленческий) уровень. Oн предполагает подготовку менеджеров, которые определяют направления и задачи работы, стратегию, тактику отрасли, отдельного предприятия (турменеджер, менеджер гостиницы, менеджер маркетинговой деятельности в туризме и др.). Специализированная подготовка персонала такого уровня проводится в ведущих учебных введениях (университетах, школах туризма, учреждениях повышения квалификации) по программам магистра и бакалавра.
2. Средний уровень (управленческо-технологи-ческий). Управленческо-технологическая деятельность характерна для персонала, который обеспечивает технологическую последовательность обслуживания, согласовывает взаимодействие с другими технологическими звеньями (турагент, менеджер по резервированию мест, метрдотель ресторана). Этот уровень обеспечивают высшие и средние специальные учебные заведения, колледжи, лицеи, которые готовят специалистов по менеджменту определенных технологических процессов бакалаврского уровня.
3. Начальный или низший уровень (технологи-ческо-исполнительный). Он представлен персоналом, который выполняет конкретные задания и обеспечивает удовлетворение отдельных потребностей туриста либо реализацию отдельного вида обслуживания. Этот уровень обеспечивают учебные заведения (центры, школы, кypcы, училища) широкого профиля и специализации, которые готовят работников массовых профессий: официантов, поваров, инструкторов и т.д.

15. Этапы жизненного цикла отрасли

Жизненный цикл отрасли – это период, в течение которого отрасль проходить четыре этапа: зарождение, рост, зрелость и упадок.
Отрасль, как и товар, имеет свой жизненный цикл, в котором выделяются стадии зарождения отрасли, ее роста, зрелости и спада. В первые годы изменения в отрасли (инновации) осуществляются динамично, жизненный цикл товаров короток. По мере развития отрасли скорость инноваций уменьшается, а рост поддерживается увеличением доли рынка.

Этапы:

1. Рождение

возникла сравнительно недавно из-за необходимости отдельных групп потребителей или за счёт развития рынка товаров, основанных на новых технологиях и удовлетворяющих потребности разных групп потребителей.

В период прохождения отрасли данного этапа происходит: постоянный поиск потребителей, предложения фрагментируются (делится на части), объем продаж возрастает, однако прибыли практически нет. Большое значение имеют инвестиции, т.к. денежный поток в основном наличный и требуется для развития инфраструктуры.

2. Рост.

На данной стадии появляется спрос на отдельные товары или услуги. Предприятия или фирмы ищут своё место на рынке; конкуренты определяют свою долю или коэффициент; появляется интерес у НТП и новым технологиям, в результате объем продаж увеличивается и появляется прибыль.

3. Зрелость

На данной стадии происходит полное насыщение рынка, потенциальные покупатели преобретают продукции регулярно, основными потребителями и производителями известны технологии, распределение долей на рынке, технологии и возможность появления новых товаров или фирм на рынке.

Объем продаж достигает определенного уровня, после чего начинается замедление роста, прибыль после своего максимума также снижается.

4. Старость

Покупатели постепенно теряют интерес к продукции или к их заменителям.

В результате уменьшается спрос, число конкурентов уменьшается, ассортимент товаров уменьшается, прибыль приближается к нулю, движение наличности резко замедляется и постепенно приходит к нулю.

16. Понятие туристского рынка, специфика спроса и предложения в туризме

Туристский рынок – самостоятельная часть более широкого понятия «рынок товаров и услуг», где реализуются услуги и товары для туристов. Спецификой туристского рынка является явное преобладание услуг. Туристские товары и услуги могут быть потреблены только в том случае, если потребитель доставлен в место их производства, а обычные товары и услуги готовы к потреблению тогда, когда произведенная продукция закончит передвижение от места производства к месту потребления.

Другими особенностями туристских услуг как объектов купли-продажи являются неравномерность спроса в течение года (например, для отдыха или религиозного туризма), широкий диапазон эластичности спроса на определенные услуги.

Поскольку туристы потребляют услуги и товары в месте временного проживания, то структура их потребления рассматривается как совокупность обязательных, специфических и дополнительных потребностей.

Cпецифика спроса и предложения в туризме

Одними из важнейших понятий рынка являются сформировавшиеся спрос и предложение услуг.

Под спросом понимается желание, возможность и необходимость воспользоваться туристическими услугами. Данная возможность должна быть обеспечена денежными средствами, а не просто быть выраженным желанием.

Спрос потребителей зависит от множества факторов:

- социально-экономические, такие, как уровень зарплаты, безработица, достаток населения;

- политические – отсутствие или наличие военных конфликтов и политических переворотов;

- климатические и географические факторы, такие, как погодные условия в стране пребывание или выезда.

Предложением на туристическом рынке являются туры и направления туристической деятельности. Предложение имеет в первую очередь региональное деление. Туроператоры предлагают отправиться в разные регионы как внутри страны, так и за границей.

Отдельные сегменты зарубежных туристических предложений могут отчитаться друг от друга в несколько раз по цене и качеству обслуживания. Это обусловлено спросом, так как, на каждый вид товаров имеется свой потребитель, в том числе, и туристических услуг.

Цели продавца и покупателя противостоящие. Продавец стремиться продать тур по максимальной цене. Покупатель желает получить максимальный объем услуг за минимальные деньги. Это естественный закон функционирования рынка, справедливый и в туристических отношениях.

В соответствии с традиционными экономическими терминами, возможны ситуации присутствия рынка продавца, когда предложение значительно превышает спрос.

Возможна и обратная ситуация – когда рынок перенасыщен спросом. Все это ведет к появлению нечестных методов конкуренции и появлении монополии услуг, что отрицательно сказывается на качестве услуг и обслуживании потребителя.

17. Эластичность спроса на туристский продукт (туристские услуги)

Туристский спрос зависит от дохода потребителя, продолжительности компактного свободного времени, цен на товары и услуги и других факторов.

Но часто анализ не может ограничиваться установлением лишь общего направления воздействия одной переменной на другую, а требует также знать, какова величина роста (снижения) спроса.

Эластичность показывает меру реакции одной переменной на изменение другой. В экономике это понятие используется для обозначения зависимостей главным образом между величиной спроса, с одной стороны, и ценой или доходом — с другой.

Эластичность спроса по цене (ЭСЦ) определяет, какое процентное изменение объема спроса последует за однопроцентным увеличением (уменьшением) цены при прочих равных условиях.

Величина ЭСЦ, как правило, выражается отрицательным числом, так как переменные находятся в обратной зависимости. Объем спроса имеет тенденцию роста при падении цены и уменьшается при ее повышении.

Спрос может быть чувствителен к изменению цены (эластичен), безразличен (неэластичен) или иметь единичную эластичность.

ЭСЦ зависит от ряда факторов:

· от доступности товаров-субститутов (заменителей). Чем острее конкуренция на рынке, а следовательно, шире взаимозаменяемость предлагаемых товаров, тем выше ЭСЦ. Спрос на этнические и деловые поездки, не имеющие приемлемой альтернативы для туриста, будет менее чувствителен к изменению цены, чем на путешествия с целью развлечения и отдыха.

· вызывающий изменение ЭСЦ, - временные рамки, в пределах которых принимается решение о покупке. Как правило, эластичность выше в долгосрочном плане, чем на коротких интервалах. С течением времени потребители могут найти большее количество заменителей для товара, цена которого растет. Постепенно изменяются их вкусы, привычки и привязанности, а производители расширяют выпуск субститутов.

ЭСЦ, когда повышение (снижение) цен приводит к уменьшению (росту) спроса. Однако на практике известны ситуации, при которых переменные меняются однона-правленно, и высокие цены стимулируют увеличение спроса. Эта зависимость имеет место на рынке элитарного туризма.

· Существенное влияние на туристский спрос оказывает изменение дохода потребителя. Воздействие одной переменной величины на другую в данном случае может быть описано в рамках понятия эластичность туристского спроса по доходу (ЭСД). Она рассчитывается как отношение процентного изменения объема спроса к процентному изменению совокупного дохода потребителя (при прочих равных условиях).

Многочисленные эмпирические исследования показывают, что туристский спрос весьма чувствителен к увеличению (уменьшению) дохода потребителя. С улучшением материального положения растут склонность населения к путешествиям, а также размер туристских расходов.

· Степень эластичности зависит также от типа поездки. С ростом дохода потребителя его расходы в целом увеличиваются, но на каждый вид поездки по-разному, с общего исходного нулевого уровня. Наиболее чувствителен к изменению покупательной способности спрос на развлекательные туры, в меньшей степени — на этнические, которые часто предпринимаются в силу долга, нежели в результате свободного выбора. Спрос на деловые поездки, а также элитарные путешествия если и реагирует на изменение дохода, то очень слабо, и является неэластичным

18. Факторы, влияющие на формирование спроса и предложения на туристском рынке
Спрос на туризм, как и на другие продукты, обусловлен покупательской способностью потребителей – наличием у населения денежных средств и желанием их потратить на путешествия.
Основными факторами выступают:
-изменения в покупательском поведении,
-уровень доходов населения,
-принадлежность к определенной расе,
-пол,
-образование,
-род занятий,
-мнения, мода,
-время,
-обычаи,
-привычки и традиции,
-образ жизни.
Туризм как отрасль экономики, занимающаяся в первую очередь организацией свободного времени, может успешно существовать при наличии двух условий: свободного времени и достаточных материальных средств для этого. Таким образом, необходимыми предпосылками возникновения массового спроса на туризм и поддержания его на высоком уровне являются увеличение свободного времени и рост благосостояния общества. Тенденция к увеличению свободного времени является объективным фактором возникновения и роста спроса на туризм.
Предложение
Туристское предложение - это идеальная готовность и реальная возможность товаропроизводителя произвести и поставить на рынок определенное количество туристского товара.
Предложение туристского продукта зависит от многих факторов:

· количества туристских поставщиков,

· количества фирм-продавцов,

· уровня эффективности производства туристских товаров и услуг,

· уровня НТП, системы налогообложения,

· цен на факторы производства,

· оценки перспектив спроса и будущих доходов.

Компоненты предложения определенного туристского региона могут быть разбиты на 4 основные категории:
- природные ресурсы каждого туристского региона, доступные для туристского пользования, составляют основу предложения. Базовые элементы этой категории включают воздух и климат, физические особенности местности, флору, фауну, водные ресурсы, пляжи и т.д. качество природных ресурсов необходимо сохранять с целью поддержания спроса. В сущности, туризм очень чувствителен к качеству использования природных ресурсов.
-инфраструктура представляет собой подземные и надземные обслуживающие сооружения, включающие :водопровод, канализацию, газопровод, а также другие средства обслуживания, например шоссе, аэропорты, автодороги, вокзалы и прочее. Инфраструктура очень важна для успешного развития туризма.

- материально-техническая база туризма является основой развития организованного туризма, так как она создает все необходимые условия для предоставления туристам полного комплекса услуг. В состав материально-технической базы туризма входят : туроператоры и турагенты, предприятия размещения, предприятия питания и торговли, автотранспортные предприятия, бюро экскурсий и т.д.

19. Понятие турпродукта (туруслуги), его экономическая сущность

Под туристским продуктом (турпродуктом) понимается совокупность вещественных (товара) и невещественных (услуги) потребительных стоимостей, необходимых для удовлетворения потребностей туриста, возникающих в период путешествия (поездки) и вызванных именно этим путешествием.

Таким образом, туристский продукт целенаправленная совокупность услуг, работ и иных товаров, материальных и нематериальных объектов, необходимая и достаточная для удовлетворения потребностей туристов, отвечающая целям туризма и предлагаемая к реализации, а также предоставляемая туристу.
Турпродукт – это совокупный продукт, состоящий из продуктов различных отраслей туристской индустрии.
Туристский продукт - понятие комплексное, состоящее из множества взаимосвязанных составляющих - туристских услуг. Согласно ГОСТ 28681.0-90 «туристская услуга - результат дея тельности туристского предприятия по удовлетворению соответствующих потребностей туристов».
Таким образом, турпродукт – это результат деятельности предприятий различных сфер туристской индустрии.
Турпродукт включает в себя 4 элемента:
1. дестинация;
2. транспорт;
3. трансфер;
4. размещение + питание.
Дестинация является главным объектом турпродукта. Прежде чем начать потребление отдельных конкретных услуг: размещение, питание, экскурсии – турист должен приехать в ту или иную дестинацию.
Каждая дестинация имеет характеристики предложения, которые формируют уникальное предложение туристского региона:
природные ресурсы. Воздух, море, ландшафт, солнце. Они лежат в основе подхода известного как концепция «3 S»: sun, sand, sea. Современная трансформация 3 S: sanitation (чистота), security(безопасность), satisfaction(удовлетворение потребностей).
достопримечательности. Объекты привлечения туристов:
- искусственные или природные (горы, море, водопады, парки).
- культурные;
- исторические;
- архитектурные.
- централизованные или линейные: перемещение туристов в процессе путешествия,посещение несколько столиц.
- Привязанные к месту и событию. Выгодные для организаторов затмения, смена караула в Лондоне, Олимпийские игры.
2. Транспортные возможности для перемещения туристов:
1. транспортная доступность дестинации;
2. наиболее развитые виды транспорта внутри дестинации. (Венеция-спец.плав средства-гондолы).
С точки зрения маркетинга требования к перевозчику:
быстрота доставки; (авиа)
безопасность;
комфортность;
относительно недорогая стоимость транспортных услуг между группами: авиа; ж/д; морские; автомобильные; автобусы.
Рынок транспортных средств стремительно развивается: самолет Конкорд – рухнул, безопасность авиаперелетов снизилась; появились скоростные поезда.
3. Выбор транспортного средства для трансфера осуществляется в соответствии с классом обслуживания туриста.
4. После выбора туристской дестинации турист преступает к сравнению туруслуг предлагаемых предприятиями размещения туристского региона.
Инфраструктура для развития туризма. Средства размещения туристов: коммерческий сектор (гостиницы, отели), некоммерческий сектор (санатории, пансионаты) и частный сектор. Оборудования для отдыха, занятий спортом.
Коммерческий успех дестинации зависит от наличия привлекательных сторон. Чем больше преимуществ может предложить дестинация, тем выше её привлекательность. Элементы турпродукта самой дестинации, которые формируют уникальный продукт. Маркетинг дестинаций направлен на удовлетворение потребительского спроса. Поэтому предмет маркетинга на уровне турпредприятия – это анализ потребностей туристов на отдыхе и разработка услуг удовлетворяющих спрос, данные потребности.
Цель маркетинга - продать не потребительские свойства (высокое качество может быть одинаково у конкурентов), а пользу и выгоду, которые несет туристу тур в данную дестинацию. Маркетинг туристских дестинаций – предмет деятельности администраций туристских регионов.

20. Этапы жизненного цикла туристского продукта

Какими бы высокими потребительскими свойствами ни обладал туристский продукт, рано или поздно он вытесняется с рынка дру­гим, более совершенным. Наличие потребностей и средства их удовлетворения постоянно изменяются. Каждый предложенный на рынок продукт имеет определенный цикл жизни, в течение ко­торого он находит своих покупателей.

Туристский продукт проходит в своем развитии ряд последо­вательных стадий которые характеризуются колебания­ми объема продаж и прибыли.

1. Началом стадии внедрения продукта считается момент, когда туристское предприятие впервые предложило его на рынок. Основной характерной чертой этой стадии является медленный темп сбыта продукта и, как следствие, полное отсутствие или на­личие незначительной прибыли. Туристское предприятие испыты­вает значительные трудности с внедрением нового продукта, а ин­фраструктура недостаточно адаптирована к запросам выбранной клиентуры. Неизбежными на стадии внедрения являются большие затраты. Вместе с тем, отсутствие на данном этапе конкуренции является для предприятия основным преимуществом.

2. Стадия роста характеризуется быстрым увеличением объе­ма сбыта и, как следствие, получением прибыли. Хотя затраты на маркетинг остаются достаточно высокими, их доля в общих из­держках фирмы существенно снижается. На стадии роста турист­ское предприятие стремится расширить сферу сбыта продукта и проникнуть в новые сегменты рынка.

Стадия роста зависит от уровня конкурентоспособности пред­приятия. Характерная особенность этой стадии состоит в том, что предприятия, раньше других приступившие к развитию данного продукта, имеют значительные конкурентные преимущества. Од­нако главной заботой для них является дальнейшее совершенст­вование туристского продукта. «Опоздавшие» предприятия будут стремиться всячески улучшить и еще более развить вводимый про­дукт, стремясь потеснить лидеров.

3. Стадия зрелости характеризуется замедлением роста сбы­та и ее стабилизацией. Это связано с:

 изменением потребностей клиентов;

 выходом на рынок новых, более совершенных продуктов;

 усилением конкуренции;

 недостаточно рентабельным продуктом.

На этой стадии круг потребителей практически не расширяет­ся. Некоторый рост числа туристов может происходить за счет по­вышения доходов или более благоприятного соотношения курсов валют, а также за счет туристов, у которых остались хорошие впе­чатления о прошлом путешествии и которые решили еще раз воспользоваться услугами данного туристского предприятия.

Прибыль на стадии зрелости начинает несколько снижаться, хотя и остается достаточно высокой. Туристское предприятие (как и на стадии роста) заинтересовано в максимальном продлении стадии зрелости. Основные усилия направляются на удержание своей доли на рынке посредством совершенствования данного про­дукта. Если этого не произойдет, продукт может потерять свои позиции на рынке и оказаться на стадии спада.

4. Стадия спада означает наступление на туристском рынке пресыщения данным продуктом. Происходит падение объемов сбыта и снижение получаемой прибыли. Переход туристского про­дукта в стадию спада может быть обусловлен появлением на рын­ке новых продуктов, исчезновением потребности, которой отвечал данный продукт и т. д. Однако эта стадия может продолжаться достаточно долго. При отсутствии конкуренции у туристского предприятия отпадает необходимость в высоких затратах, а в не­которых случаях даже позволяет ему повысить цены. Однако это не свидетельствует о выгодности данного продукта для предприя­тия, поскольку объем реализации на стадии спада становится низ­ким. Подобное явление свидетельствует о необходимости своевре­менной переориентации на новые потребности.

Необходимо тщательно анализировать как продукты, принося­щие в течение нескольких лет малую прибыль, так и те, которые хорошо известны на рынке, но для оживления сбыта которых тре­буется изменить их имидж.

Такой анализ позволяет четко ставить задачи и определять ос­новные направления и варианты их решения. В результате разви­вается специализация туристских предприятий, базовые продукты становятся более оригинальными и менее взаимозаменяемыми. Благодаря этому легче удержать специфическую клиентуру.

Существование жизненного цикла туристского продукта позво­ляет туристскому предприятию:

 своевременно изыскивать новые продукты для замены нахо­дящихся в стадии спада;

 эффективно организовывать работу с существующими тур-продуктами на каждой стадии;

 оптимизировать структуру предлагаемых продуктов с точки зрения их принадлежности к различным стадиям жизненного цик­ла;

 постоянно проводить маркетинговые.исследования продукта, овладевать его методологией и творчески применять ее в зависи­мости от конкретной ситуации.

21. Методы и формы продвижения турпродукта

Целью деятельности по продвижению товаров и услуг является создание спроса на эти товары и услуги. Продвижение товара или услуги - широкое понятие, включающее деятельность по рекламе в прессе и печати, технику личной продажи, связи с общественностью, деятельность по стимулированию продаж.
Использование средств по стимулированию спроса в области туризма нацелено не только на конечного потребителя, но и на многочисленных производителей туруслуг, посредников (тура-гентов, туроператоров), а также на свои контактные «аудитории» (средства массовой информации, финансовые и страховые компании, общественные организации).
Для того чтобы продать продукт, необходимо:
• привлечь внимание потенциальных потребителей;
• вызвать интерес у потребителей к продукту;
• вызвать желание у потребителей купить данный продукт;
• стимулировать покупателей к реальному действию.
Как формы личной продажи, так и реклама весьма эффективны. Но наиболее эффективным является использование этих двух форм вместе. Реклама идеально подходит для привлечения внимания и создания интереса у потенциальных покупателей к определенному товару или услуге. Техника личной продажи лучше всего подходит для создания у покупателя желания приобрести тот или иной турпродукт. Однако еще более эффективным при продвижении продукта является использование и рекламы, и техники персональной продажи, подкрепленных рекламой в печати и различными формами стимулирования продаж.
В туризме широко используются такие средства стимулирования спроса, как реклама, личная продажа, стимулирование сбыта и пропаганда.
Все вышеприведенные факторы обуславливают актуальность и значимость тематики работы на современном этапе, направленной на глубокое и всестороннее изучение современных методов продвижения турпродукта.

22. Понятие качества турпродукта (тур. услуги), проблемы его повышения

Качество турпродукта – совокупность свойств тур услуг и процессов обслуживания по удовлетворению обусловленных или предполагаемых потребностей туристов.
Качество турпродукта характеризуется качеством услуг и культурой обслуживания.
Специфика сферы туризма заключается в том, что производимый продукт полностью или частично неосязаем, а эффект сервиса оценивается потребителем в условиях определенного эмоционального состояния, зависящего от большого количества факторов, в числе которых такие субъективные характеристики туриста, как:
а) особенности воспитания;
б) возраст;
в) культурные традиции народа, представи

Наши рекомендации