Сущность политической модернизации. Основные стадии, особенности, типы и противоречия.

В середине XX в. в политической науке полу­чила «прописку» новая категория: «поли­тическая модернизация».Можно выделить два основных этапа развития теории политической модернизации.

1.1950-60-е годы- модернизация понималась как копирование западных устоев во всехобластях жизни. Политическая модернизация воспринималась, во-первых, как демократизация развивающихся стран по западному образцу, во-вторых, как условие и следствие успешного социально-экономи­ческого роста стран «третьего мира» и, в-третьих, как результат их активного сотрудничества с развитыми государствами Западной Ев­ропы и США.

2. 1970— 1990-е годы — связь между модернизацией и развити­ем была пересмотрена. Модернизация стала рассматриваться не как условие второго, а как его функция. Приоритетной целью было названо изменение социально-экономических и политических струк­тур, которое могло проводиться и вне западной демократической модели. Более детально стали исследоваться конкретные политические процессы с учетом специфических исторических и национальных условий, культурного своеобразия различных стран.

Модернизация может осущ-ся постепенно эволюционным путём или в виде соц.-экономического взрыва, м.б. сочетание этих видов.

Модернизация — это естественный процесс самообновления политич. системы. Он характеризуется системностью и постепенностью качественных изменений политических институтов, их функций. А главное — это целенаправленный, управляемый процесс, содержание которого составляют изменения политических режимов, образцов политического поведения, тех или иных норм, идеологических ценностей, ориентации и политического языка.

Политическое развитие означает позитивную динамику политической системы — ее устойчивое движение к качествен­но новому состоянию.

Политологи выделяют три главных критерия политическо­го развития, отражающие способность политической системы:

• к изменениям структур (институтов, норм, коммуника­ции) общества и власти;

• к нововведениям (инновациям) — гибкому реагированию на новые социальные проблемы, общественное мнение, тре­бования и интересы граждан;

• к обеспечению равноправного участия граждан в полити­ческой жизни общества (независимо от их негативного или позитивного отношения к институтам политической системы).

Политическая модернизация включает следующие стадии:

· критическая оценка обществом своих традиционных по­литических ценностей;

· определение путей, средств и методов преодоления кризис­ных тенденций, конфликтности и напряженности в обществе;

· изменение ценностных ориентации граждан, приобщение их к демократической политической культуре;

· демонтаж старой политической системы, ликвидация ее несоответствия запросам общества и времени;

· проведение комплексных реформ в политической, эконо­мической, социальной и духовной сферах.

Выделяют три типамо­дернизации: «первичную», «вторичную», «глобальную».

«Первичная модернизация» (Западная Европа, США, Кана­да) охватывает эпоху первой промышленной революции, раз­рушения традиционных наследственных привилегий и провоз­глашения равных гражданских прав.

«Вторичная модернизация» — демократические преобразо­вания «вдогонку» (Россия, Беларусь, Турция, Бразилия и дру­гие страны мира). Она обусловлена неравномерностью эконо­мического и политического развития стран, их культурно-на­циональными особенностями.

«Глобальная модернизация» — процесс качественного совер­шенствования всех современных обществ, их политических систем. Надо полагать, что в будущем человечество придет к единой, универсальной для всех стран модели постиндустри­ализма и гуманного политического бытия.

Также различают соц., эк.,полит. и дух.мод-цию. Предпосылками и факторами политической модернизации являются: обострение политических противоречий в результате устарелости тех или иных элементов и функций системы власти; возникновение кризисных ситуаций; стремление ведущих со­циальных групп к преобразованию политических отношений и институтов; формирование в политическом сознании господствующих групп и широких масс ориентации на изменение политических структур.

К числу важнейших факторов модернизации относятся следу­ющие:

· в экономике: расширение индустриальных технологий,

основанных на использовании капитала и научного знания, широком освоении природных ресурсов, расширении вторичного (переработ­ка, торговля) и третичного (услуги) секторов хозяйства, развитие

рынков товаров, капиталов и труда;

· в социальной сфере: ослабление прежних предписан­ных типов социальности и расширение сферы новых целерациональных связей, основанных на профессиональных или рыночных крите­риях, что сопровождается ростом дифференциации, в особенности классовой и имущественной, разделением между производством, политической и общественной деятельностью;

· в политике: образование централизованных нацио-государств, в рамках которых формируются различные coi, политические движения и группы, отстаивающие свои интересы;

· в культуре: дифференциация духовных систем и ценност­ных ориентации, секуляризация и плюрализация общественного сознания и образования, распространение грамотности, формиро­вание национальной культуры и языка, многообразие идеологиче­ских течений, развитие средств массовой информации и коммуни­кации.

Опыт политической модернизации бывших советских республик и других стран позволяет сформулировать некоторые выводы, важные для понимания особеннос­тей этого процесса.

1. Термин «модернизация» применительно к политической сфере означает и состояние политического развития, и про­цесс перехода к «политическому модерну» — современным де­мократическим обществам, качественно новому уровню поли­тической культуры и политических отношений.

2. Модернизация не есть «копирование» западных политичес­ких ценностей. Ее ошибочно рассматривать как процесс «догоня­ющего» развития индустриальных (постиндустриальных) стран.

3. Модернизация — это глобальный процесс непрерывного дви­жения обществ и государств к новому качеству политического бытия. Переход к «политическому модерну», к реальной демокра­тии — актуальная задача для каждой страны .

4. Не существует универсальных теоретических схем и мо­делей модернизации. Ее содержание, темпы и результаты оп­ределяются национальными особенностями, историко-культур­ными традициями, менталитетом граждан, уровнем социально-экономического развития и политической культуры конкрет­ного общества, иными факторами. Главное противоречие со­временной модернизации — закономерный конфликт между утвердившимися «нормами политической культуры» в за­падном мире и национальными ценностями и традициями «переходных», менее развитых, традиционных государств.

5. Модернизация в каждой конкретной стране — длитель­ный исторический этап последовательных преобразований в области политических отношений, политической культуры и политической деятельности.

Модернизацию нельзя форсировать, игнорируя нацио­нальную специфику, не творчески применяя опыт других стран.

Нарушение этого правила оборачивается противодействием реформационной политике со стороны граждан, массовым не­довольством, дестабилизацией политико-властных отношений.

6. Политическая модернизация далеко не всегда приводит к бесповоротному утверждению демократических норм и прин­ципов власти. Она характеризуется повышенной конфликтно­стью социально-политических процессов. Противоборство субъектов политики может повлечь острые кризисы, попятное политическое развитие общества и облегчить узурпацию вла­сти реакционными.

42. Политическая культура: сущность, структура и основные функции. Полит. культура - неотъемлемая часть общенациональной культуры. Это прежде всего полит опыт человечества, соц общностей, больших и малых соц групп, полученный в ходе исторического развития.

Наши рекомендации