Политическая система Республики Беларусь. Основные направления развития
Политическая система Беларуси имеет традиционный для постсоветских стран вид: исполнительная власть во главе с президентом и приданным ему исполнительным (правительство – министерства, ведомства) и территориальным (облисполкомы) аппаратом власти; законодательная власть, вершиной которой является двухпалатный парламент; политические партии, среди которых доминируют прозападные силы – ОГП (Объединенная гражданская партия, аналог скончавшегося российского Союза правых сил), БНФ (Белорусский народный фронт, аналог национальных фронтов прибалтийских республик периода распада СССР), движение «За свободу» ( А.Милинкевича , которого продвигают США и Польша.), ряд общественных и незарегистрированных организаций, через которые идёт поддержка прозападной оппозиции . Ещё совсем недавно расстановка сил на белорусском политическом поле была следующей. Власть в стране полностью принадлежала президенту, который с 1994 года, как считалось, вёл курс на интеграцию с Россией.
Парламент как самостоятельная ветвь власти по большому счету в Беларуси не существовал и не существует: депутаты не имеют самостоятельно определяемого бюджета парламента. Применительно к отношениям Восток – Запад парламент всегда и во всём следовал курсом президента, считался пророссийски настроенным, готовым на создание Союзного государства, но оно, как известно, так и не было за все эти годы создано.
До 2007 года в Белоруссии было чёткое «разделение труда» между властью и оппозицией: власть была патриотической и отстаивала Союз с Россией, оппозиция подкармливалась с Запада, чтобы присутствовать на политическом поле страны, но при этом не побеждать.
В 2006-2008 годах стал намечаться отход белорусского руководства от отождествления его интересов с Союзным государством. Стало заметно, что за всё это время, опираясь только на устные договорённости с Минском, Россия так и не создала в Беларуси политическую инфраструктуру, которая обеспечивала бы её влияние на белорусскую политику.
Сильная, эффективная государственная власть, политическая стабильность в нашей стране - важнейшие условия государственного курса на эволюционное и поступательное развитие национальной экономики, последовательной интеграции в мировую экономику. Планомерность государственного курса находит свое выражение в поэтапном повышении жизненного уровня народа.
За годы созидательной практики сложилась белорусская модель социально-экономического развития, которая сочетает преимущества рыночного хозяйства с эффективной социальной защитой. Наша концепция построена на учете исторической преемственности и традиций народа. Белорусская модель основана не на революционной ломке прежних устоев, а на совершенствовании сложившейся экономической базы. Белорусская экономическая модель содержит в себе элементы преемственности в использовании государственных институтов во всех сферах, где они проявили свою эффективность.
Последовательный курс государства реформирования экономики не позволил сложиться в Беларуси олигархическим структурам, не привел к массовой безработице и обнищанию людей, к разрыву традиционных экономических связей со странами СНГ.
Беларусь является не только развитой индустриальной страной, но имеет и значительную аграрную составляющую. Корни народа - материальные и духовные находятся в селе. Во все годы, в том числе экономически сложные, государство помогало деревне и продолжает поддерживать сельского производителя.
Государство придерживается курса не менять устоявшиеся механизмы и традиции, совершенствует отдельные грани проводившейся ранее политики с целью придания ей большей эффективности и последовательности.
В стране создана эффективная президентская власть, которая не проводит политику двойных стандартов, в каких бы сложных условиях не приходилось работать.
В социальной сфере - сохранение наиболее ценного, использование в новых условиях принципа социальной справедливости без отказа от накопленного опыта. ( адресная социальная политика, социальные гарантии, особенно по отношению к молодежи, старикам, жителям территорий, пострадавших от последствий Чернобыльской катастрофы.)
Поддержка талантливой учащейся молодежи, студентов. Создан не имеющий аналогов на территории СНГ Специальный Фонд Президента Республики Беларусь по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов.
.Занятия физкультурой, спортом, следование принципам здорового образа жизни являются приоритетами государственной политики.
Важную роль в реализации планомерного курса на обеспечение благополучия людей играет выполнение в социальной сфере минимальных государственных стандартов, предусматривающих снабжение граждан продовольствием, теплом, коммуникациями, транспортом, бытовыми услугами, нормальную работу учреждений образования, здравоохранения, культуры.
В Беларуси сложилась эффективно действующая система справедливого распределения вознаграждения за труд, социальной защищенности малоимущих граждан и повышения социальной защиты населения в целом.
Ведущей социальной установкой белорусской государственности и ее идеологической платформы, гуманистической по своей направленности, является оптимальное сочетание централизованных гарантий и индивидуального трудового вклада в процветание государства. Только эффективный труд может быть источником экономического и социального успеха личности и государства.