Социальная политика Республики Беларусь и направления ее развития

Социальная политика государства - это система мер, направленных на обеспечение определенного уровня благосостояния населения и предоставление всем членам общества равного доступа к социальным благам и предоставление определенных социальных гарантий. Социальная политика включает в себя два основных направления: политику доходов и политику занятости.

В Республике Беларусь действует система государственных социальных стандартов, которая определяет минимальный уровень гарантий для граждан страны во всех социально значимых сферах. По закону «О государственных социальных стандартах» от 30.05.2003 на территории страны действует 144 социальных стандарта. Для оценки эффективности социальной политики используют показатели уровня и качества жизни, а также интегральный индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП). По этому показателю наша страна заняла 68-е место среди 182 государств и территорий мира. При этом по индексу уровня образования - 26-е, обойдя такие страны, как Великобритания, Германия, Швейцария, Япония, Израиль, Россия и др. Дальнейшие ориентиры и приоритеты социальной политики нашего государства определены Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 гг. Согласно этому программному документу уровень и качество жизни населения республики в течение последующего пятилетия приблизятся к европейским стандартам, Беларусь войдет в число 50 государств с наиболее высоким уровнем развития человеческого потенциала.

Планируется обеспечить за пятилетие рост реального размера пенсии возрасту в 1,8-1,9 раза, усилить адресность социальной поддержки граждан.

Закладываемые высокие темпы роста реальной заработной платы (в 1,8-1,9 раза) обусловлены в том числе необходимостью недопущения оттока высококвалифицированных кадров из страны, повышения внутреннего потребительского спроса, приближения средней заработной платы в 2015 году к ее уровню в сопредельных европейских странах.

Основной задачей развития здравоохранения является улучшение показателей здоровья населения на основе дальнейшего повышения качества медицинских услуг, обеспечение за счет бюджетных средств единых социальных стандартов медицинской помощи каждому человеку независимо

от места его жительства.

Первоочередными задачами в сфере образования являются повышение качества образования, создание гибкой системы подготовки и переподготовки кадров в соответствии с потребностями инновационного развития.

Приоритетом остается улучшение жилищных условий населения, обеспечение доступности жилья и услуг жилищно-коммунального хозяйства в соответствии с социальными стандартами. Государство будет и впредь помогать гражданам строить собственное жилье по приемлемым для населения ценам, улучшать его комфортность и качество жилищно-коммунальных услуг.

Уровень обеспеченности населения жильем в расчете на одного жителя составит не менее 27-28 кв. м в 2015 году (в 2010 году - 24,1 кв. м).

43. Тенденции и факторы международной экономической интеграции.Международная экономическая интеграция представляет собой процесс хозяйственно-политического объединения отдельных стран на основе рационального межгосударственного разделения труда и формирования устойчивых всесторонних связей на различных уровнях и в различных формах.

Интеграционное сотрудничество позволяет хозяйствующим субъектам (товаропроизводителям) иметь более широкий доступ к различным ресурсам: материальным, финансовым, трудовым, к новейшим технологиям, а также наращивать объемы производства продукции в расчете на рынок всех объединяющихся стран, при этом создается возможность более эффективно совместными усилиями решать общие социальные и экологические проблемы.

Международная экономическая интеграция обусловлена рядом объективных факторов, среди которых важнейшее значение имеют следующие:

ü углубление международного разделения труда, специализации и кооперации производства;

ü ускорение научно-технического прогресса, развитие и внедрение информационных технологий;

ü расширение региональных группировок;

ü формирование региональных рынков;

ü интернационализация хозяйственной жизни;

ü создание транснациональных корпораций и финансово-промышленных групп.

Международное разделение труда основывается на экономически выгодной специализации отдельных стран на производстве тех или иных видов продукции и услуг.

Основными формами международного производственного сотрудничества являются: совместная кооперация производства и сбыта продукции на основе специализации и кооперирования, совместное владение предприятиями (совместные предприятия), подрядное строительство и др.

Всевозрастающую роль в развитии мирохозяйственной интеграции играет научно-техническое сотрудничество, которое осуществляется в виде совместных программ научно-исследовательских и проектно-конструкторских работ, формирования совместных научно-исследовательских групп специалистов или организаций.

Основными формами научно-технического сотрудничества являются: создание общих научно-исследовательских центров, бюро, лабораторий для разработки и внедрения новых технологий и техники, подготовки высококвалифицированного исследовательского персонала.

Самая простая форма экономической интеграции - зона свободной торговли между странами-участницами, которой отменяются торговые ограничения, прежде всего таможенные пошлины. Следующей формой интеграционного объединения является таможенный союз - соглашение группы стран о взаимной отмене таможенных тарифов и установлении общий единой тарифной политики по отношению к третьим странам.

Более сложной формой экономической интеграции является общий рынок, обеспечивающий его участникам наряду со свободной взаимной торговлей свободное передвижение капиталов и рабочей силы, а также согласование экономической политики. Наиболее сложной формой межгосударственной интеграции является экономический союз, который предусматривает общую экономическую и валютно-финансовую политику входящих в него стран.

В мире существует более 60 различного рода региональных и торгово-экономических соглашений и договоренностей, в том числе свыше 10 крупных экономических объединений суверенных государств. В их числе -Европейский союз, Североамериканская ассоциация свободной торговли (НАФТА), Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Организация экспортеров нефти (ОПЕК), СНГ и др.

Для Республики Беларусь, которая входит в СНГ и непосредственно граничит со странами ЕС, проведение многовекторной внешнеэкономической политики и всестороннего сотрудничества с соседними странами имеет приоритетное значение для устойчивого развития и повышения конкурентоспособности национальной экономики.

Наши рекомендации