Тоталитарный режим. Характерные черты тоталитаризма в политической, экономической и духовных областях.

Тоталитарное государство - государство, в котором административное управление строится на началах всевластия; оно не определяется законом. В обществе осуществляется беспрепятственное подавление личности. Исключается всякое инакомыслие, все общество вынуждено занимать ту позицию, которую предлагает официальная идеология и пропаганда. Тоталитаризм– полит. режим, в кот. осущ-ся полный контроль и жесткая регламентация со стороны гос-ва всех сфер жизнедеятельности общества и жизни каждого человека, обеспечивающихся преимущественно силовыми средствами, в том числе и средствами вооруженного насилия.

Тоталитаризм возник вследствие усиления роли гос-ва как универсального регулятора и организатора взаимодействия индивидов. Во многих странах гос-во потеснило гражданское общество. Возникли технические возможности ля идеологического и полит. контроля за личностью. (Германия СССР в 30-40ые гг. тоталитарный режим)

Признаки:

1) Верховенство гос-ва, носящее тотальный хар-р

2) Сосредоточение всей полноты гос. полит. власти в руках вождя партии, влекущее фактическое отстранение населения и рядовых членов партии от участия в формировании и деят-ти гос. органов.

3) Монополия на власть единственной массовой полит. партии, сращивание партийного и гос. аппарата.

4)Ликвидация принципа разделения властей.

5) Подрыв и разрушение институтов и организаций гражданского общества.

6) Господство в обществе одной всесильной гос. идеологии, поддерживающей в массах убежденность в справедливости данной системы власти и правильности избранного пути.

7) Централизованная система контроля и управления экономикой.

8) Полное бесправие человека.

9) Строгая цензура (запрещено критиковать представителей власти, гос. идеологию)

10) Полиция и спецслужбы наряду с функциями обеспечения правопорядка выполняют функции карательных органов.

11) Подавление любой оппозиции и инакомыслия посредством систематического и массового террора, в основу которого положено как физическое, так и духовное насилие.

12) Подавление личности, обезличивание человека. Для тоталитаризма характерны полное слияние, срастание в единое неразрывное целое общества и государства; общества, государства и партии; их вместе и единой идеологии; экономики, политики и идеологии и т.д. Политические системы тоталитарного типа характеризуются полным, тотальным контролем государства над обществом и личностью. Их отличительными особенностями являются:

максимальное ущемление прав и свобод граждан;

формирование власти на всех уровнях путем назначения сверху;

фактическое упразднение принципа разделения властей; т.е. срастание всех ветвей власти – исполнительной, законодательной и судебной;

наличие лишь одной правящей партии во главе с вождем и ее срастание с государством;

навязывание всем членам общества одной официальной идеологической доктрины;

жесткая цензура каких бы то ни было сообщений, наличие только государственных средств массовой информации;

государственно-организованный террор, основанный на перманентно и тотальном насилии.

Для тоталитарных политических систем характерныотрицательные ответы по всем индикаторам качественной определенности политической жизни:

правящая группа, не обладая ни традиционной, ни легальной легитимностью, под угрозой насилия поддерживает видимость харизматического типа своего господства;

массы не располагают никакими возможностями принимать реальное участие в формировании правящей группы, а проводимые голосования служат лишь единственной цели – одобрению фактически уже состоявшихся персональных назначений в органы власти;

роль масс в формировании политики также сводится к «единодушному одобрению» политических решений и действий власти;

участие граждан в «контроле» за деятельностью органов власти и должностных лиц государства опять-таки сводится к «одобрению», «оправданию» и «восхвалению» уже принятых решений.

Тоталитарная политическая система представляет собой разновидность авторитарной, существенные характеристики которой здесь представлены в их крайних формах. Политические системы тоталитарного типа, как и близкие к ним авторитарного, обладают достаточно высокой способностью мобилизации ресурсов и концентрации усилий для достижения определенных общественного значимых целее.

16. Демократический политический режим. Формы демократических политических режимов современности. Демократическое государство - государство, в котором органы власти имеют народный мандат. Центральное место среди них занимают органы, непосредственно избираемые народом ( Президент, парламент и т. д. ); компетенция, объем, пределы власти каждого органа строго регламентируются законом. Также может широко использоваться такой институт непосредственной демократии, как всенародное голосование ( референдум ). В обществе утверждается верховенство права и независимое правосудие, все граждане имеют гарантированные государством и защищенные судом неотъемлемые права и свободы. В демократическом государстве и, соответственно, в обществе допускается свободомыслие, свободное вероисповедание, отсутствует цензура, расовая или национальная дискриминация, то есть все то, что составляет жизнь нормального гражданское общества.

Демократия – власть народа. Основополагающий принцип – участие граждан при формировании органов власти, осуществлении власти, принятии властных решений.

Условиядемократии Как видно, все разновидности совре­менной демократии имеют опреде­ленные достоинства и недостатки. Кроме того, пи одна из них в действительности не существует в "чистом" виде. Складывающиеся конкретные формы демократии обуслов­ливаются историческими, экономическими, геополитически­ми и иными особенностями развития каждой отдельной страны. Но для того чтобы появились и развивались демо­кратические формы политической жизни, требуются опреде­ленные политические, экономические, социальные и куль­турные предпосылки.

1.Достоинства и недостатки демократии:

Достоинства

1..наличие возможности свободного выбора

2..учет мнения большинства

3..отсутствие монополии на власть

4..уважение прав и свобод граждан

5..наличие конкуренции мнений и возможности согласования интересов.

Недостатки

1.. опасность тирании большинства

2.. опасность перерастания полит конкуренции в полит конфронтации

3.. замедленный процесс принятия решений

4.. вероятность прихода к власти в результате выборов непрофесионалов (професионализм по отношению к тому классу, права которого он собирался защищать)

Признаки демократического режима: 1) источник власти – народ, выборность основных органов государственной власти и должностных лиц, их подотчетность избирателям 2) государственное устройство по принципу « разделения властей» 3) наличие «среднего класса» - социальной основы демократии 4) разрешено все, что не запрещено законом 5) политический плюрализм, благоприятные условия для развития гражданского общества.

Принципы: юридическое признание народа в качестве источника власти и носителя верховной власти!

• равная возможность участия в политической жизни для всех совершеннолетних граждан;

• свобода выражения мнений по вопросам государствен­ной и общественной жизни;

• решение вопросов государственной и общественной жизни голосованием;

• верховенство права, или подчинение всех, в том числе институтов власти, принятым путем волеизъявления граж­дан;

• выборность основных органов власти и должностных лиц государства;

• сочетание непосредственных (референдум) и опосредо­ванных (через своих представителей форм волеизъявления народа);

- информированность, гласность и открытость при рас­смотрении вопросов государственной и общественной жизни. В демократической политической системе можно подчеркнуть следующие черты:

наличие широкого диапазона гарантированных прав и свобод граждан;

свободная деятельность правящей политической партии;

наличие общегосударственного представительного органа власти – парламента, который избирается и действует в обстановке легальной борьбы партий;

формирование правительства партиями в соответствии с Итогами их легальной борьбы на выборах;

наличие системы независимых судов, обеспечивающих контроль за соблюдением законов и принципов функционирования государственных и общественных органов;

наличие системы органов местного управления и самоуправления;

убеждение, как основное средство влияния органов государства;

свободное функционирование источников информации.

Давая общую оценку демократическим политическим системам, можно сделать заключение о том, что они обеспечивают: весьма устойчивую легальную легитимность правящей группы; широкое участие граждан в ее формировании; прямое или косвенное участие граждан в формировании основных направлений политики; контроль со стороны масс за деятельностью правящей группы.

Но это не значит, что такое политические системы основаны на праве участия масс в формировании органов власти, формировании и осуществлении политики. Однако не все демократические системы в полной мере отвечают указанным характеристикам. В большинстве случаев все это – не столько реальность, сколько идеал, к которому стремятся различные системы.

Разновидность демократ. режима:

1) парламентский – режим, когда высший орган полит. власти – парламент, избранный всеобщим голосованием. Парламент обладает реальными возможностями воздействия на политику и законодательство, осуществляет контроль над правительством. Функции: функция власти; законотворчества; легитимности; представительства полит. интересов. Парламент избирает президента, президент практически не оказывает серьезного влияния на осуществление гос. власти. Легитимность парламента обеспечивается посредством выборов всем населением страны, а основой деят-ти прав-ва явл-ся парламент.

2) Президентский – хар-ся жесткой формой разделения законодат, исполнит и судебной властей, кот. действуют самостоятельно с соединением полномочий главы гос-ва и главы правительства в руках президента. Президент: глава гос-ва, определяет основные деят-ти правительства; руководитель партии, кот. выдвигает его на выбор; главнокомандующий вооруженными силами. Правительство не несет ответственности перед парламентом. Президент не имеет права распустить парламент. Франция презид. республика.

В зависимости от того, какому субъекту политики - лич­ности, группе или народу - отдается приоритет в механиз­ме функционирования власти, различают либеральные, плю­ралистические и коллективистские демократии. Формы: 1.Либеральные, или индивидуалистические, демократии ис­ходят из признания индивида первичным источником влас­ти, из его автономности как социального субъекта, из необ­ходимости соблюдения прав и свобод человека и их охраны властью закона. Приверженные либеральной демократии об­щества уделяют первостепенное внимание созданию инсти­туциональных и правовых гарантий для проявления индиви­дуальной свободы, в том числе свободы самореализации личности в сфере политики. 2. Плюралистические демократии которые характерны для большинства западно­европейских стран, исходят из того, что главными субъек­тами политики являются не индивиды и не парод как це­лое, а различные группы людей. При этом считается, что ТОЛЬКО с ПОМОЩЬЮ группы личность получает ВОЗМОЖНОСТЬ политического самовыражения и защиты своих интересов. И именно в группе, а также в процессе межгрупповых от­ношений формируются интересы и мотивы политической деятельности индивида. 3. Коллективистские демократии, известные также под на­званием народные демократии, напротив, исходят из того, что именно народ как целостность, а не отдельные индиви­ды или группы людей обладает неделимым и неотчуждае­мым правом устанавливать законы и определять деятель­ность правительства.

18.Признаки и функции государства. Основные тенденции развития Белоруской государственности. Государство – организация суверенной политической власти, действующая на определенной территории, использующая право и спец. аппарат упр-ия и принуждения для обесп-ия безоп-ти населения, прав и свобод граждан и управления.

Структура гос-ва : общность граждан, проживающих на опред. территории; особый аппарат управления обществом; санкционированные государством нормы общественных отношений. Современное гос-во имеет сложную институциональную структуру, которую образуют представительные. административные и судебные органы. В этой структуре есть: представительные органы, кот. должны выражать волю граждан, исполнительно-распорядительные органы (госуд.администрация),судебные органы (осуществляют правосудие, разрешение конфликтов и споров, наказание за нарушение закона),органы прокуратуры и госуд. контроля ( осуществляют надзор за точным исполнением закона), органы общесвенного порядка, органы госуд. безопасности,вооруженные силы.

Функции отражают основные направления деятельности государства, обусловленные его сущностью.

Функции. Внутренние:1) политическая – обеспечение полит. стабильности, осуществление властных полномочий, выработка полит. курса. 2) экономич. – организация, координация, регулирование эк. процессов с помощью налоговой и кредитной политики, санкции и т.д. 3) организаторская – исполнение решений, формирование и использование гос. аппарата, осуществление контроля выполнения законов и т.д. 4) правовая – обеспечение правопорядка, установление правовых норм. 5) социальная – удовлетворение жизненно-важных потребностей людей в работе, жилье, здоровье. 6) культурно-воспитательная – приобщение к культуре, творчеству, воспитание нравственности, удовлетворение культурных потребностей людей. Внешние: 1) Оборона страны – обеспечение территориальной целостности, безопасности суверенитета гос-ва. 2) взаимовыгодное сотрудничество – в эк, соц, технологической, торговой и др. сферах с другими странами.3)участие в решении глобальных проблем человечества.4)защита гос-ва на международной арене.

Признаки государства:

Основными атрибутами (элемента­ми) государства являются территория, население, власть. Территория составляет физическую, материальную основу государст­ва. Территория государства представляет собой простран­ство, на которое распространяется его юрисдикция. Это не только так земля но и недра, водное и воздушное пространства. Территория как при­знак государства нераздельна; неприкосновенна; на территории государства господствует власть только этого государства; государство, ли­шившееся территории, перестает быть государством.

Население государства — это совокупность людей про­живающих на данной территории. Постоянное население данной территории имеет, как правило, устойчивую связь с государством в виде подданства или гражданства и поль­зуется его защитой внутри страны и за ее пределами.

Важным атрибутом государства является наличие от­деленной от общества публичной власти. Такая власть не совпадает с населением, персонифицируется в виде особого слоя людей, профессионально занимающихся управ­лением. Осуществление публичной власти требует опре­деленной организации - становления специального госу­дарственного аппарата и оснащения материально-техническими средствами

Отличительными признаками государства в ряду других общественно-политических образований являются также:

- Суверенитет, то есть верховенство государственной власти внутри страны и независимость вовне. Государст­во обладает высшей и неограниченной властью на дан­ной территории; само, определяет, какими будут его от­ношения с другими государствами, а последние не вправе вмешиваться в его внутренние дела. Государство распола­гает суверенитетом независимо от величины территории, численности населения, политического режима. -Монопольное право на применение принуждения. Обла­дая исключительным правом на легальное или узаконен­ное насилие, государство располагает для этого необходи­мыми органами (армия, полиция, службы безопасности, суд) и средствами (оружие, другие-ресурсы),

-Монопольное право на издание законов и правовых ак­тов, обязательных для всего населения.

- Монопольное право на взимание налогов и сборов с на­селения. "Налоги необходимы для материального обеспе­чения государственной деятельности и содержания управ­ленческого аппарата.

Наши рекомендации