Политическая система Республики Беларусь.

Политическая система РБ – система переходного общества, система президентской республики. Президент является главой государства, гарантом Конституции, обладает широкими полномочиями.

Президент в качестве Главы государства не отнесен ни к одной из ветвей власти. Он олицетворяет единство народа и осуществляет посредничество между органами власти. Кроме того, Президент:

- назначает республиканские референдумы и все выборы кроме президентских;

- формирует или участвует в формировании почти всех высших госорганов, кроме Палаты представителей;

- распускает Парламент и может смещать практически всех должностных лиц;

- обращается с посланиями к народу и (или) парламенту о положении в государстве и об основных направлениях внутренней и внешней политики;

- является Главнокомандующим;

- принимает в белорусское гражданство и прекращает его, а также предоставляет убежище;

- устанавливает госпраздники и праздничные дни;

- награждает госнаградами, присваивает классные чины и звания;

- осуществляет помилование;

- участвует в международной политике от имени Беларуси;

- вводит чрезвычайное и военное положение, объявляет мобилизацию;

- откладывает и приостанавливает забастовки;

- подписывает законы или возвращает их в Парламент (полностью либо частично);

- отменяет акты Правительства и многих других госорганов;

- осуществляет всеобъемлющий контроль;

- осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией и законами.

Органы управления: Палата Представителей, Совет Республики.

Палата Представителей рассматривает проекты законов. Совет Республики одобряет или отклоняет их.

Парламент - Национальное собрание Республики Беларусь является представительным и законодательным органом Республики Беларусь. Он состоит из двух палат - Палаты представителей и Совета Республики (палаты территориального представительства).

Палата представителей (110 депутатов):

- принимает законы, в том числе об изменении норм Конституции, за исключением изменяемых только республиканскими референдумами.

- назначает выборы Президента;

- дает согласие на назначение Премьер-министра;

- одобряет или отклоняет программы деятельности Правительства (в случае отклонения Парламент может быть распущен Президентом), а также рассматривает вопрос о доверии Правительству;

- принимает отставку Президента, выдвигает протии него обвинения в совершении госизмены или иного тяжкого преступления и совместно с Советом Республики может сместить Президента, признанного виновным;

- принимает решения по другим вопросам, если это предусмотрено Конституцией.

Совет Республики (64 члена по 8 от каждой области, города Минска и Президента):

- одобряет или отклоняет принятые законы;

- согласовывает некоторые Президентские назначения (в судебные, контрольные и некоторые иные высшие госорганы);

- избирает половину Конституционного Суда и Центризбиркома;

- отменяет решения местных Советов, не соответствующие законодательству и распускает эти Советы в случае систематических и грубых правонарушений;

- рассматривает обвинение против Президента и соучаствует в его смещении;

- рассматривает указы о введении чрезвычайного и военного положения, а также о мобилизации;

- принимает решения по другим вопросам согласно Конституции.

Исполнительную властьосуществляет Правительство - Совет Министров ‑ центральный орган государственного управления. Оно подотчетно Президенту и ответственно перед Парламентом. В его состав входят Премьер-министр (руководитель), его заместители, министры, руководители иных республиканских органов госуправления. Правительство:

- руководит системой госуправления, разрабатывает и реализует внутреннюю и внешнюю политику, обеспечивает единство экономической, финансовой, кредитной и денежной политики, государственной политики в области науки, культуры, образования, здравоохранения, экологии, социального обеспечения и оплаты труда;

- выступает от имени собственника в отношении госсобственности;

- обеспечивает исполнение Конституции и законов, декретов, указов и распоряжений Президента;

- осуществляет иные полномочия согласно Конституции, законам и актам Президента.

Судебная власть: Конституционный Суд, Высший Хозяйственный Суд, районные и городские суды.

В РБ официально зарегистрировано 15 политических партий. И для того, чтоб её официально зарегистрировать, необходимо, чтобы в партии было не менее 1000 человек.

Судебная власть принадлежит судам. Конституционный суд осуществляет контроль за соответствием нормативных актов Конституции. Хозяйственные судыво главе с Высших Хозяйственным судом рассматривают экономические споры с участием субъектов хозяйствования (юридических лиц и частных предпринимателей). Остальные споры, а также дела о привлечении граждан к уголовной и административной ответственности рассматриваются общими судамиво главе с Верховным судом. Судьи при осуществлении правосудия независимы (подчиняются только закону). Образование чрезвычайных судов запрещено.

Надзор за точным и единообразным исполнением законодательствавозлагается на Прокуратуру (Генерального прокурора и подчиненных ему прокуроров).

Госконтроль за расходованием госсредств и исполнением актов экономического законодательства осуществляет Комитет государственного контроля.

Банковской деятельностью и денежным обращением руководит Национального банк, обладающий исключительным правом эмиссии денег.

Местное управление и самоуправление осуществляется местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами (исполкомами), органами территориального общественного самоуправления. Местные Советы и исполкомы решают вопросы местного значения, исходя из общегосударственных и местных интересов, а также исполняют решения вышестоящих органов. К исключительной компетенции местных Советов относятся:

- утверждение местных программ социально-экономического развития и местных бюджетов;

- установление местных налогов и сборов;

- определение порядка управления коммунальной собственностью;

- назначение местных референдумов.

В политическую систему Республики Беларусь, помимо госорганов, входят партии, профсоюзы и иные общественные объединения (среди которых особое место занимает республиканское общественное объединение «Белая Русь»).

К политической системе РБ стоит отнести и трудовые коллективы, так как:

· трудовые коллективы имеют право заключать договоры с руководителями предприятий и т.д.

· у трудовых коллективов есть политические функции (они имеют право выдвигать депутатов в Палату Представителей и в местные органы власти).

Особенности белорусской политической системы:

- она находится в стадии формирования, поскольку наше государство суверенно только 18 лет, а ныне действующей редакции белорусской Конституции – 14 лет, да и белорусский этнос (народ) нельзя считать окончательно сформированным;

- в советские годы политическая самостоятельность БССР была мизерной, поэтому не вырабатывались навыки и традиции самостоятельной политики ‑ в результате все в зачаточном состоянии и всем приходится действовать «с чистого листа»;

- абсолютное доминирование Главы государства;

- низкая популярность политических партий, антипартийные настроения у подавляющего большинства белорусских граждан;

- все попытки налаживания диалога между властью и оппозицией закончились провалом или близки к этому.

Наши рекомендации