Понятие политики, её структура и функции. Взаимодействие политики с экономикой, правом, моралью и другими общественными сферами.
В переводе с древнегреческого языка политика означает «то, что относится к государству». Основные причины возникновения политики: объективная потребность в регулировании социальных отношений; становление государства; необходимость реализации общих интересов.
Современные политики рассматривают политику как искусство возможного, подчеркивая ее реалистичность и искусство компромисса. В самом общем виде политика пред-ет собой человеческую деятельность, выражающуюся во взаимодействии соц. общностями, классами, нациями, госвами, гражданами и их объединениями, по поводу полит. власти для улучшения условий жизни людей и обеспечения общ-го и мирового порядка.
При характеристике политики выделяют: форму, содержание, процесс.
Форма политики – организационные структуры такие как гос-во, партии, движения, группа интересов; законы, нормативные акты.
Содержание политики– цели, проблемы, средства и методы, использующиеся для решения проблемы.
Процесс политики – отражает конфликтный характер политики. Проявляется как отношения различных соц групп, организаций, индивидов.
Политика— многомерное, емкое понятие. Она может классифицироваться по разным основаниям: к примеру, по видам (внутренняя, внешняя), направленности (экономическая, социальная, национальная, образовательная, научно-техническая…), приоритетности (политика нейтралитета, национального примирения…), характеру (демократическая, тоталитарная, авторитарная, социал-демократическая, либеральная,
консервативная). Различают триуровня политики: мегаполитика, макрополитика, мезополитика, микрополитика.
Функции политики:
• выражение (выявление, согласование, представительство во властных структурах государства) и реализация социальных интересов;
• интеграция общества (сплочение граждан для достижения общих целей, предупреждение и разрешение социально-политических конфликтов);
• управление общественными процессами (посредством принятия и выполнения политических решений, распределения ценностей и благ);
• политическая социализация личности (усвоение человеком политических ценностей, приобщение его к управлению делами государства и общества);
• проектирование социально-политического развития;
• регулирование отношений и поведения субъектов политики (выработка норм поведения и контроль их соблюдения, распределение политических функций и ролей, обеспечение политической коммуникации).
Политика- сфера отношений: 1) индивидов, социальных групп и институтов по поводу использования госуд. власти для удовлетворения общественных интересов, 2) государств, союзов госудаоств, международных организаций по поводу урегулирования мировых конфликтов и противоречий, взаимовыгодного сотрудничества.
Структура политикивкючает в себя одушевленные субъекты (участников) и неодушевленные элементы (политич. власть, политич. отношения, политич. сознание, политич. культуру, политич. организации)
Субъекты политики - индивиды, социальные слои и группы, организации, участвующие в прцессе гос. власти или оказывающие на нее влияние .В качестве субъекта политики м.б. социальные институты( политич. партии, профсоюзы, церковь, средства массовой информации, гос-ва, междунар. организации, а также социальные общности ( слои, классы,нации, элиты, массы и отдельные личности ( политич. лидеры и отдельные граждане).Политическая организация общества — совокупность политических институтов, которые выполняют различные роли и функции, обладают властными полномочиями, закрепленными в законах государства.
Политические интересы — побудительные причины поведения субъектов политики, их осознанные потребности, обусловленные условиями общественно-политической действительности.
Субъекты политики вступают в политические отношения, регулируемые правовыми, политическими и нравственными нормами общества. Такие отношения выражаются в сотрудничестве, соперничестве, обмене информацией, согласии, конфронтации, взаимопонимании, разногласиях и иных формах. Демократичность политических отношений — залог стабильности государства и общества.
Важнейший элемент структуры политики — политическое сознание. Это отраженная в сознании людей социально-политическая реальность — их мысли, ценностные установки, убеждения, психология (эмоции, чувства, переживания). Субъекты политики реализуют свои интересы, роли и полномочия в политической деятельности.
Ядро политики — политическая власть, прежде всего государственная политическая власть. Она является источником мощной энергии, без которой невозможна цивилизованная жизнь на планете. Именно поэтому политическая сфера общества играет по отношению к экономической, социальной, духовной приоритетную, «верховенствующую» роль. Многогранно содержание политики. Оно «материализуется» в обществе в разнообразных формах: политических ценностях, идеях, целях, действиях, убеждениях, интересах, нормах, решениях, концепциях, отношениях, программах, технологиях, процессах, социальной продуктивности.
Между политикой и иными сферами общественной жизни существуют причинно-следственные, функциональные связи и отношения. Причинно – следственные – раскрывают детерминированность происхождения и хар-ра протекания полит-их процессов неполитическими факторами (эк-ми, культурными)
Функциональные связи – отражают взаимозависимость политики и других сфер жизни общества как относительно самостоятельных систем регулирования социальных процессов.
Политика и экономика
И положительные явления ( политика определяет стратегию и тактику развития экономической сферы), и негативные факты (экономические, материальные интересы и потребности диктуют необходимость политических изменений в обществе) в социально-экономическом развитии страны люди, как правило, связывают с политикой государства, деятельностью его властных структур. Влияние политики на экономическую жизнь общества проявляется:
• в разработке и реализации экономической стратегии, отвечающей потребностям общества;
• в принятии законов и политических решений, эффективно регулирующих и стимулирующих экономические отношения;
• в создании благоприятных условий для научно-технического и технологического прогресса;
• в целенаправленном формировании социально-классовой структуры общества (развитие предпринимательства, фермерства, индивидуальных хозяйств) как базиса демократических преобразований.
Но рыночная экономика и в демократическом государстве не способна разрешить кризисы, массовую безработицу, банкротство предприятий и другие явления, дестабилизирующие экономическую систему. Поэтому невмешательство институтов государства в экономическую сферу чревато разрушительными последствиями. Государственная политика способна оказывать активное влияние на рыночный механизм, его самоорганизацию и саморегулирование
Политика и право
Правовое регулирование общественной жизни обеспечивается конституционными актами, законами, указами, распоряжениями, постановлениями, санкционированными государственной властью. Правовые нормы достаточно определенны и «устойчивы». Без них политика бессильна, не способна реализовать свой творческий потенциал.
В отличие от права политика — более изменчива и непостоянна. У людей существуют различные, непрерывно меняющиеся политические ценности, принципы, представления о политических реалиях. Нечеткое разделение функций политики и права может иметь опасные последствия:
• «подчинением» права политикой в интересах «политической целесообразности»;
• принятием политических решений, не согласующихся с правовыми нормами общества.
Политика и право — явления взаимообусловленные. Политические идеалы, цели и интересы общества и государства немыслимо осуществить без совершенной системы правовых норм, обязательных для исполнения субъектами политики. В свою очередь, политика определяет, формулирует и «задает» праву ценностные ориентиры, которые разделяет общество и стремится на их основе преобразовать свою жизнь.
Гармоничное взаимодействие политики и законов возможно лишь в правовом государстве.
Политика и мораль
Мораль воздействует на политику посредством оценок поведения и результатов деятельности участников политического процесса, предъявления к ним моральных требований. В свою очередь, политика оказывает влияние на мораль, формируя политическую культуру граждан, побуждая их к участию в управлении делами государства и общества. Нравственная политика обладает мощной преобразующей силой. Политика всегда была, есть и будет сферой моральной ответственности ее субъектов. Без союза с моралью политика лишается компаса, указывающего ей высокие общественные цели и гуманные средства их претворения в жизнь. Безнравственная политика не способна обеспечить демократические преобразования в обществе и его прогресс, утверждать идеалы и ценности, одухотворяющие и возвышающие человека.
Политика и наука
Политика — в идеале должна быть сплавом, синтезом науки и искусства. Научный подход к политике означает всесторонний, диалектический анализ общественных отношений, социальных проблем и противоречий, реального соотношения политических сил и многих других факторов. Политический авантюризм, игнорирование выводов науки опасны для общества. Политика должна основываться на научных знаниях, правовых и нравственных нормах, управленческих решениях и действиях, адекватных интересам личности, общества и государства.
Политика и культура:
- политика может прибегать к силовым, репрессивным методам по отношению к культуре, и загоняет в опр рамки деятелей культуры.
- культура влияет на политику через критику, традиции, непосредственно через систему образования.
8. Политическая власть. Соотношение «политической» и «госуд.» власти, её назначение и основные функции.
Политическая власть - это реальная способность одних социальных групп проводить свою волю в политике и правовых нормах. Особенности политической власти: способность и готовность субъекта политической жизни выразить политическую волю; охват всего поля политического пространств; воздействие субъектов политической деятельности на формирование права, осуществление законности; обеспечение социального господства в обществе субъекта политической власти.
Функционирование политической власти осуществляется на основе принципов легитимности и суверенитета. Легитимность означает признание обществом законности существующих институтов власти и правомерности принимаемых ими решений. М.Вебер в легитимности власти видел гарантию стабильности общества. Общественный порядок может сохраняться не только благодаря законодательным нормам. Право обеспечивает в основном внешнюю гарантию стабильности. Внутренней гарантией устойчивости социальной системы становится признание власти подчиненными.
Признаки политич. власти:
верховенство, обязательность ее решений для всего общества, и всех других видов власти;
всеобщность, то есть публичность; легальность в использовании силы и других средств властвования в пределах страны; моноцентричность.
Структура политической власти.Как и любое отношение полит власть предполагает как минимум две стороны. На одной стороне - властвующие (субъект). На другой стороне - подвластные, подчиненные (объект).
Ресурсы власти - это все те средства, использование которых обеспечивает влияние на объект власти в соответствии с целями субъекта.Ресурсы политической власти:
Экономические ресурсы нужны и для завоевания власти, и для реализации ее целей, и для ее поддержания.
Силовые ресурсы выполняют функцию обеспечения обороны страны, охраны внутреннего порядка, в том числе обеспечения безопасности полит власти, недопущение каких-либо поползновений на власть в целях ее свержения.
Социальные ресурсы. Социальная политика в больших современных западных странах строится таким образом, что в сохранении существующей полит власти заинтересовано большинство населения: здесь широкая система страхования, высокий уровень пенсионного обеспечения, широко развита система благотворительных организаций и т д.
Информационные ресурсы - это средства массовой информации. Структурные основания П.В. - законы, суд, государственный аппарат, отряды принуждения, партийная дисциплина, авторитет лидера, центральные и региональные структуры. Руководствуясь антропологическим принципом, выделяют такие типы оснований П.В. как страх, интерес, убеждение.
Основные функции, формы и уровни полит власти.Основная функция полит власти - управление, руководство обществом в целом и каждой его сферой. Она заключается в постоянном разрешении противоречия между необходимостью порядка в обществе и различными интересами разных слоев, национальных и других групп, отдельных личностей.
Вторая функция - функция оптимизации самой полит системы, приспособление ее институтов к целям, задачам и самой сути тех сил, кот пришли к власти.
Третья функция - обеспечение стабильности в стране.
Существуют две формы полит власти: индивидуальная и институализированная.
В системе полит власти различают три функциональных взаимодействующих ее уровня:
высший уровень - макрополит система высших органов власти; средний, или промежуточный уровень - это аппарат полит власти среднего звена, бюрократия разных рангов; третий уровень - это микроуровень полит власти. Он включает непосредственное полит общение людей, малых групп.
Черты политической власти-те признаки, которые в своей совокупности отличают ее от других видов власти.1)суверенитет – независимое от каких-либо сил, обстоятельств и лиц верховенство социального субъекта. Независимость политической власти означает ее верховенство по отношению к другим видам власти внутри данного сообщества и ее равенство по отношению к власти. 2)воля –есть наличие у властвующего социального субъекта осознанной цели, способности, готовности и решимости последовательно добиваться ее осуществления. 3)авторитет –общепризнанное и в стране, и за ее пределами влияния субъекта политической власти. Государственная власть- это верховная власть в обществе, правовые акты и решения которой обязательны для исполнения всеми субъектами политики. Единственный её источник- народ.только госуд. власть вправе обеспечивать конституционный правопорядок, используя насильственные методы.Государственная власть – это разновидность политической власти, обладающая суверенитетом, наличием воли, авторитетом и способностью к принуждению. Государственный суверенитет – это верховенство гос-ва в пределах собственных границ и его самостоятельность в международных делах. Воля означает для гос-ва наличие цели и готовности реализовать ее, несмотря на объективные препядствия или сопротивления субъектов. Авторитет – общественное признание власти, основание готовности граждан добровольно выполнять ее решения. Способность к принуждению означает, что гос-во располагает ресурсами для применения силы (армия) Политическая власть - это специальный социальный институт, упорядочивающий социальные отношения и поведение индивида. П.В. проявляется в общих решениях и решениях для всех, в функционировании институтов (президент, правительство, парламент, суд). В отличие от правовой власти, регулирующей отношения между конкретными субъектами, П.В. мобилизует на достижение целей большие массы людей, регулирует отношения между группами во время стабильности, общего согласия.Классификация власти в соответствии с ресурсами: экономическая, социальная, духовно-информационная, принудительная и политическая. В зависимости от субъектов власть делится на государственную, партийную, профсоюзную, армейскую, семейную и т.п. По функциям ее органов: законодательная, исполнительная и судебная власти государства; по способам взаимодействия субъекта и объекта власти - демократическая, авторитарная и т.п. власти.
10. Институциональный и системный подходы к описанию политической системы. Структура политической системы и основные функции. Термин "политическая система" стал широко применяться в политологии, начиная с середины ХХ века. Главным образом это было обусловлено использованием системного подхода для исследования политической жизни. Системный подход позволил более четко определить место политики как относительно самостоятельной сферы в жизни общества
Впервые системный подход для исследования общества применил Т.Парсонс. Согласно его концепции общество представляет собой сложную социальную систему, состоящую из четырех основных подсистем: экономической, социальной, политической и культурной. Они выполняют определенные функции, обеспечивающие функционирование общества в целом. Экономика выполняет функцию адаптации, то есть приспособления к окружающей среде.
Согласно институциональному подходу политическая система - совокупность государственных и негосударственных общественных институтов, социальных, политических и правовых норм, посредством которых реализуются политико-властные отношения Институциональная подсистема включает совокупность основных политических институтов и взаимоотношений между ними. Центральное место в ней принадлежит государству. Важную роль играют также, входящие в эту подсистему политические партии, заинтересованные группы, средства массовой коммуникации, церковь. Политическая система чрезвычайно сложное явление. Она состоит из взаимосвязанных друг с другом элементов (подсистем), образующих её структуру. Обычно выделяют пять основных подсистем в структуре политической системы.
Нормативная подсистема включает правовые нормы, традиции, обычаи, нравственные принципы, регулирующие и определяющие политическую жизнь общества.
Функциональная подсистема представляет собой совокупность методов и способов осуществления власти.
Коммуникативная подсистема включает все каналы политического взаимодействия.
Идеологическая подсистема - это совокупность различных по своему содержанию политических идей, представлений субъектов политики.
Культурная подсистема - комплекс типичных для конкретного общества политических ориентаций, установок, ценностей и моделей политического поведения. Политическая культура обеспечивает стабильность политической системы общества и воспроизводство политической жизни на основе преемственнности.
Признаками политич. системы являются: 1)универсальность (охватывает все общество),2)контроль над принуждением,3) легитимность. Структура политической системы.
В составе полит системы общества функционируют в тесной взаимосвязи четыре крупные подсистемы: институциональная, регулирующая, коммуникативная и политико-идеологическая.
Институциональная подсистема включает политические институты и, прежде всего, формы политического правления (республика, монархия), политические режимы (демократический, тоталитарный, авторитарный и др.), органы зак-ной, исп-ной и судебной власти, политические партии и движения, многочисленные общественные организации, избирательную систему и др. Этой подсистеме принадлежит ключевая роль в политической системе. Регулирующая подсистема базируясь на принятых в обществе политико-правовых нормах, отраженных в конституции страны и других законодательных актах, регулирует формирование и деятельность полит институтов и функционирование полит системы общества в целом. Коммуникативная подсистема представляет собой совокупность отношений, возникающих в процессе функционирования полит системы общества. Это прежде всего отношения по поводу управления обществом. Субъектами этих отношений являются полит институты и организации, полит лидеры, представители полит элиты, граждане. Это также отношения, связанные с борьбой за полит власть: ее завоевание, удержание, реализацию. Политико-идеологическая подсистема включает полит концепции, теории, взгляды. Они лежат в основе создания и развития общественно-полит институтов, политико-правовых норм.
В связи с данным обстоятельством важно подчеркнуть, что политология изучает, во-первых, общие для всех политических систем характеристики и, во-вторых, специфические формы их проявления в различных странах.
Составной частью, фундаментом политической системы является политическая организация общества. Она представляет собой совокупность конкретных институтов, которые взаимодействуют с массами, осуществляют волю определенных социальных групп. Посредством политической организации обеспечиваются необходимые организационные формы и возможности участия масс в управлении обществом, их влияние на принятие государственных решений.
Для общества должна быть характерна разветвленная политическая организация в силу того, что класс, нация и другие социальные группы не могут быть непосредственными субъектами политической организации. Их интересы могут быть выражены и обеспечены только создаваемыми ими общественными объединениями.
Все структурные элементы политической системы взаимосвязаны друг с другом
Функции политической системы Функция - это любое действие, направленное на поддержание системы в устойчивом состоянии. Они представляют собой способы реагирования на изменения её внутреннего состояния и внешней среды. Главная функция полит системы общества - управление обществом, функция полит руководства государством. Она проявляется в определении стратегических целей и перспектив общественного развития, в выработке и реализации полит курса.
1. Интеграционная функция. Данная функция выступает как результат проявления ряда частных функций, например политической социализации (передаче опыта политической жизни от одного поколения к другому), политического рекрутирования (отборе людей для замещения должностей к институтах власти), политической коммуникации (обеспечение движения информации в обществе и взаимодействия различных социальных субъектов). 2.Регулятивная функция находит свое выражение главным образом в согласовании интересов различных социальных групп, что, в сущности своей, есть не что иное, как регулирование распределения благ и услуг между различными категориями населения. 3.Организаторская функция состоит в обеспечении осуществления политического курса страны. Она находит свое выражение в мобилизации людских, материальных и духовных ресурсов общества для достижения целей.
Для понимания сущности политической системы важное значение имеет уяснение ее функций. Также к функциям можно отнести:
• определение целей и задач общества, разработка программ его жизнедеятельности; • мобилизацию материальных и духовных ресурсов и всего общества на выполнение социально-политических целей и задач;
• политическую социализацию общества; • формирование политического сознания граждан; • политическую связь элементов системы, системы и среды; • укрепление общественно-политического строя, обеспечение его безопасности; • нормотворчество; • легитимацию, т.е. достижение максимально необходимой степени соответствия реальной политической жизни официальным политическим и правовым нормам.