Взаимосвязь политики с экономикой, моралью и правом.

Глубинные корни политической деятельности определяются прежде всего характером экономических отношений. Свое воздействие на политику экономика оказывает в основном через социальную сферу, т.е. определяя материальное положение разных социальных групп и статусы их членов. В зависимости от экономического содержания своих интересов люди могут обращаться к различным способам их политического выражения – выдвижению требований к власти, формированию партий и движений, голосованию на выборах и т.д.

В действительности политика не является зеркальным отражением экономических интересов тех или иных классов. Она в достаточной степени автономна и формируется под воздействием множества факторов, включая и субъективные, личностные.

Политика самым непосредственным образом связана с правом. По своей сути она начинается с введения в систему управления обществом писанных законов. Роль права в политике заключается в том, что оно, во-первых, устанавливает пределы компетенции субъ­ектов и участников политического процесса; во-вторых, содержит ориентиры для постановки целей и выбора средств их достижения; в-третьих, защищает интересы граждан и их объединений от произ­вола как со стороны государства, так и со стороны других лиц. Иными словами, право и его важнейшая составная часть — права человека - устанавливают границы санкционируемой обществом политической деятельности, т. е. легализуют политику. Только политика, основанная на праве, способна обеспечить стабильность общества и цивилизованное разрешение социальных конфликтов.

Политика и мораль.В этой связи существует два основных подхода к политике – как к виду профессиональной деятельности, имеющему моральное измерение, и как к корыстному занятию, свободному от нравственных требований.

Некоторые ученые и политики подходят к вопросу о сочетании политики и морали с позиций целесообразности. Так, В.И.Ленин выдвинул тезис о подчинении морали «классовым интересам» пролетариата.

очевидно, что проблема взаимосвязи политики и морали сложна, многогранна и конкретна по содержанию в различных ситуациях. Важным условием гуманизации политики является институционализация нравственных требований к ней, т.е. закрепление этих требований и санкций за их нарушение в нормах политических организаций и прежде всего в праве. Универсальным критерием для оценки гуманности политики и ее нравственного измерения мировое сообщество считает права человека, соединяющие моральные и правовые начала.

6)Политическая жизнь, параметры и основные понятия.

Политическая жизнь – это совокупность форм политического бытия индивидов, групп, слоев и других социальных общностей, стремящихся удовлетворить свои интересы. Понятие «политическая жизнь» характеризует отношение человека и общества к политике и участие в ней, охватывает разнообразные политические явления, процессы и взаимодействия. Оно аналогично понятиям экономической, духовной, культурной и религиозной жизни.

Политическая жизнь детерминируется многими факторами – социально-экономическими, политическими, культурно-историческими, природными. Наиболее непосредственно она зависит от типа полити­ческого режима, уровня развития гражданского общества, состояния общественного мнения, влияния идеологий и религий, деятельности СМИ. Значительное воздействие на политическую жизнь оказывают психология народов, их традиции и национальные особенности. Вся эта совокупность факторов обусловливает динамику политической жизни, переживаемые ею подъемы и спады.

Политическая жизнь может протекать в спокойном ритме и ру­тинных формах, но может приобретать динамичный и даже взрывной характер. Последнее происходит в кризисные и переломные периоды развития общества, когда радикализируются политические и идейные течения, обостряется борьба за власть.

Важнейшими параметрами политической жизни общества являются стабильность и нестабильность.

Политическая стабильность (от лат. stabilis – устойчивый) – состояние политической жизни общества, проявляющееся: во-первых, в эффективном функционировании политических институтов и их раз­витии при сохранении качественной определенности; во-вторых, в соблюдении юридических и моральных норм, сложившихся социальных традиций; в-третьих, в предотвращении и мирном разрешении конф­ликтных ситуаций.

Основными условиями и факторами политической стабильности являются:

- согласие наиболее влиятельных социальных групп и выража­ющих их интересы политических организаций по основным вопросам жизни страны;

- легитимность и легальность политического режима, его умение в достаточно высокой степени выражать интересы большинства членов общества;

- наличие правовой системы, создающей условия для рационального функционирования общества;

- недопущение резкой социальной дифференциации общества;

- обеспечение основных прав и свобод человека, оптимальное
соотношение между участвующими в политической жизни и абсентеис­тами;

- разумное распределение компетенции и эффективное взаимо­действие между центральными и местными органами власти;

умение властных структур использовать мировой опыт, регио­нальные и международные стабилизационные

Антиподом политической стабильности являетсяполитическая нестабильность.Многие ученые характеризуют ее как следствие не­способности политической системы управлять изменениями. Некоторые зарубежные авторы трактуют нестабильность как отклонение от тради­ционных и приемлемых для общества стандартов

Политическая нестабильность может носить как фундаментальный, так и ситуационный характер. В первом случае для достижения стабильности необходимы коренные перемены в общественном устройстве, во втором – преобразования менее глубокие, не затрагивающие основы общественного устройства.

Политическая стабильность и нестабильность возможны в услови­ях любого режима – демократического, тоталитарного или авторитар­ного. Нестабильность особенно характерна для переходных состояний в развитии общества, периодов радикальных изменений, реформ и ре­волюций.

Нестабильность политической жизни в России обусловлена дейст­вием таких факторов, как:

* незавершенность процесса институционализации общества, слабость государства как основного социального института;

* рыхлость и аморфность правящей элиты, неспособной консо­лидировать общество;

* кризисное состояние экономики, ориентированной преимуще­ственно на добычу сырья;

* резкая дифференциация в доходах населения, маргинализация и люмпенизация значительной части общества;

* отсутствие среднего класса как базового элемента социаль­ной структуры;

* правовой нигилизм и криминализация общественной жизни;

* центробежные тенденции, особенно со стороны национально-
государственных образований, угрожающие территориальной целостности страны;

* деятельность экстремистских, националистических, сепаратистских и террористических структур и движений;

Политическая стабильностьдостигается двумя путями – установлением диктатуры и развитием демократии.

Политические отношения.

Политические отношения - это взаимодействие между социальными общностями, группами, гражданами и институтами по поводу власти, государственного устройства и управления обществом.

Политические отношения классифицируют по разным основаниям:

1) по субъектам политики различают отношения между нациями (этносами), социальными слоями, индивидами, политическими институтами - государствами, партиями, организациями;

2) по характеру взаимодействия субъектов выделяют отношения господства и подчинения, сотрудничества, соперничества и нейтралитета;

3) по степени и форме влияния на деятельность институтов власти различают отношения реальные и формальные, прямые и опосредованные;

4) по форме участия в политике дифференцируют отношения лояльности, поддержки, оппозиции;

5) по способу выражения различают отношения, официально закрепленные в нормах права, уставах партий и организаций, и отношения, формально не закрепленные.

Специфика всех видов политических отношений состоит в том, что они, во-первых, выражают взаимосвязи между субъектами через власть и, во-вторых, тем или иным образом определяют все остальные общественные отношения.

Совершенствование политических отношений, высокая степень выраженности в них разнообразных социальных интересов составляет содержание политического прогресса. Его критериями являются:

• структурная дифференциация политических отношений;

• характер стимулов политической деятельности;

• наличие компонентов и структур, способных к точной, критической оценке сложившейся системы политических отношений;

• уровень знания и рационального фактора в сфере политики, освобождение политического сознания от мифологических представлений и норм, сковывающих политическую активность;

• развитость политической культуры граждан, степень сформированности у них ценностных ориентации, способствующих поступательному развитию общества;

• гибкость и универсальность форм властвования;

• широкое участие граждан в определении политики государства, в выборе альтернатив развития общества, в осуществлении контроля за властными структурами.

Политические отношения складываются в процессе реализации политических интересов и потребностей людей, действующих в конкретных пространственно-временных измерениях.

Политический интерес выражает отношение между субъектами политики по поводу условий их существования, а политическая потребность — это отношение субъекта политики к условиям существования как к объекту, от которого он зависит и на который направлено его действие. Отличие политических интересов от потребностей, следовательно, заключается в предметах, сторонах, между которыми устанавливаются политические отношения.

Политические интересы классифицируются по нескольким основаниям:

1) в зависимости от субъектов политики (национальные, этнические, партийные, классовые и т.д.);

2) по направленности (прогрессивные, реакционные, консервативные);

3) по сферам действия (внутриполитические, внешнеполитические);

4) по характеру (стихийные и осознанные);

5) с учетом фактора времени (постоянные, перспективные, текущие).

Политические интересы являются базой для формирования политических взглядов, политических общественных настроений, идеологических приоритетов, отражающих потребности социальных групп и слоев общества.

Наши рекомендации