Основные этапы становления и развития политических идей и теорий. Политические идеи мыслителей Беларуси.

Основные этапы становления и развития политических идей и теорий. Политические идеи мыслителей Беларуси.

В истории политической мысли использовались различные концептуальные подходы к объяснению политики:

• мифологический (Древний Восток: Египет, Месопотамия, Иран, Индия, Китай);

• философско-этический (Древняя Греция и Древний Рим);

• теологический или религиозно-христианский (Средние века);

• рационально-критический, социальный (Новое время). Зачатки знаний о социально-политических явлениях (о

происхождении власти, устройстве государства, деятельности правителей, нормах поведения людей, социальном неравенстве, отношениях человека и общества) проявились на Востоке и выражались в божественно-мифологической форме. Специфи­ка их интерпретации отражена в письменных памятниках Егип­та, Вавилона, Ассирии, Хеттского царства, брахманизме, буд­дизме, конфуцианстве, даосизме.

Мыслители античности, постепенно освобождаясь от религи­озно-мифологических подходов к политике, рассматривают ее через призму философско-этических представлений. Диалоги Платона «Государство», «Законы», «Политик», трактаты Аристо­теля «Политика» и «Афинская политая» содержат глубокие суж­дения о государственном устройстве, значении права и демокра­тии. Ключевые политические идеи Аристотеля, которого полито­логи считают одним из основоположников политической науки, явились отражением реальной жизни — он обобщил опыт соци­ально-политического устройства 158 греческих городов-полисов.

Выдающийся мыслитель Древнего Рима — М. Т. Цицерон. Он пред­принял попытку усовершенствования механизмов Римского государства, обоснования правовых норм, регулирующих вза­имоотношения правителей и подвластных. Теологическое мировоззрение Средних веков представлено в творчестве идеологов христианства Августина Блаженного Аврелия и Фомы.

Начало систематизированному изучению политики как со­циальной реальности положил Я. Макиавелли. Он обосновал ключевой принцип познания мира поли­тики: наука призвана исследовать не воображаемый мир, а политическую практику — непосредственно наблюдаемые в обществе процессы, поведение правителей и подданных. Толь­ко реалистические представления о государстве и обществе, так считал Я. Макиавелли, способны превратить политическую на­уку в инструмент преобразования действительности.

Политические учения Нового времени (XVI—XIX вв.) от­ражали интересы буржуазии и были направлены против от­живших феодальных политических порядков и учреждений. В этот период родилось множество концепций и выводов, обога­тивших научные представления о политике, ее взаимоотноше­ниях с обществом. Макс Вебер разработал теорию власти, бюрократии, лидерства. Наиболее существенная идея – политика является особым видом человеческой деятельности. История политических учений дает наглядный материал об эволюции политической мысли различных народов, государств и регионов. Многие суждения мыслителей прошлого о политике не устарели, отвечают самым высоким демократическим и гуманистическим стандартам

Между политическими учениями прошлого и современной политической наукой существует преемственность, генетичес­кая связь.

Политическая мысль Беларуси

Ефросиния Полоцкая и Кирилл Туровский внесли весомый вклад в формирование одной из самых при­мечательных отечественных политических идей - идеи еди­нения восточнославянский земель, или идеи общерусского единства. Значение этой идеи трудно переоценить. Под ее влиянием развивались политические события во все после­дующие периоды отечественной истории. Когда русские земли объединялись, эта идея служила сохранению и укреплению обретенного славянорусскими народами единства; когда же единство утрачивалось, она превращалась в цель и смысл их полити­ческих устремлений. На развитии политической мысли и всей отечественной культуры в рассматриваемый период благотворно сказывал­ся общий духовный подъем, охвативший европейские стра­ны в эпоху Возрождения. Это время дало нам Франциска Скорину - белорусского и восгуманиста. Книги Библии, на перевод и издание которых ушла основная часть творческой энергии Ф. Скорины, стали заметным явлением не только восточнославянской, но и ев­ропейской культуры в целом. Франциск Скорина свои социально-политические взгляды изложил в предисловиях, послесловиях и коммен­тариях к напечатанным им религиозным книгам. Аналити­ки справедливо отмечают, что Скорина явился первым мыслителем Беларуси, который поставил и рассмотрел проблему соотношения права и закона. Подчеркнем, социально-политические и правовые идеи отечественных мыслителем! рассматриваемого периода носи­ли гуманистический характер

Выразителем идей общерусского, восточнославянского единства является, к примеру, известный педагог и полити­ческий деятель Афанасий Филиппович. В 1638 г. он посетил Москву, с тем чтобы попытаться убе­дить русского царя встать на защиту национально-религиоз­ных прав белорусского и украинского народов. Симеон Полоцкий приходит к глубокому пониманию не­обходимости воссоединения русских, белорусов и украинцев на основании осмысления исторического прошлого своего отечества. В произведениях белорусских мыслителей были подверг­нуты критике и другие стороны тогдашних феодальных об­щественных порядков как не соответствующие высоким гу­манистическим идеалам. Критика крепостного права, напри­мер, становится главным предметом творческих усилий Аарона Олизаровского. Политическая мысль Беларуси этогопериода приобретает преимущественно революционно-демократическую направленность. Для развития революционно-демократических полити­ческих идей и становления национального движения в Бела­руси огромное значение имела деятельность Кастуся Кали­новского. До самой смерти Калиновский был предан делу освобож­дения крестьянства, утверждения социальной справедливос­ти.

Сегодня в Беларуси развиваются всн наиболее значимые политич. направления: теория политики, методология, политич. институты и процессы, госуд. управление, мировая политика, международные отношения, внешняя политика гос-ва, проблемы глобального развития.

3. Объект и предмет, и основные функции политической науки. Политология (от греч. politike –госуд. общественные дела и loqos- слово, понятие, разум)- это наука о политике, политической власти и их взаимосвязях с человеком, обществом, гос-вом. Политология - наука об управлении государством в самом широком смысле, то есть наука о политической системе общества.

Объект политологии - политическая сфера общества (политика). . Уровни объекта:

• общие закономерности становления, развития и смены политических систем, понятия и катего-

рии;

• реальные политические процессы (разработка теорий и методов политической деятельности);

• конкретные исследования политических институтов, анализ ситуаций, субъектов, объектов по-

литики.

Предмет политологии- полит. власть,закономерности её становления и изменения. Политическая власть-ядро политики. Политология как наука исследует явления, процессы и отношения в политической сфере полит системы общества.

Основные вопросы и проблемы, изучаемые политологией. Центральная тема науки - политическая власть: ее сущность, принципы, формы, основания (источники), ресурсы, проблемы легитимности, полит институты, проблемы разделения властей и т д.

Приемы, подходы и методы, используемые в политологии:

Институциональный подход ориентирован на изучение полит институтов: гос-ва, его органов, правит программ и др средств регулирования полит деят, полит партий и иных общ организаций. Сравнительный -направлен на сравнительный анализ различных полит систем (разных стран), а также элементов этих систем: парламентов, партийных и избирательных систем, форм правления и полит режимов. Исторический - основан на изучении полит явлений в их развитии. Социологический -направлен на выяснение зависимости полит процессов от развития общества в целом, от его соц структуры, от системы эк отношений, от идеологии и полит культуры общества. Нормативно-ценностный - выяснение значения для общества тех или иных полит процессов, их роли в повышении благосостояния общества, в реализации свободы и справедливости. Системный - полит система рассматривается в своей организации как целостная и саморегулирующаяся. Функциональный - анализируются те конкретные механизмы, кот позволяют полит системе достигать самосохранения и приспособления к окружающей общественной среде. Функционально-структурный анализ исходит из рассмотрения полит системы общества в качестве целостной системы с взаимосвязанными элементами. Бихевиористский - основывается на рассмотрении полит системы как организма, функционирующего по своим законам, имеющего свою внутреннюю логику развития. Антропологический -базируется на обосновании политики природой

Функции политологии отражают ее предназначение, связанное с обеспечением потребности общества в достоверном систематизированном знании о политике. Функции политологии.1) познавательная ф-ция. Развитие теории полит. науки дает возможность глубоко освоить различные проблемы полит. бытия и хорошо разбираться в полит. жизни общества. 2)прогностическая. Изучая полит. реальность, политология прогнозирует события и дает консультации как решить те или иные проблемы, изучая различные стороны полит. деятельности.3) инструменталистскую. Овладев политическими знаниями ,практическими навыками политического участия, люди обретают способность сознательно оценивать и изменять политическую действительность,свободно в ней самоопределятся.4)Воспитательно- мировоззренческая, способствует приобщению личности и общества к демократической политической культуре. Современная пол-гия глубоко вторгается в полит. жизнь, давая советы, прогнозы, предположения.

Задачи политологии.Главной целью политологии явл. изучение структуры и функционирования полит системы общества. Реализация этой цели осуществляется посредством решения ряда задач. Главными из них явл: 1)исследование общих и специфических условий возникновения и развития полит системы общества в целом и сост его полит институтов, полит отношений, полит процессов; 2) создание и совершенствование механизма, позволяющего находить оптимальную корректировку полит системы в целом и ее основных элементов; 3)анализ причин возникновения кризисных ситуаций в развитии полит системы и путей их урегулирования; 4) аргументированное объяснение происходящих полит процессов, причин их возникновения, роли в развитии общества; 5)выработка практических рекомендаций по созданию условий стабильного развития полит системы общества.

Политика и экономика

И положительные явления ( политика определяет стратегию и тактику развития экономической сферы), и негативные факты (экономические, материальные интересы и потребности дикту­ют необходимость политических изменений в обществе) в социаль­но-экономическом развитии страны люди, как правило, связы­вают с политикой государства, деятельностью его властных структур. Влияние политики на эконо­мическую жизнь общества проявляется:

• в разработке и реализации экономической стратегии, от­вечающей потребностям общества;

• в принятии законов и политических решений, эффектив­но регулирующих и стимулирующих экономические от­ношения;

• в создании благоприятных условий для научно-техничес­кого и технологического прогресса;

• в целенаправленном формировании социально-классовой структуры общества (развитие предпринимательства, фер­мерства, индивидуальных хозяйств) как базиса демокра­тических преобразований.

Но рыночная экономика и в демократическом государстве не способна разрешить кризисы, массовую безработицу, банкротство предприятий и другие явления, дестабилизирующие экономи­ческую систему. Поэтому невмешательство институтов госу­дарства в экономическую сферу чревато разрушительными по­следствиями. Государственная политика способна оказывать ак­тивное влияние на рыночный механизм, его самоорганизацию и саморегулирование

Политика и право

Правовое регулирование общественной жизни обеспечивается конституционными актами, законами, указами, распоряжениями, постановлениями, санкционированными го­сударственной властью. Правовые нормы достаточно опреде­ленны и «устойчивы». Без них политика бессильна, не способна реализовать свой творческий потенциал.

В отличие от права политика — более изменчива и непостоянна. У людей существуют различные, непрерывно меняющиеся политические ценности, принципы, представления о политических реалиях. Нечеткое разделение функций политики и права может иметь опасные последствия:

• «подчинением» права политикой в интересах «политиче­ской целесообразности»;

• принятием политических решений, не согласующихся с правовыми нормами общества.

Политика и право — явления взаимообусловленные. Поли­тические идеалы, цели и интересы общества и государства немыслимо осуществить без совершенной системы правовых норм, обязательных для исполнения субъектами политики. В свою очередь, политика определяет, формулирует и «задает» праву ценностные ориентиры, которые разделяет общество и стремится на их основе преобразовать свою жизнь.

Гармоничное взаимодействие политики и законов возмож­но лишь в правовом государстве.

Политика и мораль

Мораль воздействует на политику посредством оценок по­ведения и результатов деятельности участников политическо­го процесса, предъявления к ним моральных требований. В свою очередь, политика оказывает влияние на мораль, формируя политическую культуру граждан, побуждая их к участию в управлении делами государства и общества. Нравственная политика обладает мощной преобразующей силой. Политика всегда была, есть и будет сферой моральной от­ветственности ее субъектов. Без союза с моралью политика лишается компаса, указывающего ей высокие общественные цели и гуманные средства их претворения в жизнь. Безнравственная политика не способна обеспечить демократические преобразо­вания в обществе и его прогресс, утверждать идеалы и ценно­сти, одухотворяющие и возвышающие человека.

Политика и наука

Политика — в идеале должна быть спла­вом, синтезом науки и искусства. Научный подход к политике означает всесторонний, диалектический анализ общественных отношений, социальных проблем и противоречий, реального соотношения политических сил и многих других факторов. Политический авантюризм, игнорирование выводов науки опасны для общества. Политика должна основываться на научных знаниях, правовых и нравственных нормах, уп­равленческих решениях и действиях, адекватных интересам личности, общества и государства.

Политика и культура:

- политика может прибегать к силовым, репрессивным методам по отношению к культуре, и загоняет в опр рамки деятелей культуры.

- культура влияет на политику через критику, традиции, непосредственно через систему образования.

8. Политическая власть. Соотношение «политической» и «госуд.» власти, её назначение и основные функции.
Политическая власть - это реальная способность одних социальных групп проводить свою волю в политике и правовых нормах. Особенности политической власти: способность и готовность субъекта политической жизни выразить политическую волю; охват всего поля политического пространств; воздействие субъектов политической деятельности на формирование права, осуществление законности; обеспечение социального господства в обществе субъекта политической власти.
Функционирование политической власти осуществляется на основе принципов легитимности и суверенитета. Легитимность означает признание обществом законности существующих институтов власти и правомерности принимаемых ими решений. М.Вебер в легитимности власти видел гарантию стабильности общества. Общественный порядок может сохраняться не только благодаря законодательным нормам. Право обеспечивает в основном внешнюю гарантию стабильности. Внутренней гарантией устойчивости социальной системы становится признание власти подчиненными.
Признаки политич. власти:

верховенство, обязательность ее решений для всего общества, и всех других видов власти;

всеобщность, то есть публичность; легальность в использовании силы и других средств властвования в пределах страны; моноцентричность.

Структура политической власти.Как и любое отношение полит власть предполагает как минимум две стороны. На одной стороне - властвующие (субъект). На другой стороне - подвластные, подчиненные (объект).

Ресурсы власти - это все те средства, использование которых обеспечивает влияние на объект власти в соответствии с целями субъекта.Ресурсы политической власти:

Экономические ресурсы нужны и для завоевания власти, и для реализации ее целей, и для ее поддержания.

Силовые ресурсы выполняют функцию обеспечения обороны страны, охраны внутреннего порядка, в том числе обеспечения безопасности полит власти, недопущение каких-либо поползновений на власть в целях ее свержения.

Социальные ресурсы. Социальная политика в больших современных западных странах строится таким образом, что в сохранении существующей полит власти заинтересовано большинство населения: здесь широкая система страхования, высокий уровень пенсионного обеспечения, широко развита система благотворительных организаций и т д.

Информационные ресурсы - это средства массовой информации. Структурные основания П.В. - законы, суд, государственный аппарат, отряды принуждения, партийная дисциплина, авторитет лидера, центральные и региональные структуры. Руководствуясь антропологическим принципом, выделяют такие типы оснований П.В. как страх, интерес, убеждение.

Основные функции, формы и уровни полит власти.Основная функция полит власти - управление, руководство обществом в целом и каждой его сферой. Она заключается в постоянном разрешении противоречия между необходимостью порядка в обществе и различными интересами разных слоев, национальных и других групп, отдельных личностей.

Вторая функция - функция оптимизации самой полит системы, приспособление ее институтов к целям, задачам и самой сути тех сил, кот пришли к власти.

Третья функция - обеспечение стабильности в стране.

Существуют две формы полит власти: индивидуальная и институализированная.

В системе полит власти различают три функциональных взаимодействующих ее уровня:

высший уровень - макрополит система высших органов власти; средний, или промежуточный уровень - это аппарат полит власти среднего звена, бюрократия разных рангов; третий уровень - это микроуровень полит власти. Он включает непосредственное полит общение людей, малых групп.

Черты политической власти-те признаки, которые в своей совокупности отличают ее от других видов власти.1)суверенитет – независимое от каких-либо сил, обстоятельств и лиц верховенство социального субъекта. Независимость политической власти означает ее верховенство по отношению к другим видам власти внутри данного сообщества и ее равенство по отношению к власти. 2)воля –есть наличие у властвующего социального субъекта осознанной цели, способности, готовности и решимости последовательно добиваться ее осуществления. 3)авторитет –общепризнанное и в стране, и за ее пределами влияния субъекта политической власти. Государственная власть- это верховная власть в обществе, правовые акты и решения которой обязательны для исполнения всеми субъектами политики. Единственный её источник- народ.только госуд. власть вправе обеспечивать конституционный правопорядок, используя насильственные методы.Государственная власть – это разновидность политической власти, обладающая суверенитетом, наличием воли, авторитетом и способностью к принуждению. Государственный суверенитет – это верховенство гос-ва в пределах собственных границ и его самостоятельность в международных делах. Воля означает для гос-ва наличие цели и готовности реализовать ее, несмотря на объективные препядствия или сопротивления субъектов. Авторитет – общественное признание власти, основание готовности граждан добровольно выполнять ее решения. Способность к принуждению означает, что гос-во располагает ресурсами для применения силы (армия) Политическая власть - это специальный социальный институт, упорядочивающий социальные отношения и поведение индивида. П.В. проявляется в общих решениях и решениях для всех, в функционировании институтов (президент, правительство, парламент, суд). В отличие от правовой власти, регулирующей отношения между конкретными субъектами, П.В. мобилизует на достижение целей большие массы людей, регулирует отношения между группами во время стабильности, общего согласия.Классификация власти в соответствии с ресурсами: экономическая, социальная, духовно-информационная, принудительная и политическая. В зависимости от субъектов власть делится на государственную, партийную, профсоюзную, армейскую, семейную и т.п. По функциям ее органов: законодательная, исполнительная и судебная власти государства; по способам взаимодействия субъекта и объекта власти - демократическая, авторитарная и т.п. власти.

10. Институциональный и системный подходы к описанию политической системы. Структура политической системы и основные функции. Термин "политическая система" стал широко применяться в политологии, начиная с середины ХХ века. Главным образом это было обусловлено использованием системного подхода для исследования политической жизни. Системный подход позволил более четко определить место политики как относительно самостоятельной сферы в жизни общества
Впервые системный подход для исследования общества применил Т.Парсонс. Согласно его концепции общество представляет собой сложную социальную систему, состоящую из четырех основных подсистем: экономической, социальной, политической и культурной. Они выполняют определенные функции, обеспечивающие функционирование общества в целом. Экономика выполняет функцию адаптации, то есть приспособления к окружающей среде.
Согласно институциональному подходу политическая система - совокупность госу­дарственных и негосударственных общественных институ­тов, социальных, политических и правовых норм, посред­ством которых реализуются политико-властные отношения Институциональная подсистема включает совокупность основных политических институтов и взаимоотношений между ними. Центральное место в ней принадлежит государству. Важную роль играют также, входящие в эту подсистему политические партии, заинтересованные группы, средства массовой коммуникации, церковь. Политическая система чрезвычайно сложное явление. Она состоит из взаимосвязанных друг с другом элементов (подсистем), образующих её структуру. Обычно выделяют пять основных подсистем в структуре политической системы.
Нормативная подсистема включает правовые нормы, традиции, обычаи, нравственные принципы, регулирующие и определяющие политическую жизнь общества.
Функциональная подсистема представляет собой совокупность методов и способов осуществления власти.
Коммуникативная подсистема включает все каналы политического взаимодействия.
Идеологическая подсистема - это совокупность различных по своему содержанию политических идей, представлений субъектов политики.
Культурная подсистема - комплекс типичных для конкретного общества политических ориентаций, установок, ценностей и моделей политического поведения. Политическая культура обеспечивает стабильность политической системы общества и воспроизводство политической жизни на основе преемственнности.

Признаками политич. системы являются: 1)универсальность (охватывает все общество),2)контроль над принуждением,3) легитимность. Структура политической системы.

В составе полит системы общества функционируют в тесной взаимосвязи четыре крупные подсистемы: институциональная, регулирующая, коммуникативная и политико-идеологическая.

Институциональная подсистема включает политические институты и, прежде всего, формы политического правления (республика, монархия), политические режимы (демократический, тоталитарный, авторитарный и др.), органы зак-ной, исп-ной и судебной власти, политические партии и движения, многочисленные общественные организации, избирательную систему и др. Этой подсистеме принадлежит ключевая роль в политической системе. Регулирующая подсистема базируясь на принятых в обществе политико-правовых нормах, отраженных в конституции страны и других законодательных актах, регулирует формирование и деятельность полит институтов и функционирование полит системы общества в целом. Коммуникативная подсистема представляет собой совокупность отношений, возникающих в процессе функционирования полит системы общества. Это прежде всего отношения по поводу управления обществом. Субъектами этих отношений являются полит институты и организации, полит лидеры, представители полит элиты, граждане. Это также отношения, связанные с борьбой за полит власть: ее завоевание, удержание, реализацию. Политико-идеологическая подсистема включает полит концепции, теории, взгляды. Они лежат в основе создания и развития общественно-полит институтов, политико-правовых норм.

В связи с данным обстоятельством важно подчеркнуть, что политология изучает, во-первых, общие для всех политических систем характеристики и, во-вторых, специфические формы их проявления в различных странах.

Составной частью, фундаментом политической систе­мы является политическая организация общества. Она представляет собой совокупность конкретных институтов, которые взаимодействуют с массами, осуществляют волю определенных социальных групп. Посредством политической организации обеспечи­ваются необходимые организационные формы и возмож­ности участия масс в управлении обществом, их влияние на принятие государственных решений.

Для общества должна быть характерна разветвленная политическая организация в силу того, что класс, нация и другие социальные группы не могут быть непосредствен­ными субъектами политической организации. Их интере­сы могут быть выражены и обеспечены только создавае­мыми ими общественными объединениями.

Все структурные элементы политической системы вза­имосвязаны друг с другом

Функции политической системы Функция - это любое действие, направленное на поддержание системы в устойчивом состоянии. Они представляют собой способы реагирования на изменения её внутреннего состояния и внешней среды. Главная функция полит системы общества - управление обществом, функция полит руководства государством. Она проявляется в определении стратегических целей и перспектив общественного развития, в выработке и реализации полит курса.

1. Интеграционная функция. Данная функция выступает как результат проявления ряда частных функций, например политической социализации (передаче опыта политической жизни от одного поколения к другому), политического рекрутирования (отборе людей для замещения должностей к институтах власти), политической коммуникации (обеспечение движения информации в обще­стве и взаимодействия различных социальных субъектов). 2.Регулятивная функция находит свое выражение главным образом в согласовании интересов различных социальных групп, что, в сущности своей, есть не что иное, как регули­рование распределения благ и услуг между различными ка­тегориями населения. 3.Организаторская функция состоит в обеспечении осущест­вления политического курса страны. Она находит свое выра­жение в мобилизации людских, материальных и духовных ресурсов общества для достижения целей.

Для понимания сущности политической системы важное значение имеет уяснение ее функций. Также к функциям мож­но отнести:

• определение целей и задач общества, разработка программ его жизнедеятельности; • мобилизацию материальных и духовных ресурсов и всего общества на выполнение социально-политических целей и задач;

• политическую социализацию общества; • формирование политического сознания граждан; • политическую связь элементов системы, системы и среды; • укрепление общественно-политического строя, обес­печение его безопасности; • нормотворчество; • легитимацию, т.е. достижение максимально необхо­димой степени соответствия реальной политической жиз­ни официальным политическим и правовым нормам.

Достоинства

1..наличие возможности свободного выбора

2..учет мнения большинства

3..отсутствие монополии на власть

4..уважение прав и свобод граждан

5..наличие конкуренции мнений и возможности согласования интересов.

Недостатки

1.. опасность тирании большинства

2.. опасность перерастания полит конкуренции в полит конфронтации

3.. замедленный процесс принятия решений

4.. вероятность прихода к власти в результате выборов непрофесионалов (професионализм по отношению к тому классу, права которого он собирался защищать)

Признаки демократического режима: 1) источник власти – народ, выборность основных органов государственной власти и должностных лиц, их подотчетность избирателям 2) государственное устройство по принципу « разделения властей» 3) наличие «среднего класса» - социальной основы демократии 4) разрешено все, что не запрещено законом 5) политический плюрализм, благоприятные условия для развития гражданского общества.

Принципы: юридическое признание народа в качестве источника власти и носителя верховной власти!

• равная возможность участия в политической жизни для всех совершеннолетних граждан;

• свобода выражения мнений по вопросам государствен­ной и общественной жизни;

• решение вопросов государственной и общественной жизни голосованием;

• верховенство права, или подчинение всех, в том числе институтов власти, принятым путем волеизъявления граж­дан;

• выборность основных органов власти и должностных лиц государства;

• сочетание непосредственных (референдум) и опосредо­ванных (через своих представителей форм волеизъявления народа);

- информированность, гласность и открытость при рас­смотрении вопросов государственной и общественной жизни. В демократической политической системе можно подчеркнуть следующие черты:

наличие широкого диапазона гарантированных прав и свобод граждан;

свободная деятельность правящей политической партии;

наличие общегосударственного представительного органа власти – парламента, который избирается и действует в обстановке легальной борьбы партий;

формирование правительства партиями в соответствии с Итогами их легальной борьбы на выборах;

наличие системы независимых судов, обеспечивающих контроль за соблюдением законов и принципов функционирования государственных и общественных органов;

наличие системы органов местного управления и самоуправления;

убеждение, как основное средство влияния органов государства;

свободное функционирование источников информации.

Давая общую оценку демократическим политическим системам, можно сделать заключение о том, что они обеспечивают: весьма устойчивую легальную легитимность правящей группы; широкое участие граждан в ее формировании; прямое или косвенное участие граждан в формировании основных направлений политики; контроль со стороны масс за деятельностью правящей группы.

Но это не значит, что такое политические системы основаны на праве участия масс в формировании органов власти, формировании и осуществлении политики. Однако не все демократические системы в полной мере отвечают указанным характеристикам. В большинстве случаев все это – не столько реальность, сколько идеал, к которому стремятся различные системы.

Разновидность демократ. режима:

1) парламентский – режим, когда высший орган полит. власти – парламент, избранный всеобщим голосованием. Парламент обладает реальными возможностями воздействия на политику и законодательство, осуществляет контроль над правительством. Функции: функция власти; законотворчества; легитимности; представительства полит. интересов. Парламент избирает президента, президент практически не оказывает серьезного влияния на осуществление гос. власти. Легитимность парламента обеспечивается посредством выборов всем населением страны, а основой деят-ти прав-ва явл-ся парламент.

2) Президентский – хар-ся жесткой формой разделения законодат, исполнит и судебной властей, кот. действуют самостоятельно с соединением полномочий главы гос-ва и главы правительства в руках президента. Президент: глава гос-ва, определяет основные деят-ти правительства; руководитель партии, кот. выдвигает его на выбор; главнокомандующий вооруженными силами. Правительство не несет ответственности перед парламентом. Президент не имеет права распустить парламент. Франция презид. республика.

В зависимости от того, какому субъекту политики - лич­ности, группе или народу - отдается приоритет в механиз­ме функционирования власти, различают либеральные, плю­ралистические и коллективистские демократии. Формы: 1.Либеральные, или индивидуалистические, демократии ис­ходят из признания индивида первичным источником влас­ти, из его автономности как социального субъекта, из необ­ходимости соблюдения прав и свобод человека и их охраны властью закона. Приверженные либеральной демократии об­щества уделяют первостепенное внимание созданию инсти­туциональных и правовых гарантий для проявления индиви­дуальной свободы, в том числе свободы самореализации личности в сфере политики. 2. Плюралистические демократии которые характерны для большинства западно­европейских стран, исходят из того, что главными субъек­тами политики являются не индивиды и не парод как це­лое, а различные группы людей. При этом считается, что ТОЛЬКО с ПОМОЩЬЮ группы личность получает ВОЗМОЖНОСТЬ политического самовыражения и защиты своих интересов. И именно в группе, а также в процессе межгрупповых от­ношений формируются интересы и мотивы политической деятельности индивида. 3. Коллективистские демократии, известные также под на­званием народные демократии, напротив, исходят из того, что именно народ как целостность, а не отдельные индиви­ды или группы людей обладает неделимым и неотчуждае­мым правом устанавливать законы и определять деятель­ность правительства.

18.Признаки и функции государства. Основные тенденции развития Белоруской государственности. Государство – организация суверенной политической власти, действующая на определенной территории, использующая право и спец. аппарат упр-ия и принуждения для обесп-ия безоп-ти населения, прав и свобод граждан и управления.

Структура гос-ва : общность граждан, проживающих на опред. территории; особый аппарат управления обществом; санкционированные государством нормы общественных отношений. Современное гос-во имеет сложную институциональную структуру, которую образуют представительные. административные и судебные органы. В этой структуре есть: представительные органы, кот. должны выражать волю граждан, исполнительно-распорядительные органы (гос

Наши рекомендации