Связь политики с другими сферами общества.

ТЕСТОВОЕ ЗАДАНИЕ

«ПОЛИТОЛОГИЯ»

1. Что в переводе с греческого означает термин «politika»?

А) государственные или общественные дела

2. Дайте определение понятию «политика».

В научный оборот термин «политика» ввел древнегреческий философ Аристотель (384—322 до н.э.). По его определению, политика — это цивилизованная форма общности, которая служила достижению «общего блага» и «счастливой жизни». Такой формой Аристотель считал античный полис (город-государство).

Перечислить составные элементы структуры политики.

Политика имеет сложную структуру. Составными элементами политики являются:

– субъекты политики;

– объекты политики;

– политические процессы;

– политическая власть;

– политические идеи и концепции;

– политические отношения.

Перечислить объекты и субъекты политики.

Объекты политики – общественные проблемы, возникающие в процессе развития общества. Решение данных проблем требует адекватного реагирования всей системы политических институтов, а также принятия эффективных управленческих решений.

Субъекты политики – непосредственные участники политических отношений. Среди них индивиды, социальные группы, слои, организации, общественные движения, прямо или косвенно участвующие в процессе реализации государственной власти, осуществляющие влияние на нее. Как правило, субъект политики структурно организован и представляет собой социальный институт (если это политическая партия, общественное движение, государство, средство массовой информации, инициативная группа граждан и т. д.).

Виды политики.

По сферам жизни общества можно выделить следующие виды политики:

• экономическая — регулирование отношений между гражданами и социальными группами в экономической сфере;
• социальная — регулирование отношений между гражданами, социальными группами по поводу их места в обществе;
• национальная — регулирование отношений между нациями, национальными группами;
• культурная — регулирование отношений между гражданами, социальными группами в духовной жизни;
• государственно-административная — регулирование отношений во властно-политической сфере, политика государственно-административного строительства;

по уровням:
• местная — регулирование вопросов местного значения, связанных с развитием муниципального объединения (села, города, района);
• региональная — регулирование вопросов, связанных с развитием региона (субъекта федерации);
• общегосударственная — регулирование вопросов, связанных с развитием общества в целом;
• международная — регулирование отношений между государствами, группами государств на международной арене;
• мировая (глобальный уровень) — регулирование вопросов, связанных с решением глобальных проблем современности;

по объему:
• стратегическая (долгосрочная) — выбор наиболее значимых приоритетов развития общества, стратегических долговременных целей, определение путей и способов их достижения, генерального курса;
• тактическая (краткосрочная, текущая) — решение текущих вопросов, выработка и реализация оперативных решений;
по функциям государства (по области распространения):
• внутренняя политика — регулирование отношений между гражданами и социальными группами в различных сферах внутри государства;
• внешняя политика — регулирование отношений между государствами, группами государств и другими субъектами международных отношений на международной арене.

В пределах каждого из названных направлений можно выделить подвиды политики. Например, в рамках экономической политики различают: промышленную, денежную, налоговую, инвестиционную, ценовую, таможенную политику и др. Возможна классификация политики и по другим критериям.

Связь политики с другими сферами общества.

Политика способна проникать во все сферы общественной жизни.
Экономика служит материальной основой политики и во многом определяет ее направления. Политика, в свою очередь, определяет, как общество использует материальные ресурсы и воздействует на структуру потребностей населения.
Социальная (гуманитарная) сфера общества является одним из направлений государственной политики. Политика находит методы разрешения социальных проблем, таких как бедность, доступное жилье, здравоохранение, образование.
Идеология служит концептуальной основой политических программ и согласованных политических действий больших социальных групп.
Религия также имеет связь с политикой. В светских государствах, где церковь отделена от государства, воздействие религии на политику осуществляется косвенно, через мировоззренческие ориентации граждан. Возможна также политизация религии, когда религиозные лидеры поддерживают политические акции или политических деятелей или сами выступают с политическими заявлениями.
Право как регулятор человеческих отношений характеризуется определенностью и общеобязательностью норм, выступающих в качестве общего масштаба и меры к ситуациям и отношениям, имеющим одинаковые правовые признаки. Политика, наоборот, представляет собой «искусство возможного». Она возникает там, где имеется неопределенность и зачастую ведет к изменению правовых норм.
Мораль родственна политике в том, что люди в ней выступают как субъекты, обладающие свободой воли и свободой выбора. В то же время, цели у них различны. Моральные действия направлены на реализацию целей, обусловленных внутренними мотивами, а политические — на эффективное использование власти и достижение общественного признания.

7. Перечислить известные виды власти и дать им характеристику.
Государственная власть - это способ руководства (управления) обществом для которого характерна опора на специальный аппарат принуждения (авторитет силы).

Законодательная власть – это власть в области законодательства. В государствах, где имеет место разделение властей, законодательная власть принадлежит отдельному государственному органу, занимающемуся разработкой законодательства. В функции законодательных органов также входит утверждение правительства, утверждение изменений в налогообложении, утверждение бюджета страны, ратификация международных соглашений и договоров, объявление войны. Общее наименование органа законодательной власти — парламент.

Исполнительная власть – один из видов самостоятельной и независимой публичной власти в государстве, представляющий собой совокупность полномочий по управлению государственными делами.
Судебная власть — одна из ветвей государственной власти (наряду с законодательной и исполнительной). Выделяется в соответствии с принципом разделения властей.

Субъектом, осуществляющим её, является не любой государственный орган, а вся система судебных органов, которая обладает присущими только ей возможностями и способностями воздействия на процессы, происходящие в обществе. С учетом этого судебную власть можно было бы определить как реализуемые занимающими особое положение в государственном аппарате органами (судами) присущие им возможности и способности воздействия на поведение людей и социальные процессы.

Управленческая власть - система полномочий и средств для осуществления от имени общества, государства или любого другого сообщества (группы, коллектива) функций управления ими.

Публичная власть –это власть, выделенная из общества и не совпадающая с населением страны или государства, являющаяся одним из признаков, отличающих государство (страну) от общественного строя.

Символическая власть — термин, введенный Пьером Бурдье для описания специфического типа власти в социуме. Бурдье описывает символическую власть как способность формировать или изменять категории восприятия и оценки социального мира, которые в свою очередь могут оказывать непосредственное влияние на его организацию. В качестве примера Бурдье приводит марксизм, который привёл к формированию пролетариата как социальной группы, осознающей себя рабочим классом в марксистском его понимании.

8. К признакам политической власти можно отнести:

1) верховенство, обязательность её решений для всех других видов власти, распространяется на всё общество, на всех проживающих на территории данного государства;

2) моноцентричность (наличие единого центра принятия политических решений);

3) политресурсность (возможность использования самых разнообразных средств, принудительных, экономических, социальных, культурно-информационных).

9. Что не относится к структуре власти:

В) ресурсы власти;

Д) предметы власти;

Е) источники власти.

10. Что относится к источникам власти, а что к её ресурсам:

Источники власти – сила, лидерство, законы,;

Ресурсы власти – полезные ископаемые, богатство, уровень образования населения, армия, спецслужбы, знания, информация, наука, опыт, политически активная масса людей, СМИ, занимаемое положение.

11. В чём отличие легальности власти от её легитимности?

Наши рекомендации