Политология как наука, ее предмет и место в современном обществознании..
Политика: многообразие трактовок, структура и функции.
Наиболее распространенное определение политики – как искусство управления гос-м или сферы деят-ти гос-ва, связанной с отношениями между классами, нациями, соц. группами, ядром которых являются проблемы завоевания, удержания и использования гос. власти.
П-ка яв-ся кроме того и явлением историческим. Это значит, что в первобытном обществе П-ки не было, т.к. оно долго оставалось социально однородным обществом – вследствие этого в нем не существовало полит-их организаций и учреждений. По мере развития общ-ва, его усложнения, когда в общ-ве появились противоречащие интересы, и возникло гос-во. Аристотель в своем трактате «О политике» определил ее как искусство управления гос-вом.
Политика – это реальная действительность любого гос-ва, и чем оно цивилизованнее, тем большее значение приобретает в нем политика, потому что в ее реализации принимает участие все большее количество людей, соц. групп, партий и т.д.
Политика – это человеческая деятельность, связанная с принятием, проведением в жизнь решений людьми, наделенными обществом правами, от имени которого эти решения принимаются.
П-ка по определению не может быть и не д.б. грязным или безнравственным делом, потому что если она приобретает грязное качество она перестает быть политикой и искусством.
Виды политики: внутренняя, внешняя, мировая.
Направления политики: экономическое, соц., демографическое.
По приоритетности на нейтральную, политику открытых дверей, нац-го примирения и компромиссную. По характеру и содержанию на прогрессивную и реакционную, на научно обоснованную и волюнтаристскую.
Содержание политики определяется интересами ведущих соц. групп или их союзами. Любая общественная проблема приобретает политический характер, если ее решение связано с проблемой власти (напр., развал СССР).
Методы политологии: исторический, нормативный, институциональный, сравнительный, социологический, бихевиориальный
Изучение политический явлений и процессов связано с применением различных методов.
Метод – это совокупность приемов и способов построения научных знаний. В современной политологии используется как традиционные, так и новые методы исследования.
К традиционным относятся: исторический, нормативный, институциональный, сравнительный. К новым относятся: системный, структурно – функциональный, поведенческий, метод экспертных оценок, метод имитационного моделирования, деловых игр, математического анализа.
ü нормативный метод: главная задача – в обосновании политического идеала, в разработке модели наиболее совершенного политического устройства;
ü бихевиористский (поведенческий) метод: изучение поведения лидеров, партий;
ü системный метод: в основе – исследование объектов как ситем;
ü позитивистский метод: основан на том, что все в обществе может быть получено как результат отдельных специальных наук;
ü метод структурного анализа;
ü институциональный метод: изучает отдельные институты (правительство, парламент).
Легитимность политической власти и ее эффективность. Типы легитимности по М.Веберу.
См вопрос 16
Основные характеристики президентской и парламентской организации государственной власти.
Взаимодействие властных институтов в парламентской республике.
Главной особенностью парламентской республики является то, что население избирает парламент, кот. назначает правительство. Он может отозвать правительство, выразить ему недоверие. Отчитывается правительство перед парламентом.
Парламент утверждает бюджет и тем самым устанавливает финансовые рамки деят-ти правительства. Правительство обладает исполнительной властью, в отдельных случаях и законодательной инициативой, а также правом ходатайствовать перед президентом о роспуске парламента.
Хотя руководитель правительства (канцлер, премьер-министр) официально не является главой гос-ва, реально он – первое лицо в политической иерархии. Президент же фактически занимает в парламентской республике более чем скромное место. Он может избираться либо парламентом (Венгрия, Чехия), либо собранием выборщиков, коллегией (ФРГ, Италия), либо непосредственно народом (Болгария).
Современные теории элит
Концепция плюрализма элиты
Единой элиты как таковой не существует. Существует множество элит, но ни одна из них не в состоянии доминировать во всех областях жизни. Каждая элита находится под контролем материнских групп ее создавших. Конкуренция элит отражает экономическую и социальную конкуренцию. В современном демократическом обществе власть распределена между многообразными институтами и общественными организациями, которые с помощью прямого участия, использования блоков и союзов имеют возможность налагать вето на неугодные решения и защищать свои интересы. Различия между элитой и массами относительны, условны и часто достаточно размыты, поэтому граждане в состоянии входить в состав элиты.
Партии в России
ЛДПРГлавная цель ЛДПР – возрождение демократического Российского гос-ва.
В своей деятельности ЛДПР руководствуется идеями либерализма и демократии. В ее понимании либерализм – это подлинная, а не мнимая свобода. Это, прежде всего защита гражданских прав и свобод отдельных личностей; свобода выбора экономич., политич., научной, культурной и иной деят-ти, свобода мнений, терпимость к другим взглядам.
Демократия в понимании ЛДПР предполагает конституционное устройство гос-ва с ориентацией на президентскую республику. ЛДПР добивается реформирования России из федеративного в унитарное гос-во без национальных автономий. ЛДПР за эффективную внешнюю торговлю, осуществляемую в интересах России.
КПРФДевиз КПРФ – "Россия, труд, народовластие, социализм!".
Цели: народовластие, справедливость, гарантированное право на труд, доступное всем бесплатное образование и бесплатную медиц. помощь, равенство, господство общест-х форм собственности на средства произ-ва; патриотизм, равноправие наций, единство прав и обязанностей человека; коммунизм, стабилизации и снижения цен на все осн. виды продукции, обеспечение занятости населения, гос. контроля за деятельностью кредитно-финанс. учреждений, приведения минимума зарплаты, а также пенсий, стипендий и пособий в соответствие с реальным прожиточным минимумом, поддержки инвалидов и пенсионеров, введения гос. пособий для малообеспеченных семей…
Единая Россия Начало процессу создания Всероссийской политич. партии "Единая Россия" было положено совместным политич. заявлением Лидеров Партия "Единство" и "Отечество" - С.К. Шойгу и Ю.М.Лужкова от 12 апреля 2001 года
Цели: 1. обесп-ие соотв-ия гос. политики, решений, принимаемых органами гос. власти РФ и субъектов, органами местного с/упр-ия интересам больш-тва населения. 2. формир-ие общест-го мнения, выражение мнений граждан по вопросам общ. жизни, доведение этих мнений до сведения широкой общественности. 3. выдвижение кандидатов Партии в органы гос. власти и органы местного самоуправления:
Справедливая Россия
Ф-ии парламента
Представительная ф-ия. Служит политическому выражению дифференциации общества по интересам.
Партийное представительство - представительство общ-эк. альтернатив пропорционально той поддержке, которой они пользуются в обществе.
Ф-ия власти. После победы на выборах и обретения парламентского большинства полит. программа партии трансформируется в парламентские решения.
Ф-ия легитимации.
Парламентаризм есть система государственного устройства, при кот. парламент играет преобладающую роль не только в качестве законодательного органа, но и в качестве органа верховного контроля над исполнительной властью.
В Конституции РФ 1993 года закрепляется осуществление государственной власти в России на основе разделения властей (законодательной, исполнительной, судебной), а также самостоятельность соответствующих органов власти. Согласно Конституции, российский парламент - Федеральное Собрание РФ - это представительный и законодательный орган. Конституция существенно сократила правомочия парламента, почти полностью лишив его контрольных функций, ограничила и законотворческие. Да и закрепленные за ним права фактически урезались, тем более что для реализации многих из них не было законодательной базы. Этому служила и предусмотренная структура парламента; Однако положительно то, что в новом российском парламенте не реализовались негативные "соблазны" парламентаризма: Федеральное Собрание РФ не стало ни исключительным властным центром, источником и средоточием всех других государственных властей, на что претендовал его предшественник (Верховный Совет), ни "говорильней", имеющей лишь косвенное отношение к реальному законодательству. По многим признакам российским парламентариям недостает профессионализма, в первую очередь политического. Это, в частности, выразилось и в позиции Думы по отношению к войне в Чечне, и к развитию в стране фашистских тенденций, и в "реакции" - безразличии членов Совета Федерации к националистическим, антисемитским выпадам губернатора Н.Кондратенко, в том числе на заседании парламента. Нередко далеко не профессионально используется парламентская трибуна, свобода слова депутата, да и возможности его деятельности как члена парламента. Печально известны "истории" с многочисленными помощниками депутатов, заявления о массовой коррумпированности думцев, их старание законодательно закрепить для себя громадные, необоснованные привилегии. Негативные факторы сказываются, и на законотворческой деятельности. Ее процедура далека от совершенства, многие депутаты не склонны заниматься будничной и повседневной работой по подготовке законов, кроме того, не введена в правовые рамки лоббистская деятельность. "Но главное в парламенте заседает много людей, отрицающих фундаментальные конституционные ценности" Дело доходит до того, что при рассмотрении законопроектов в ходе голосования массово используются чужие карточки, вотирование происходит при отсутствии кворума, но оправдывается думским руководством.
Стадии развития конфликта
Типология ПК:
с точки зрения зон и областей их проявления:
· внешнеполитические
· внутриполитические
по качественным характеристикам – степень вовлеченности людей в конфликт, интенсивность противоречий
с точки зрения публичности конкуренции сторон – открытые и закрытые конфликты
в соответствии со строением и организацией режима правления – вертикальные и горизонтальные конфликты.
Урегулирование К предполагает препятствие возникновению либо развитию К,
снятие остроты противоборства сторон, избежать наиболее негативных последствий конфликта
Конфликт – столкновение 2-х или более разнонаправленных групп или сил с целью реализации их интересов в условиях противодействия.
Политический конфликт – постоянно действующая форма борьбы за власть. Политологи различают конфликты по масштабам, парламентские и непарламентские, межэтнические и международные.
Политология различает 4 стадии развития конфликта:
1. субконфликт (латентное, скрытое развитие конфликта) обусловлено неравным экономическим или политическим положением 2-х или более групп
2. напряженность. Появляются межличностные столкновения, поскольку различия, появившиеся на 1 стадии, начинают социально и идеологически осознаваться представителями сторон. Динамика конфликта очень сильно зависит от позиции доминирующей группы и ее поведения в диапазоне сотрудничества, примирения или оппозиция, сопротивление
3. несовместимость – враждебность более высокого уровня, когда стороны активно готовятся к соперничеству и пробе сил. По сути, идет прощупывание возможностей сторон в случае открытой схватки
4. сам конфликт. Открытое столкновение, соревнование сил, мощи и влияния противоборствующих сторон
Положительные стороны конфликта:
1. конфликт выполняет стабилизирующую роль в обществе
2. конфликт ускоряет кристаллизацию новых управленческих структур
3. он обеспечивает лучшее познание участников конфликтов
Отрицательные стороны конфликта:
1. конфликт может привести к дезинтеграции и дестабилизации общества
2. он, как правило, приводит к большим людским и материальным потерям
3. конфликт может повлечь неблагоприятные изменения во властных отношениях
Конфликтология различает 2 варианта управления конфликтами:
1. конфликт успешно разрешается и достигается приемлемая, удовлетворяющая обе стороны ситуация Стороны сохраняют взаимное доверие, одинаково воспринимают информацию, не создают в своей среде образа врага, адекватно реагируют на поступающую информацию.
2. конфликт подавляется силой, т.е. достигается победа одной стороны над другой или создается ситуация "взаимного поражения". При этом социальные и политические позиции стороны остаются неизменными и спустя некоторое время конфликт может возникнуть вновь
Оборона государства
Приоритетным для РФ является политическая, военная и экономическая интеграция со странами СНГ. Устойчивые отношения РФ сложились (особенно за последние 2 года) с Белоруссией, Арменией, Таджикистаном и Казахстаном. Остальные: Туркмения, страны Прибалтики, Айзербаджан, Грузия, Узбекистан во внешней политике стали дистанцироваться от РФ. Связи РФ с ними стали сокращаться, и РФ стала терять свое влияние в этих странах. Не менее важным приоритетом для РФ является отход от биполярного мира и переход к многополярному.
В современных условиях кроме США, которые сохраняют приоритетное влияние в мире, постоянно набирают силу 2 центра: страны Юго-Восточной Азии (Китай, Япония) и ЕС.
Важнейшим политическим интересом для РФ свертывание преимуществ сверхдержав. РФ сократило значительное количество средств массового поражения, сил вооружения и за последние 10 лет ничего не приняло на вооружение.
Россия является сторонницей поддержания устойчивых дипломатических отношений со всеми государствами мира и осуществления последовательных шагов на поддержание мира и стабильности на континенте.
Не менее важным и тесно связанным с первым является подъем экономический. В решении этой проблемы стране необходимо внедрять концепцию «просвещенного эгоизма». Это направление средств прежде всего на собственное развитие, на повышение уровня жизни своего народа. Государство должно отказаться от благотворительности и помощи другим странам, не списывать им долги, не давать в долг и отстаивать собственные интересы в экономических отношениях с другими государствами. Во взаимоотношениях со всеми странами РФ исходит из принципа обеспечения каждой стране равной и всеобъемлющей безопасности. Во взаимоотношениях со странами Западной Европы РФ исходит из того, что архитектура безопасности этих стран должна создаваться не на основе НАТО, на основе ОБСЕ. ОБСЕ является единственным европейским международным сообществом выражающим интересы всех ее участников. Выводы РФ в связи с агрессией стран НАТО на Югославию:
1. агрессия НАТО на Югославию принципиально изменила военно-политическую обстановку в мире, продемонстрировав готовность стран НАТО и впредь действовать с позиции силы
2. НАТО под видом миротворческой операции в Югославии ввел туда войска и занял важный стратегический плацдарм
3. для национальной безопасности РФ агрессия НАТО стала «моментом истины», потому что от нового политического мышления (провозгласил Горбачев) и принципа равной безопасности (Ельцин) не осталось и следа
4. США пытаются и добиваются за счет разногласий между партнерами по НАТО недопустить возникновения конкурентоспособной объединенной Европы , реального конкурента США в финансово-экономических и политических отношениях
Политология как наука, ее предмет и место в современном обществознании..
Политология представляет собой совокупность знаний о политике и организации политической мысли.
Политология бывает 2-х видов. Теоретическая изучает сущность политики, ее природу, ее роль для человека и общества, взаимодействие между социальными отраслями, классами, личностями, обществом и гос-вом.
Прикладная полит-ия иллюстрирует частные политич. проблемы, формирует знания, необходимые для решения актуальных проблем жизни общества, имеющих практический характер.
Политологию следует рассматривать как науку и учебную дисциплину. Как наука она возникла и развивалась с развитием гос-ва. Как учеб. дисциплина она стала изучаться в средних и высших учебных заведениях гораздо позже. Кафедра политологии возникла в Колумбийском университете в США в 1857 году. В России П-ю стали изучать с 1987г.
Политология – это полит. история, полит институты (полит партии, общественно – полит движения, группы интересов и группы давления), полит системы, полит процессы и управление ими, теория полит систем.
Предмет П-ии – отношение между соц. группами, партиями и движениями по поводу завоевания, удержания и использования гос. власти. Объектом является – гос-во, власть и властные отношения. Объектом является политика, политическая сфера жизни общества.
Политология – это наука о политике во всех ее аспектах: институциональном, социологическом, культурологическом, географическом и т.д.
Главная цель политологии, как научной дисциплины, - исследование структуры и функционирования политических систем.
Политика – отношения, возникающие между различными социальными группами по поводу государственной власти.
Политология представляет собой целостную, логически стройную совокупность знаний о политике и организации политической жизни. Политология - термин, образовавшийся из двух греческих слов и буквально означает "политическая наука".
Политология занимается изучением интересов больших социальных групп (изучение субъектов политики; изучение связей между субъектами политики; изучение закономерностей взаимодействия субъектов; изучение теорий, которые описывают всю систему в целом).
Политология содержит четыре элемента: политическую философию (или политическую теорию); учение о политических институтах; политическую социологию; международную политику.
Предметом политологии являются закономерности, тенденции и проблемы политики и власти: структурные, институциональные и функциональные.
Понимание природы и специфич. свойств политики неизбежно предполагает осознание ее связей с др. сферами общественной жизни. Испытывая влияние экономики, морали, права, худ. культуры, политика и сама оказывает на них определенное воздействие, обретая при этом новые свойства и качества.
Политическую науку можно рассматривать как интегративную область знаний, собирающую под свои знамена все дисциплины, кот. в той или иной мере исследуют разнообразные предметные грани политич. мира.
Политика, рассмотренная в качестве органической составной части всей совокупности соц., природных и космических явлений, изучается политической философией.
Связи политики со сферой космоса изучаются и описываются политической астрологией, пытающейся установить зависимость политич. явлений и изменений (в поведении масс, стиле лидерства и др.) от расположения небесных светил, изменения солнечной активности, звездных катастроф и т.д.
Политика в ее взаимоотношениях с природой описывается целой группой наук – политической географией, политической экологией, биополитикой, геоурбанистикой и др.
Политику как составную часть социума, разновидность общественных отношений исследует политическая социология, кот. изучает воздействия разнообразных соц. структур на политич. жизнь, а также обратное влияние норм и институтов власти на общественные отношения.
Взаимосвязи политики с экономикой, правом, моралью изучаются соответствующими дисциплинами: политической экономией, политико-правовой теорией, политической этикой и т.д.
В рамках политологии формируется целый круг дисциплин, занятых сравнительным исследованием политич. систем (сравнительная политология), механизмов формирования политики (теория гос. управления, принятия решений) и политич. изменений (политич. конфликтология). Взятая же в своем временном протяжении и рассматриваемая в качестве хронологической последовательности событий, политика является уже предметом политической истории
Политология, безусловно, обладает явным приоритетом, т.к. изучает не только внутреннее строение политики, но и дает ее целостную интерпретацию, интегрируя все наиболее значимые рез-ты исследований других субдисциплин.
Политология отождествляется с политической социологией, так как они имеют один и тот же объект (общество, социально-политические явления) и используют одинаковый подход. Политическая социология или политическая наука (политология) - это отрасль общественных наук, изучающая феномен власти.
Политология – общая теория политики. Она изучает политику как целое, как социальное явление, не ограничиваясь рассмотрением отдельных аспектов политики или анализом политики в ряду других, неполитических объектов. Данный взгляд на политологию исходит из того, что стремление к власти, борьба за власть и ее удержание и есть политика.
Политология– это наука о тенденциях развития систем политической сферы, о механизмах действия и формах проявления этих тенденций в полит деят-ти партий, лидеров, социальных групп, классов, наций в целом.
Объект – политика, политическая жизнь общества
Предмет – закономерности становления и функционирования полит власти
Функции политологии:
1. Познавательная (изучение политических учений)
2. Управленческая (принятие политических решений)
3. Воспитательная
4. Прогностическая (вывод закономерностей)
Особенность П – трудность в объективности.