Предмет истории как науки и ее место в современном обществознании. Современная методология истории.

Предмет истории как науки и ее место в современном обществознании. Современная методология истории.

История – это 1. Процесс развития природы и человека. 2. Система наук изучающих прошлое природы и общества.

История как единый процесс эволюции природы и общества изучается совокупностью общественных наук с привлечением данных естественных и технических наук. Для истории объектом изучения является вся совокупность фактов, характеризующих жизнь общества и в прошлом и в настоящем. Предметом истории является изучение человеческого общества как единого противоречивого процесса. Историческая наука включает в себя всеобщую(всемирную) историю, в рамках которой изучается происхождение человека (этногенез), а также историю отдельных стран и народов, и цивилизаций ( отечественная история) с древнейших времен до наших дней. При этом учитывается ее деление на историю первобытного общества, древнюю, средневековую. Новую и новейшую. История – наука многоотраслевая, она слагается из целого ряда самостоятельных отраслей исторического знания. История – наука конкретная, требующая точного знания хронологии, фактов, событий, дат. Она тесно связана с другими науками, но в отличие от них рассматривает процесс развития общества в целом, анализирует всю совокупность явлений общественной жизни, все ее стороны, их взаимосвязи и взаимообусловленность. В тоже время каждая из этих наук прошла свою историю. На стыке и исторических других наук создаются междисциплинарные науки, историческая география. По обширности объекта изучения история может подразделяться на следующие группы: история мира в целом; история какого-либо контингента, региона; народа; группы народов.

Сложность исторического развития человечества, многообразие мировоззренческих позиций ученых привели к разработке широкой совокупности философских подходов к истории: религиозный; естественно-научный; социально-экономический(формационный К.Маркс, Энгельс) ; культурно-исторический.

Основные научные принципы: принцип историзма; принцип объективности; принцип социального подхода; принцип альтернативности.

Методы исследования: общенаучные( исторический, логический, классификация) , собственно исторические, специальные(заимствованные у других наук).

Методологические положения: отечественная история является неотъемлемой частью всемирной истории. В изучении курса истории необходимо сочетание цивилизационного подхода с формационными характеристиками. Россия представляет собой цивилизационный регион, самобытное развитие которого определяется природно-климатическими, геополитическими, религиозными факторами. На своеобразие России оказало влияние ее пограничное положение между Европой и Азией, обусловившее противоречивое воздействие на Россию Запада и востока.

По мнению современных исследователей, путь российской истории представляет не «отставание» и не «задержку» развития, а просто другое, самобытное развитие, ведущее к творческому синтезу общего и специфического, внутреннего и внешнего, собственно и зарубежного опыта.

Задача преподавания истории в современных условиях – показать действительную историю во всех ее сложностях и противоречиях, с ее светлыми и трагическими сторонами, соблюдая объективность и историческую правду. Такой подход может исправить ошибки прошлого, даст подлинное представление об исторических явлениях и событиях.

Четыре истины: история едина; история современна; история конкретна; история – это интересно.

Образование древнерусского государства и особенности его устройства.

Древнерусское гос-во образовалось в результате распада родоплеменных связей и развития нового способа произв-ва. Оно складывается в процессе развития феодальных отношений, возникновения классовых противоречий и принуждения. Среди славян постепенно формировался господствующий слой, основой которого являлась военная знать киевских князей – дружины. Уже в 9в., укрепляя позиции своих князей, дружинники прочно заняли ведущие позиции в обществе.

Именно в 9в. В Восточной Европе сформировались два этнополитических объединения, которые в итоге и стали основой гос-ва. Оно сложилось в рез-те объединения полян с центром в Киеве.

Славяне, кривичи и финоязычные племена объединились в районе озера Ильмень (центр – в г. Новгороде). В середине 9в. Этим объединением стал править выходец из Скандинавии Рюрик (862-879)

В 9 в. Русь воспринималась как этнографическое образование на территории полян и северян. Рюрик, взявший на себя управление Новгородом, послал свою дружину во главе с Аскольдом и Диром править Киевом. Преемник Рюрика, варяжский князь Олег (879-912), завладевший Смоленском и Лобечем, подчинил своей власти кривичей, в 882 г. обманным путём выманил из Киева и убил Аскольда и Дира. Захватив Киев, он сумел объединить силой своей власти два важнейших центра восточных славян – Киев и Новгород. Олег подчинил себе северян и радимичей.

В 907 г. Олег, собрав огромное войско из славян и финнов, предпринял поход на Царьград ( Константинополь), столицу Византийской империи. Русская дружина опустошила окрестности города и вынудила греков просить Олега о мире и заплатить огромную дань. Результатом этого похода стали очень выгодные для Руси мирные договоры с Византией заключенные в 907 и 911 гг.

Олег умер в 912 г., и его приемником стал Игорь (912-945), сын Рюрика. В 941 г. Он совершил поход на Византию, нарушивший прежний договор. Войско Игоря разграбило берега Малой Азии, но потерпело поражение в морской битве. Тогда в 945 гю в союзе с печенегами он принимает новый поход на Константинополь и вынуждает греков вновь заключить мирный договор. В 945 г. при попытке собрать повторную дань с древлян Игорь был убит.

Вдова Игоря княгиня Ольга (945-957) правила за малолетством сына Святослава. Она жестоко отомстила за убийство мужа, разорив земли древлян. Ольга упорядочила размеры и места сбора дани. В 955 году она посетила Константинополь и крестилась в православие.

Святослав (967-972) – самый храбрый и влиятельный из князей, подчинивший своей власти вятичей. В 965 г. он нанёс ряд тяжёлых поражений хазарам. Святослав победил северокавказские племена, а также волжских болгар и разграбил их столицу Булгар. Византийское правительство искало с ним союза для борьбы с внешними врагами.

Центром образования древнерусского гос-ва стали Киев и Новгород. Вокруг них объединились северные восточнославянские племена, северные и южные. В 9в. Обе эти группы объединились в единое древнерусское гос-во, вошедшее в историю как Русь.

Особенностями развития Древнерусского гос-ва являются:

1) Переход от язычества к христианству

В 998 г. Владимир (в народе Красно Солнышко) принял христианство в православном варианте. Предпочтение православия объясняется тем, что Римская католическая церковь ограничивала богослужения только латынью, а Константинопольская церковь давала возможность использования в служениях русский язык.

Одной из причин выбора православия стаи политические претензии римской церкви и её возвышения над светской властью, чего боялись русские князья. Восточная же церковь строила свою религию над взаимодействием религиозной и светской власти, поддерживая светскую власть своим авторитетом.

2) Политический строй – К 10 в. в руках великого князя была сосредоточена вся полнота законодательной, исполнительной, судебной и военной власти.

Постепенно племенные сходки превратились в вечевые собрания. Другое время их роль была незначительна, но в 9в. с началом раздробленности она резко возросла.

Русь в 9-12 вв. представляла собой федерацию городов государство главе с великим киевским князем.

К середине 12 в. за вече сохранилась лишь функция комплектования народного ополчения.

Древнерусское общество формировалось по мере укрепления государственности. Первый свод законов доросший до наших дней, - «Русская Правда», составленная во времена княжения Ярослава Мудрого на основе ещё более древнего свода законов.

Закон не признавал телесных наказаний и пыток, а смертная казнь выносилась в исключительных случаях. Применялась практика денежных штрафов. «Русская Правда» пополнялась новыми статьями во времена правления Ярославичей (вторая половина 11 в.) и Владимира Мономаха (1113-125 гг.).

3) Борьба с кочевниками

4) Феодальная раздробленность Руси, междоусобицы.

Исторический выбор в условиях политической раздробленности: Северо-западные(новгородская и псковская боярские республики), западно-русские(галицко-волынское,киевское,черниговское княжество)земли, северо-восточные земли ( владимиро-суздальское княжество).

3 основных центра сложилось – это Северо-западные(новгородская и псковская боярские республики), западно-русские (галицко-волынское,киевское,черниговское княжество) земли; и северо-восточные земли ( владимиро-суздальское княжество). Каждый из этих центров развивался по своему и это возможный дальнейший вариант развития российского государства.

В 12-14 вв каждая из этих земель могла в перспективе стать центром нового государства.

Начиная с 40х годов 12 века в Европе становится Великое княжество Литовское. Русские земли вошли в его состав и получили название Белая Русь (Беларусия) они составляли ¾ всего государства и к 14 веку все говорили на русском языке. Но Литовцы приняли католичество и тогда борьба произошла между православными и католиками. С точки зрения характера и темпов развития Северо-восточное начал процесс формирования нового государства.

«альтернативы общественного развития Древней Руси в XII – первой половине XIII вв.»

Юго-западные русские земли Червонная Русь:(Черниговское и Северское княжества и др.),Галицко-Волынское княжество между реками Днепр и Прут,Карпаты обилие плодородных земель 1) старинный центр русского пашенного земледелия 2) развитие добычи каменной соли и снабжение ею территории Южной руси 3) активная внешняя торговля и рост городов 4) борьба за главенство на руси и овладение киевом
Северо-западные русские земли Великий Новгород и Псков От Балтики до Уральских гор от белого моря до междуречья Волги и Оки , малое плодородие земли и суровые климатические условия 1) Ведущие отрасли хозяйства – торговля и ремесло 2) слабое развитие земледелия Кочевники не доходили до здешних мест, что благоприятствовало развитию края Особое государственно-управленческое устройство Новгорода, княжеская власть была временная с1136 года в Новгороде к власти окончательно пришла городская аристократия, город стал своеобразной аристократической республикой.
Северо-восточные русские земли Владимиро-Суздальское, Ростовское , Рязанское княжества. междуречье Оки и Волги ,Клязмы. Сотни километовзаливных лугов,густые леса, широкие спокойно текущие реки, глубокие полноводные озера, умеренный климат, 1) основная отрасль хозяйства - земледелие вследствие обилия плодородных земель,пригодных для растениеводства; 2) постоянный приток населения в поисках защиты от набегов кочевников и нормальных условий для ведения хозяйства; 3) нахождение княжества на пересечении торговых путей (по рекам Ока и Волга); 4) Быстрый рост городов неограниченный характер власти князя и совещательные полномочия вече .

Первая буржуазно-демократическая революция в России (1905-1907 гг.) и ее роль в решении проблем модернизации. Особенности складывания многопартийной системы в россии. Возникновение российского парламентаризма.

Обилие и острота противоречий в России, застой и безынициативность правительственной политики, усугубление поражением в войне с Японией, привели в 1905 г. к революции. По своему характеру революция 1905-1907 гг. была буржуазно-демократической, т.к. она ставила задачи бурж.-демокр. преобразования страны: свержения самодержавия и установления демокр. республики, ликвидации сословного строя и помещичьего землевладения, иначе говоря, револ. ликвидации феодально-крепостнических пережитков. По существу именно сохранение этих пережитков явилось основной социально-политической причиной революции. Причины: аграрно-крестьянский вопрос (малоземелье крестьян, помещичье землевладение), нац. вопрос (57% населения России составляли нерусские народы). Руководящей социальной силой в революции был пролетариат, и полит. стачка, характерная для пролетариата, явилась осн. средством револ. борьбы. В революции активное участие принимали мелкобуржуазные слои города и деревни, а также представлявшие их политические партии. Это была народная революция.

3 января 1905 – стачка на Путиловском заводе в Петербурге. Рабочие потребовали повышения з/п, отмены обяз. сверхурочных работ, 8-ми часового рабочего дня. Решили устроить мирное шествие к царю для подачи петиции о нуждах рабочих. По настоянию социал-демократов помимо экон. требований в петицию были включены и полит.: амнистия полит. заключенным, неприкосновенность личности, свобода слова, печати, собраний и др.

Власти были заранее осведомлены о готовившемся шествии и приняли меры военного подавления “беспорядков”. Город был поделен на военные участки. Войска приняли полную готовность. Утром 9 января 140-тысячная толпа мужчин, женщин, стариков и детей, возглавляемая Георгием Гапоном, с иконами и портретами царя двинулась к Зимнему дворцу. Раздалась команда открыть огонь по толпе…Расстрелы происходили и в других частях города. Всего (неофициальным данным) было убито свыше 1200 человек, более 2000 ранено. День 9 января вошел в историю как “кровавое воскресенье”.

Расстрел в столице всколыхнул всю страну: в Петербурге, Москве, Прибалтике стала нарастать волна забастовок, полит. митингов, демонстраций.

Апогея революция достигла в октябре-декабре 1905 г., центр событий переместился в Москву. На несколько дней встали заводы, фабрики, железные дороги, закрылись магазины, перестали выходить газеты. Бастовали не только рабочие, но и студенты, аптекари, чиновники. На улицах – огромные митинги, демонстрации с требованием политических свобод, установления республики, созыва Учредительного собрания. Эта смута показала властям, что пришло время перемен. 17 октября 1905 года появился Манифест, даровавший России общественные свободы – неприкосновенность личности, свободу слова, собраний, союзов – и законодательную Думу. Власть исполн., правительственная, оставалась в руках царя. 3 ноября было объявлено об отмене выкуп. платежей с крестьян. Манифест 1905 года стал рубежом револ. событий. НО нововведение не удовлетворило потребностей радикалов, и в декабре 1905 г. в Москве вспыхнули столкновения рабочих с полицией, забастовка переросла в вооруженное восстание. Это высшая точка развития революции. Городские власти были блокированы повстанцами, но из Петербурга прибыл гвардейский Семеновский полк, который и подавил восстание.

Итоги: соц. и полит. строй обновился: исчезла цензура, появились представительство, партии, профсоюзы. Заметно улучшилось пол-е народа: крестьяне перестали платить выкупные платежи, выросла заработная плата промышл. рабочих, рабочий день сократился до 9-10 часов.

Хотя революция и потерпела поражение, она явилась серьезной школой револ. борьбы, потрясла основы российского самодержавия. Революция 1905-1907 гг. повлияла на проведение антифеод. революций в 1907-1913 гг. в Турции, Иране, Китае.

Советское государство в первой половине 20х годов 20века. Новая экономическая политика (НЕП). Образование СССР.

К 1921 г. промышл. произв-во сокр. в 7 раз, а продукция с/х – почти наполовину. Пол-ка продразверстки вела к уменьшению посевных площадей, вызвала после окончания гражд. войны массовое возмущение крестьян. Пол-е осложнялось топливным и продовольственным кризисом (остановились заводы в Петрограде, уменьшились хлебные пайки), проблемой демобилизованных (отсутствием жилья и работы), волнениями рабочих в Москве и Петрограде с требованием свободы торговли. Заколебалась армия. В марте 1921 г. на Х съезде РКП (б) было принято 2 важн. решения: о замене продразверстки натур. налогом и о единстве партии. Эти две резолюции отраж. внутр. противоречивость новой экон. политики, переход к кот. означ. решения съезда. Теперь землевладельцу устанавливали натур. налог в завис-ти от кол-ва земли. Остальной продукцией производитель мог распоряжаться сам. Введ. нэпа не было единовременной мерой, а представляло процесс, растянутый на несколько лет.

Постеп. формир. осн. эл-ты нэпа : продналог (до1925 г. в натуральной форме), свобода торговли, разрешение аренды и открытие небольших частных предприятий, найм рабочей силы, отмена карточной системы и уравнительного распределения, платность всех услуг, привлечение иностр. капитала путем предоставления концессий, перевод пром-ти на полный хозрасчет и самоокупаемость. Вместо главков – гос. структур – создавались тресты, отвечавшие за рез-ты деят-ти своим имуществом.

Но нэп был не только экон. пол-кой. Это – комплекс мер экон., полит., идеологич. характера. В этот период была выдвинута идея гражд. мира, разработаны Кодекс законов о труде, Уголовный кодекс, несколько ограничены полномочия ВЧК, объявлена амнистия белой эмиграции и т. п. Стремление привлечь на свою сторону специалистов, необх. для экон. прогресса (повышение зарплаты технич. интеллигенции, создание условий для творч. работы), сочеталось одновр. с подавлением тех, кто мог представлять опасность для господства Коммунистической партии (репрессии по отношению к служителям церкви в 1921-1922 гг.).

Часто спорят о последних письмах и статьях Ленина, продиктованных им в декабре 1922-марте 1923 гг. Если одни видят здесь “коренную перемену взглядов на социализм, то др. не находят ничего принципиально нового. У вождя не было законч. плана, а лишь наброски новых подходов. Ленин главное видел в росте цивилизованности, культуры, развитии кооперации, разл. ее форм на добровольной основе.

Положит. были поиски в эти годы форм нац. государственности: нац.-территор. (Украинская, Белорусская республики и т. д.), территориальный (Горская, Крымская республики), федеративный (Закавказская федерация). По предложению Ленина 6 октября 1922 г. ЦК РКП (б) одобрил проект Федеративного договора, по кот. всем республикам гарантир. равные права внутри образуемого СССР, теоретически предоставлялось право своб. выхода из Союза. 30 декабря 1922 г. в день открытия 1 съезда Советов СССР, принявшего реш. об образовании СССР, уже парализованный Ленин продиктовал письмо “К вопросу о национальностях или об “автономизации””. Здесь он изложил свое понимание интернационализма, подчеркивал необх-ть сохр-я и укрепл. СССР.

Образ-е СССР 30 декабря 1922 г. произошло в составе 4-х республик: РСФСР, Украины, Белоруссии и Закавказской Федерации. В январе 1924 г. была принята Конституция СССР. Высшим законод. органом согл. ей был съезд Советов СССР. Он избир. на основе непрямого избир. права депутатами губернских и республиканских Советов. При этом права голоса лишались т.н. “нетрудовые элементы”, выборы не были тайными, провод. на собраниях трудовых коллективах.

М/у съездами Советов три раза в год собирался ЦИК. Он состоял из двух законод. палат: Совета Союза и Совета Национальностей. ЦИК избирал Президиум ЦИК и назначал СНК (исполн. и административный орган с рядом законод. ф-ций).

Т.о., нэп в целом включала админ.-рыночную сис-му хоз-ва при гос. собств-ти на крупную и значит. часть сред. пром-ти, транспорт, банки, с неэквивалентным обменом с деревней и авторитарным полит. режимом

Авторитаризм отличается строго иерархической структурой власти, не допускающей никакой полит. оппозиции, при наличии однако в экономике разл. форм собств-ти. Отсюда внутр. противоречивость авторитарных режимов, кот. приводит к тому, что их развитие ведет либо к постеп. демократизации полит. сферы и правовому общ-ву, либо происх. огосударствление экономики с дальнейшим ужесточением контроля со стороны гос-ва над политикой, идеологией и личной жизнью граждан, в результате чего складывается тоталитарное общество.

Все “новшества” нэпа потребовали отмены принудит. труда и вв. рынка рабочей силы, реформирования сис-мы з/п (была введена тарифная система оплаты труда). Была проведена денежная реформа, итогом кот. стало вв. в стране твердой денежной единицы, обеспеченной золотом, - “золотого червонца”, кот. высоко ценился на мировом валютном рынке.

Наиболее быстро приспос. к нэпу мелкая пром-ть, розничная торговля и деревня. Более медленными темпами шло восст-е тяжелой пром-ти. После страшной засухи 1921 г. и голодного 1922 г. с/х стало постеп. увел. свои объемы.

Вв. нэпа вызвало изм-е соц. структуры и образа жизни людей. Олицетворением новой экон. пол-ки были яркие, социально-разнородные типы: красные наркомы, директора.

Формирование однопартийной полит. сис-мы

Резолюция “О единстве партии” запрещала создание в РКП (б) фракций или групп, имеющих отличную от партийного руководства точку зрения. Введя единомыслие в своих рядах, большевистское руководство принялось за своих полит. оппонентов. В декабре 1921 г. по предл. Дзержинского ЦК ВКП(б) принял решение провести открытый судебный процесс над эсерами. Суд состоялся в июне-августе 1922 г. трибунал ВЦИК обвинил арестованных в орг-и заговоров с целью свержения сов. власти, в контрреволюционной пропаганде и агитации.

В июне 1923 г. была разработана секретная инструкция “ О мерах борьбы с меньшевиками”, в которой ставилась задача разбить партию меньшевиков. Полит. оппозиция вне большевистской партии прекратила свое существование.

Индустриализация (инд-я)

Проблемы инд-и в качестве первоочер. задачи развития сов. экономики б. поставлены в конце 1925г. тогда же б. определены и ее осн. цели:

· ликвидация технико-экон. отсталости страны;

· достижение экон. незав-ти;

· создание мощной оборонной пром-ти;

· первоочередное развитие базовых отраслей пром-ти (топливной, металлургич., химич., машиностр-я).

Вып-е этих задач тормозилось отсутствием необх. матер. и фин. ср-в, что вынуждало руководство идти по пути все большей централизации распред-я уже имевшихся в стране ресурсов. В 1927 г. сов. экономисты прист. к разработке первого пятилетнего плана, кот. д. б. предусмотреть комплексное разв. всех районов и использ-е всех ресурсов для инд-и страны. Когда этот план б. составлен, Сталин сам исправил его, подняв все плановые показатели на головокружительную высоту. Для вып-я сталинских планов треб. огромное кол-во рабочей силы. В короткий срок б. ликвидир. безработица.

Из страны интенсивно вывозилось сырье, продовольствие – хлеб, масло, сахар, потребление кот. населением было резко ограничено. Вывозили нефть, золото, лес, распродавались сокровища русских музеев.

И хотя задания первой пятилетки не были вып., в 1928-1932 гг. сделан значит. шаг в обл-ти инд-и. Произв-во продукции тяж. пром-ти выросло за пятилетие в 2,8 раза, машиностроения – в 4 раза. Вступили в строй Днепрогэс, Магнитогорский и Кузнецкий металлург. комбинаты, крупные угольные шахты в Донбассе и Кузбассе.

Выполнение второго пятилетнего плана (1933-1937 гг.) превратило страну из аграрной в мощную индустр. державу, экономически независ. от др. стран. Свыше 80 % всей промышл. продукции дали вновь построенные или реконструир. предприятия, число кот. пополнилось Уральским и Краматорским заводами тяж. машиностр-я, Челябинским тракторным и Уральским вагоностроительным заводами.

Коллективизация

Осущ-е инд-и требовало коренной перестройки аграр. сектора. В зап. странах аграр. револ-я, т. е. сис-ма совершенствования с/х произв-ва, предшеств. революции промышленной, а потому в целом б. легче снабжать продуктами городское насел-е. У нас в стране оба эти процесса приходилось осущ. одновр. При этом деревня рассматривалась не только как источник продовольствия, но и как важнейший канал пополнения фин. ресурсов для нужд инд-и. В конце декабря 1929 г. Сталин объявил о конце нэпа и переходе к политике “ликвидации кулачества как класса”.

Раскулачивание

В деревне происходили 2 взаимосв. насильственных процесса: созд-е колхозов и раскулачивание. Ликвидация кулацких хозяйств имела своей целью прежде всего обесп-е коллект. хоз-вам матер. базы.

Ликвид-я кулаков, лишая деревню наиб. предприимчивых, наиболее независ. крестьян, подрывала дух сопротивления. Кулаков выселяли с семьями, грудными детьми, стариками. Власти не дали точного опред-я, кого считать кулаками. В общепринятом смысле кулаком считался тот, кто использовал наемный труд, но в кулаки могли зачислить и тех, кто имел две коровы, две лошади, или хороший дом.

“Головокружение от успехов”

Во многих районах, особ. на Украине, Кавказе и Средней Азии, крестьянство оказ. сопротивление массовому раскулачиванию. Для подавления крест. волнений были привлечены регулярные части Красной Армии. Но чаще всего крестьяне примен. пассивные формы протеста: отказ. от вступления в колхозы, уничтожали в знак протеста скот, инвентарь. Истребление скота, разорение деревни, полная дезорганизация работы колхозов привели в 1932-1933 гг. к невиданному голоду. В значит. степени он б. спровоцирован политикой властей. Рук-во страны, пытаясь скрыть масштабы трагедии, запретило упоминать о нем в любых СМИ. Несмотря на масштабы голода, за границу было вывезено 18 млн. центнеров зерна для получ. валюты на нужды инд-и.

К весне 1930 г. Сталину становится ясно, что безумная гонка в колхозы, начатая по его призыву, грозит катастрофой. Недовольство стало проникать в армию. И Сталин делает хорошо рассчитанный шаг. 2 марта в “Правде” была опубл. статья “Головокружение от успехов”. Всю вину за создавшееся пол-е он возложил на исполнителей, местных работников, заявив, что “нельзя насаждать колхозы силой”. После этой статьи Сталин стал восприн. большинством крестьян как народный заступник. Но шаг назад б. сделан лишь для того, чтобы тут же совершить десяток шагов вперед.

Политика сплошной коллективизации привела к катастрофич. рез-там: за 1929-1934 гг. валовое произв-во зерна сокр. на 10 % ,поголовье крупного рогатого скота и лошадей сокр. на 1/3. Централизация всех внутр. источников позволила в необычайно короткие сроки достичь невиданных рез-тов в области промышл. производства. Темпы роста тяж. пром-ти были в 2-3 раза выше, чем перед первой мировой войной. Сокр. отставание от развитых капитал. стран по производству промышл. продукции на душу населения. По ряду направлений было преодолено качественное отставание сов. пром-ти. СССР стал одной из стран, способных производить любой вид промышл. продукции и обходиться без импорта существенно необх. товаров. Созданный в 30-еще годы экон. потенциал позволил накануне и в годы войны развернуть многоотраслевой военно-промышл. комплекс, продукция кот. по многим параметрам превосходила лучшие мировые образцы. Но скачок в развитии тяж. пром-ти был куплен ценой отставания др. отраслей экономики, прежде всего легкой пром-ти и аграр. сектора; сверхцентрализация экон. жизни; предельного ограничения производителя гос-ву; все более широкого применения мер внеэкон. принуждения. В стране утвердилась командно-мобилизационная хозяйственная модель, являющаяся экон. основой тоталитарного режима.

Что такое тоталитаризм?

Под тоталитарным режимом обычно подразумевают полит. строй, при кот. гос. власть в обществе сосред. в руках какой-либо одной группы, уничтожившей в стране демокр. свободы и возможность появления полит. оппозиции. При таком режиме правящая группа полностью подчиняет жизнь общества своим интересам и сохраняет власть благодаря насилию, массовым репрессиям, духовному порабощению населения.

Под тоталитарным гос-вом понимают такую форму гос-ва, кот. хар-ся полным (тотальным) контролем со стор. органов гос. власти над всеми сферами жизни общ-ва, фактич. ликвидацией констит. прав и свобод.

Понятие “тоталитарная система” включает сл. эл-ты:

· насильственное устан-е однопартийной сис-мы;

· уничтожение оппозиции внутри самой правящей партии;

· “захват гос-ва партией”, т. е. полное сращивание партийного и гос. аппарата, превращение гос. машины в орудие партии;

· ликвидация сис-мы разделения законод., исп. и судеб. властей;

· уничтожение гражданских свобод;

· построение сис-мы всеохватывающих массовых орг-й, с помощью кот. партия обесп. контроль над общ-вом;

· унификация всей обществ. жизни;

· авторитарный способ мышления;

· культ национ. вождя;

· массовые репрессии.

Именно такая сис-ма, окрашенная нац. и идеологич. российской спецификой, сложилась в СССР к середине 30-х годов.

СССР в годы ВОВ (1941-1945)

Великая Отечественная война

Официальным началом войны на Западе относят 1 сентября 1939г. – нападение Германии на Польшу.

Причины: стремление Германии установить мировое господство, уничтожить социализм в России и славянские народы.

История войны в России вкл. 3 периода:

Начальный – 22 июня 1941г.-18 ноября 1942г.: операция под Ельней, битва под Москвой, когда гитлеровцы впервые потерпели сильное поражение.

Период коренного перелома в ходе войны – 19 ноября 1942г.-конец 1943г.: Сталинградская битва, сражение на Орловско-Курской дуге, танковое сражение под Прохоровкой и начало изгнания фашистских войск.

Конец 1943г.-9 мая 1945г. – период полного изгнания фашистских захватчиков с сов. территории, освоб-е стран вост. Европы и завершение разгрома фашистской Германии: операция “Багратион” в Белоруссии, Берлинская операция.

Основные источники победы: героизм, сплоченность народных масс, морально-полит. единство сов. общ-ва; окрепшая в войне сила Сов. армии, возросшее военное искусство ее полководцев и командиров; героическая борьба партизанских соединений и подполья; единство фронта и тыла; чувство патриотизма и гос. самосохранения народов; быстрая перестройка руководства народным хоз-вом и военными действиями, возм-ть централизованной директивной экономики, большие природные и людские ресурсы.

Завершающий этап ВОВ и второй мировой войны. Источники и значение победы антигитлеровской коалиции.

В 1944 г. перед красной армии стояла задача изгнания советских оккупантов из СССР и оказания помощи народам Европы. В январе 1944 г. окончательно ликвидирована 900-дневная блокада Ленинграда. Весной 44 г. в ходе Кор-Сунь Шевченковской операции были освобождены правобережная Украина, часть Молдавии. В начале мая освобожден Крым. 6 июня 44 г. в Нормандии высадкой союзников был открыт второй фронт. Летом 44 г. в ходе операции “Багратион” противник был выбит из Белоруссии, Латвии, Польши, Части Литвы. В июле–августе, в результате Львовско-Сандомировской операции освобождены западные районы Украины, восточный район Польши, уничтожено 8 дивизий противника. К концу августа 44 г. красная армия разгромила немецкую группировку “Южная Украина” (22 дивизии), освободив всю Молдавию и часть Румынии. Прибалтийская операция в сентябре–ноябре завершила освобождение Прибалтики (кроме Курляндии). В октябре враг покинул Заполярье, и советские войска вступили в Норвегию. К началу 45 г. почти вся территория СССР была освобождена от врага. В 45 г. началась освободительная миссия красной армии в Европе. В ходе операции советские войска освободили всю Польшу, Румынию, Венгрию, Чехословакию, Болгарию, Югославию. С 16 апреля по 2 мая 45 г. проходила Берлинская операция, в которой руководил Жуков. 8 мая 45 г. Германия подписала акт о безоговорочной капитуляции. В Европе война завершилась, но, выполняя свои союзнические обязанности СССР 8 августа объявила войну Японии. 6 и 9 августа 45 г. США сбросили атомную бомбу на Хиросиму и Нагасаки. Военные действия развернулись в Северном Китае, Корее, на юге Сахалина и на Курильских остовах. Мощное наступление красной армии заставило Японию признать поражение и 2 сентября подписать акт о капитуляции. 2-ая мировая война завершилась. За 41-45 гг. красная армия осуществила 50 стратегических операций. СССР потерял более 29 млн. человек, из которых 8,5 млн. человек погибли на поле боя. Более 11 тыс. человек стали героями советского союза, среди них 20 из Орехово-Зуева. Это Суздальский, Галочкин, Иванов, Лопатин. Героизм, морально-политическое единство армии, полководческое искусство военноначальников (Жуков, Василевский, Рокоссовский), единство фронта и тыла, героическая борьба граждан стали главными источниками победы. Красная армия освободила от фашизма не только СССР, но и народы Европы.

Предмет истории как науки и ее место в современном обществознании. Современная методология истории.

История – это 1. Процесс развития природы и человека. 2. Система наук изучающих прошлое природы и общества.

История как единый процесс эволюции природы и общества изучается совокупностью общественных наук с привлечением данных естественных и технических наук. Для истории объектом изучения является вся совокупность фактов, характеризующих жизнь общества и в прошлом и в настоящем. Предметом истории является изучение человеческого общества как единого противоречивого процесса. Историческая наука включает в себя всеобщую(всемирную) историю, в рамках которой изучается происхождение человека (этногенез), а также историю отдельных стран и народов, и цивилизаций ( отечественная история) с древнейших времен до наших дней. При этом учитывается ее деление на историю первобытного общества, древнюю, средневековую. Новую и новейшую. История – наука многоотраслевая, она слагается из целого ряда самостоятельных отраслей исторического знания. История – наука конкретная, требующая точного знания хронологии, фактов, событий, дат. Она тесно связана с другими науками, но в отличие от них рассматривает процесс развития общества в целом, анализирует всю совокупность явлений общественной жизни, все ее стороны, их взаимосвязи и взаимообусловленность. В тоже время каждая из этих наук прошла свою историю. На стыке и исторических других наук создаются междисциплинарные науки, историческая география. По обширности объекта изучения история может подразделяться на следующие группы: история мира в целом; история какого-либо контингента, региона; народа; группы народов.

Сложность исторического развития человечества, многообразие мировоззренческих позиций ученых привели к разработке широкой совокупности философских подходов к истории: религиозный; естественно-научный; социально-экономический(формационный К.Маркс, Энгельс) ; культурно-исторический.

Основные научные принципы: принцип историзма; принцип объективности; принцип социального подхода; принцип альтернативности.

Методы исследования: общенаучные( исторический, логический, классификация) , собственно исторические, специальные(заимствованные у других наук).

Методологические положения: отечественная история является неотъемлемой частью всемирной истории. В изучении курса истории необходимо сочетание цивилизационного подхода с формационными характеристиками. Россия представляет собой цивилизационный регион, самобытное развитие которого определяется природно-климатическими, геополитическими, религиозными факторами. На своеобразие России оказало влияние ее пограничное положение между Европой и Азией, обусловившее противоречивое воздействие на Россию Запада и востока.

По мнению современных исследователей, путь российской истории представляет не «отставание» и не «задержку» развития, а просто другое, самобытное развитие, ведущее к творческому синтезу общего и специфического, внутреннего и внешнего, собственно и зарубежного опыта.

Задача преподавания истории в современных условиях – показать действительную историю во всех ее сложностях и противоречиях, с ее светлыми и трагическими сторонами, соблюдая объективность и историческую правду. Такой подход может исправить ошибки прошлого, даст подлинное представление об исторических явл

Наши рекомендации