Политология как наука: понятие, предмет, функции, место в системе политических наук.
Политология как наука: понятие, предмет, функции, место в системе политических наук.
Политология – наука о власти, которая определяет сущность политической сферы общества, изучающая политику, политические отношения и системы.
Предметом политологии является изучение закономерностей формирования и развития политической власти, методы и формы ее функционирования.
Функции политологии:
1. Служебно-инструментальные функции:
- нормативные функции (определяют нормы деятельности полит. учреждений и лиц и процедуру выбора и создания полит. организаций);
- функция планирования полит. действий и процессов;
- функция прогнозирования ожидаемых результатов;
- организационная функция (разработка рекомендаций).
2. Познавательные и критические функции:
- теоретический анализ полит. идей, теорий;
- проверка теорий и идей;
- построение теорий соответствующего полит. объекта;
- создание собственной методологии.
Политика: понятие, субъекты, функции, принципы.
Политика – деятельность, направленная на всеобщую организацию общества, согласование интересов отдельных граждан и социальных групп, посредством применения власти как отношение господства и подчинения.
Политика – сфера соперничества за власть со стороны социальных групп и полит. элит.
Политика – деятельность, специально созданных институтов власти, за поддержание общественного порядка.
Субъекты политики – участники полит. процесса, способные действовать свободно и самостоятельно.
Субъекты: иальных групп, посредством применения власти как отношение
1. Непосредственные участники полит. жизни: государство и институты, полит. партии, полит. лидеры.
2. Социальные общности: социально-демографические группы, национальные общности.
3. Группы, которые выделяются в политике: полит. элита, бюрократия.
Функции политики:
- Функция выражения и реализации гласнозначимых интересов различных групп и слоев общества.
- Социализация личности.
- Обеспечение коммуникации.
- Функция созидательной деятельности.
- Управление и руководство общественными процессами, согласование групповых интересов за счет выдвижения общих целей социального развития.
- Рационализация конфликтов и придание межгрупповым отношениям цивилизационного характера.
- Интеграция общества и обеспечение целостности общественной системы.
- Распределение и перераспределение общественных благ с учетом групповых приоритетов в каждый период развития общества.
Принципы политики:
- Компромисс.
- Нравственность.
- Гуманизм.
- Согласие.
- Справедливость.
- Демократизм.
- Целеполагание.
- Законность.
- Научность.
Политика и мораль.
Политика – деятельность, специально созданных институтов власти, за поддержание общественного порядка.
Мораль – нравственность, особая форма общественного сознания и вид общественных отношений; один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм.
Взаимодействие морали и политики разнообразно и многопланово. Политическая борьба неизбежно сопровождается столкновением моральных установок. Политике присущи определенная стратегия и тактика, а также законы, нарушать которые нельзя безнаказанно, и вместе с тем в своих стратегических целях политика содержит моральные ценности, следовательно, внутреннюю моральную ориентацию.
Мораль воздействует на политику через нравственные оценки и ориентации.
Взаимообусловленность этих явлений заключается в том, что политические взгляды определяют становление и реализацию нравственных норм, так же как моральные отношения, нормы способствуют формированию политического сознания. Это значит, что ориентация личности на социальные потребности, выражающаяся в политическом сознании, подкрепляется понятием долга, чести, совести, справедливости, счастья и т.д., то есть приобретают нравственную окраску. В свою очередь, нравственные принципы становятся более действенными, если они осознаны человеком с позиции политики.
Различия между политикой и моралью:
Политика представляет собой деятельность по разрешению социальных конфликтов, затрагивающих все общество и требующих применение власти. Мораль же характеризует ординарные, повседневные отношения между людьми, частным случаем которых являются конфликты, обычно не достигающие политической остроты.
Непосредственным источником политики являются экономические и другие насущные интересы людей, а источником морали выступают общечеловеческие, а также другие коллективные ценности, следование которым не сулит индивиду личной выгоды.
Политический менеджмент.
политический менеджмент – это особый вид управления в политике, когда субъект управления, стремящийся к достижению определенной цели, лишен возможности создавать общеобязательные нормы и опираться на право «легитимного насилия», т.е. либо на право государственного принуждения, либо на статусное право в политической организации.
В настоящее время можно говорить о следующих основных видах политического менеджмента:
1. Имиджмейкинг или создание образа, имиджа государственного, политического деятеля, привлекательного для широких масс;
2. Корпоративный политический имиджмейкинг или формирование в массовом сознании узнаваемого положительного образа государственного учреждения, политической организации, партии;
3. Электоральные технологии как системная организация предвыборной кампании;
4. Политический брендинг (бренд – торговая марка) или внесение в массовое сознание узнаваемых символов, значений, образов.Политический бренд – это своеобразный маркер, который позволяет при помощи одного слова, словосочетания или заменяющих их символов указывать на принадлежность людей к той или иной политической группе и на то место, которое они занимают в политическом пространстве.
5. Технологии политических союзов как деятельность, ориентированная на вовлечение в решение поставленных задач своих политических союзников и оппонентов;
6. Технологии регулирования и разрешения политических конфликтов, предполагающие поиск путей и средств снижения политического противостояния и политической напряженности в обществе;
Решение задач в рамках каждого вида политико-технологического управления требует усилий специалистов в различных областях. Например, в формировании имиджа политика участвуют ученые-аналитики, психологи, визажисты, спичрайтеры, специалисты PR, организаторы публичных акций, рекламисты.
Виды профессий политического менеджмента:
· Аналитическое обеспечение политических кампаний.
· Политическая реклама.
· Политический PR как информационное обеспечение политических кампаний.
· Имиджмейкинг в узком смысле слова, включающий работу консультантов с политиком с целью коррекции его поведения.
· Спичрайтинг или написание текстов выступлений для политика.
· Организация и проведение массовых политических акций.
Политические технологии.
Политические технологии - это технологии реализации власти. Борьба за власть, ее удержание и использование порождает множественность политических технологий, направленных на завоевание и удержание политической, духовной власти, власти над умами и сердцами людей, над общественным мнением.
Политические технологии переводят в плоскость практической политической деятельности теоретическое политологическое знание, позволяя тем самым использовать все многообразие политических закономерностей, принципов, норм, факторов и т.п. при определении целей, средств и методов осуществления политики, в этом, собственно, и состоит сущность процесса технологизации политической среды.
Политические технологии - этосовокупности наиболее целесообразных приемов, способов, процедур реализации функций политической системы, направленных на повышение эффективности политического процесса и достижение желаемых результатов в сфере политики. Политические технологии включают в себя как приемы достижения немедленного локального кратковременного результата (тактика), так и получение глубинного, глобального, длительного эффекта (стратегия). Использование тех или иных политических технологий определяет эффективность политического управления, регулирования политических процессов, устойчивость политической системы и всего политического пространства. Политические технологии определяются типом общественного развития (доминированием в нем эволюционных или революционных процессов), характером режима (демократический, авторитарный, тоталитарный и др.).
Политика и экономика.
Одной из ведущих функций экономики является ее способность удовлетворять потребности людей: кормить, поить, одевать. Это – вечное и естественное ее предназначение. Отсюда вывод – государство как выразитель общих интересов средствами политики может и обязано создавать условия для более эффективного осуществления этой функции экономики.
Экономика оптимально функционирует при стабильном общественном порядке, трудовой дисциплине, налаженных транспортных связях, определенном гражданском согласии в обществе. Такие условия может и должна создавать политическими методами прежде всего государственная власть.
Политическое вмешательство в экономику оправдано также в том случае, если оно создает благоприятные условия для научно-технического и технологического прогресса, ведет к росту производительности общественного труда и облегчает труд работника производства.
Потребность в активном воздействии политики на экономику существенно возрастает в переломные моменты жизни общества: в период глубоких экономических потрясений и войн, а также в условиях реформирования экономики.
Политология как наука: понятие, предмет, функции, место в системе политических наук.
Политология – наука о власти, которая определяет сущность политической сферы общества, изучающая политику, политические отношения и системы.
Предметом политологии является изучение закономерностей формирования и развития политической власти, методы и формы ее функционирования.
Функции политологии:
1. Служебно-инструментальные функции:
- нормативные функции (определяют нормы деятельности полит. учреждений и лиц и процедуру выбора и создания полит. организаций);
- функция планирования полит. действий и процессов;
- функция прогнозирования ожидаемых результатов;
- организационная функция (разработка рекомендаций).
2. Познавательные и критические функции:
- теоретический анализ полит. идей, теорий;
- проверка теорий и идей;
- построение теорий соответствующего полит. объекта;
- создание собственной методологии.