Политология как наука, ее объект, предмет

Ф-ции и методы политологии

Политология выполняет ряд функций:методологическая (разработка теорий, методологий полит.законов); познавательная (описание, объяснение явлений); инструментальная (политология выступает как инструмент); Прагматическая– направлена на достижение необходимых полит целей путём предварительной проверки выбранного курса с тем, чтобы избежать ошибок. Объяснительная– изъясняет причины принимаемых решений и пути их осуществления. Прогностическая– позволяет предположить наиболее вероятное развитие событий. Оценочная – даёт оценку полит строю, его институтам, событиям, поведению и т.д. Экспериментальная– призвана дат ответ на вопрос, что необходимо сделать, какое принять решения, чтобы получить желаемый результат.Воспитательная/мировоззренческая – формирует определённые полит культуры, гражданственности, обеспечение полит социализации общества и личности(выраб. совокупность полит. ценностей. Эти ценности воздействуют на становление нашего мировоззрения).

Методы – это приёмы изучения конкретной информации.2 основные группы методов: 1. общелогические методы: синтез, индукция, дедукция, моделирование. 2. Методы других наукисторический метод, институциональный метод, социологические и экономические методы, методы психологии, географии3. собственно полит. методы:, марксизм как методология анализа, критико-диалектический метод, бихевиор, системный, структурно-функц. Политология взаимосвязана с философией, социологией, экономическими науками, географией, геополитикой, психологией, высшей математикой.

Сравнительный метод. Его суть: этот метод путём сопоставления однотипных полит явлений позволяет выявить наиболее целесообразные пути развития общества, найти действенное средство для решения стоящих перед ней задач.

Системный метод. Обеспеч. возможн. исследовать то или иное полит явление как нечто целое, посредством последовательного изучения составляющих его эл-тов.

Бихевиоральный (поведенческий) метод. Он исходит из того, что определёнными мотивами полит поведения людей явл психологический мотив. Его суть в изучении полит процессов путём анализа поведения и настроения людей посредством анкетирования, опросов, проведения избирательных компаний, референдумов и т.д.

Социологический метод. Связан с выяснением зависимости политики от состояния общества, экономич. отношений, соц. структуры, идеологии, культуры и т.д.

Институциональный метод. Направлен на изучение роли гос-ва, полит партий, организаций, движения и др. институтов, с помощью которых осуществляется полит деятельность в обществе.

4.Зарождение и развитие политических знаний в эпоху Античности…Средневековья

Представители: Платон, Аристотель, Сократ, цицерон, Сальвия, Юлиан, Гай. Первые пол.идеи 2 тыс.днэдревневосточные гос. Вавилона, Египта, Индии, Китая, Персии.

Становление и развитие полит.мысли в др. мире идёт параллельно с развитием гос-ва. Там где государственность достигает наиболее развитых форм, возникают и многочисл. полит.теории. Это хар-но для древней Греции. Образцами развития полит.мысли того времени могут служить известные полит. теории Платона и Аристотеля. Платон(427-347)создал целостную систему философск. идеализма, в кот.органически вписалась теория идеального государства, изложенная им в трудах ''Государство'' и ''Законы''.Прослеживая полит.эволюцию человека, Платон обращает внимание на то, что полит. изменения в конечном счёте – это результат изменения образа жизни людей, особенно в способах добывания средств к сущ-нию, поэтому он считает в принципе возможным и необходимым переустройство общества на разумных началах. Общей целью государства Платон провозглашал не приобретение мат. благ, а заботу о моральном совершенствовании, достигаемом благодаря развитию науки.

Аристотель (384 - 322)исследовал полит устройство 158 известных ему государств. Результаты этого исследования изложены втруда – ''Политика''. Здесь он в частности объяснил происхожд. гос-ва. В его основе лежат природные причины, так естественная потребность чел-ка в общении побуждает его созд. семью, потом общину, и наконец гос-во. В зависимости от цели, кот.ставят властители, Аристотель различает правильное и неправильное гос. устройство. Неправильное – это при кот.преследуются корыстные цели правителей, правильное – преследуется общее благо, незав-мо от того правит один или многие. Наилучшей формой правления Аристотель считал ту, при кот.правит больш-во, но оно д. подчиняться з-ну. Если же этого не происх., и решающее знач. имеет постановл. народного собрания, то народ легко м. стать деспотом и рано или поздно нападёт на власть демагогов и льстецов. Они управляют народом как хотят, подчиняют его своей власти. Власть народа, основ.на з-не Аристотель называл политией. Такая форма сущ. там, где велик слой зажиточн. граждан. Пытается формулир. з-ны полит.жизни, знание кот. поможет людям в установл. прочной и справедливой власти. Он активист и верит в то, что гос-во создаётся не ради того, чтобы жить, а преимущественно чтобы жить счастливо.

Сократ: власть, осн на воли народа и законах – демократия, а антинарод правление – тирания. Цицерон:Права свобод граждан недопустимо ущемлять. Все известные формы гос правления несовершенны, и наихудшая из них – демократия.

Средневек. (А.Августин, Ф.Аквинский) Средневек. полит.мысль отходит от этого вывода, все её конкр. проявл. сосредот. вокруг вопроса о взаимоотнош. власти короля и власти папы. При этом все мыслители исходят из того, что всякая гос власть установл. богом. Отсюда и происх. термина теократия – власть Бога.

Фома Аквинский считал, что светской власти короля принадл. лишь тела людей, но не их души. Над душами властвует церковь и римский папа – наместник Христа, кот.д. подчиняться все государи. На сколько Бог выше человека, настолько всякая духовная власть церкви выше власти земного государя. «Неравенство сущ-ет как неизбежное наказание за грехи».

Соврем.заруб. пол-гия.

Осн рассматриваемые проблемы:мех-зм формирования полит власти;поведение соц групп и отдельных граждан во время избират кампании;процесс формирования полит установок и обществ мнения;мех-зм формирования и ф.ц-ия полит партий и общест-полит орг-ций;деят-сть гос-ва и проблема бюрократии;сущность, функции и форм-ние полит культуры и др.

IIВ настоящее время накоплен большой пол опыт в становлении и развитии мировой цивилизации. Для него характерны приверженность большинства стран к демократическим ценностям (пол права личности, правовое гос-во, распоряжение собственностью, стремление к стабильности и др). К фундам-м научн проблемам современности отн: проблема устойчивого развитиякажд страны и вместе взятых (различные кризисы); Вопрос о степени, глубине и форме вмешательства субъективного фактора в объективный процесс движения о-ваПроблема исключ войны из жизни о-ва; поиск новой подлинно демократической модели международных отношений; проблема глобализации; современный широкомасштабный духовный кризис; вопрос о диалектике; исследования содержания законов пол развития;разработка методологии исследования(усиливается роль интуиции, политического опыта, оперативного соц-го эксперимента и психологических факторов в изучении и выработке политики);разработка понятийного аппарата, овладение и применение нов типа научн категорий и понятий.

В каждой стране сложились нац школы политологии. Наиб влиятельные из них явламериканская, английская, франко-итальянская. В центре исследований америк политологов стоят проблемы пол поведения, пол участи, разработка поведенческих методик и факторов, влияющих на их мотивацию. Представители английской школы занимпробл устойчивого развития о-ва по пути соц прогресса и демократии. Фр и итальянская школы внимание уделяют механизмам и методологии выработки политики. В центре их исследований стоят проблемы демократии, пол власти, пол институты.

Политология как наука, ее объект, предмет

Политология– наука и учение о политике. Объектом политологии является политика, политическая сфера общества, все происходящие в ней процессы и явления, а центральным элементом политики является политическая власть. Предмет - закономерности формирования и развития полит.власти, организация, формы и методы её функционирования, использование в госудадарственно-организованном обществе; изучение политических теорий и доктрин, реальных политических систем, политической жизни, политического сознания, интересов и поведения субъектов в политике.

Подходы к пониманию сущности политики и её определению:1.Коммуникац.-политика это обл.отношений между различными общностями людей: классами, нациями, соц.группами и слоями. 2.конфликтно-консенсусныеопределения – противоречия, которые лежат в основе пол. Определяя ей сущн. 3. Директивные трактовки–п.- сфера властных отношений.4.инстит.определения п.-сфера взаимодействия гос-ва, партий, других общественно-политических институтов и структур, в кот. воплощается власть.5.функциональный подходуправление соц.процессами как целенаправленное возд. на общество для сохранения и оптимального функционирования данного соц-экономического строя

Задачи:

1. Научить человека адекватно ориентироваться в политической обстановке.

2. Научить защищать и предоставлять свои интересы.

3. Научить уважать интересы и права других граждан, сдерживать проявление эгоизма и нетерпимости полит действий.

Принципы:Деидеологизация – отказ от доминирующей идеологииДепартизация – т.е. отказ от руководства образования одной ведущей партии, допуск к образованию оппозиционным партиямДобровольность – свобода выбора убеждений.

Политология – это наука о полит.отношениях и полит. деятельности людей, о закономерностях развития полит систем, о сущности, формах и методах полит власти. Все гуманитарные науки объединяет общий объект исследования, жизнь общества во всём многообразии. Существует связь политологии с философией, чьей сост частью она является в античном мире. Политология также связана с политэкономией, кот даёт соответствующее обоснование политпроцессам, позволяет видеть в этих процессах борьбу за реализацию экономич интересов со стороны различных соц групп. Тесная связь между политологией и полит социологией, изучающей систему взаимодействия политики с соц сферой. Большое внимание политология уделяет анализу соц структуры общества, изучению сознания, интересов, мотивов поведения индивидов различный соц групп, общественного мнения, их влияния на полит. отношения, выявлению соц природы полит власти и др.

2. Становление и эволюция п. как учеб дисциплины. Полит образование в РБ.

Политология (греч политике – госдела+логос – учение) – наука о политике. Развивалась как учение о гос-ве и политико-философская теория. Первые формы спец.отображения и осмысления мира политики сформировались 2,5 тыс. л.назад и существовали преимущественно в религиозно-мифической форме. Термин «полит наука» получил признание в конце 19в., а процесс выделения пол-гии в самост дисциплину завершился в нач 20в. Тогда же во многих странах возникли спец институты политобразования. В 1857г в Колумбийском колледже США была создана кафедра истории и политич науки(Фр.Лейбер). В 1880 там же открылась первая школа полит.науки под рук-м Д.Берджеса. В 1871г. во Франции появилась свободная школа полит науки, в к-й обучались и одарённые юноши из России. Здесь издавались журналы «Русская мысль», «Историч вестник», «Вестник Европы», «Вестник права», «Образование» и др. Полит-я вобрала в себя многолетний опыт преподавания полит науки в разных странах мира, в т ч и в нашей. В советский период её проблемы изучались в курсах философии, политэкономии, теории соц-зма, правоведения. С 1989 она стала учебной дисциплиной и преподаётся в высших учебных заведениях РБ. Наша респ, провозгласившая свой гос суверенитет, принявшая свою Конст, не может обойтись без науки о политике. В 1993г. была создана Бел ассоциация полит наук.

Выделяют 2 качественных направления политологии: 1) П. как академнаука, занимающаяся исследованием истории мировой полит мысли полит систем, вклада учёных разных стран в её развитие, изучением полит теории и практики, глобальных проблем современности. Она проводит фундаментальные и прикладные исследования, вырабатывает полит концепции и практич рекомендации. Каждая страна проявляет заботу о развитии и эффективности своей полит мысли.2) П. как учеб дисциплина в высшей школе, как одно из важных средств формирования полит культуры граждан, студентов. Она даёт представление о полит сфере общества, о природе институтов власти и управления, о политико-правовом положении личности, о современных полит противоречиях и возможностях их разрешения. Она поможет студентам осознать своё место в жизни общества, успешнее включиться в самост профессиональную и полит деятельность.

Ф-ции и методы политологии

Политология выполняет ряд функций:методологическая (разработка теорий, методологий полит.законов); познавательная (описание, объяснение явлений); инструментальная (политология выступает как инструмент); Прагматическая– направлена на достижение необходимых полит целей путём предварительной проверки выбранного курса с тем, чтобы избежать ошибок. Объяснительная– изъясняет причины принимаемых решений и пути их осуществления. Прогностическая– позволяет предположить наиболее вероятное развитие событий. Оценочная – даёт оценку полит строю, его институтам, событиям, поведению и т.д. Экспериментальная– призвана дат ответ на вопрос, что необходимо сделать, какое принять решения, чтобы получить желаемый результат.Воспитательная/мировоззренческая – формирует определённые полит культуры, гражданственности, обеспечение полит социализации общества и личности(выраб. совокупность полит. ценностей. Эти ценности воздействуют на становление нашего мировоззрения).

Методы – это приёмы изучения конкретной информации.2 основные группы методов: 1. общелогические методы: синтез, индукция, дедукция, моделирование. 2. Методы других наукисторический метод, институциональный метод, социологические и экономические методы, методы психологии, географии3. собственно полит. методы:, марксизм как методология анализа, критико-диалектический метод, бихевиор, системный, структурно-функц. Политология взаимосвязана с философией, социологией, экономическими науками, географией, геополитикой, психологией, высшей математикой.

Сравнительный метод. Его суть: этот метод путём сопоставления однотипных полит явлений позволяет выявить наиболее целесообразные пути развития общества, найти действенное средство для решения стоящих перед ней задач.

Системный метод. Обеспеч. возможн. исследовать то или иное полит явление как нечто целое, посредством последовательного изучения составляющих его эл-тов.

Бихевиоральный (поведенческий) метод. Он исходит из того, что определёнными мотивами полит поведения людей явл психологический мотив. Его суть в изучении полит процессов путём анализа поведения и настроения людей посредством анкетирования, опросов, проведения избирательных компаний, референдумов и т.д.

Социологический метод. Связан с выяснением зависимости политики от состояния общества, экономич. отношений, соц. структуры, идеологии, культуры и т.д.

Институциональный метод. Направлен на изучение роли гос-ва, полит партий, организаций, движения и др. институтов, с помощью которых осуществляется полит деятельность в обществе.

4.Зарождение и развитие политических знаний в эпоху Античности…Средневековья

Представители: Платон, Аристотель, Сократ, цицерон, Сальвия, Юлиан, Гай. Первые пол.идеи 2 тыс.днэдревневосточные гос. Вавилона, Египта, Индии, Китая, Персии.

Становление и развитие полит.мысли в др. мире идёт параллельно с развитием гос-ва. Там где государственность достигает наиболее развитых форм, возникают и многочисл. полит.теории. Это хар-но для древней Греции. Образцами развития полит.мысли того времени могут служить известные полит. теории Платона и Аристотеля. Платон(427-347)создал целостную систему философск. идеализма, в кот.органически вписалась теория идеального государства, изложенная им в трудах ''Государство'' и ''Законы''.Прослеживая полит.эволюцию человека, Платон обращает внимание на то, что полит. изменения в конечном счёте – это результат изменения образа жизни людей, особенно в способах добывания средств к сущ-нию, поэтому он считает в принципе возможным и необходимым переустройство общества на разумных началах. Общей целью государства Платон провозглашал не приобретение мат. благ, а заботу о моральном совершенствовании, достигаемом благодаря развитию науки.

Аристотель (384 - 322)исследовал полит устройство 158 известных ему государств. Результаты этого исследования изложены втруда – ''Политика''. Здесь он в частности объяснил происхожд. гос-ва. В его основе лежат природные причины, так естественная потребность чел-ка в общении побуждает его созд. семью, потом общину, и наконец гос-во. В зависимости от цели, кот.ставят властители, Аристотель различает правильное и неправильное гос. устройство. Неправильное – это при кот.преследуются корыстные цели правителей, правильное – преследуется общее благо, незав-мо от того правит один или многие. Наилучшей формой правления Аристотель считал ту, при кот.правит больш-во, но оно д. подчиняться з-ну. Если же этого не происх., и решающее знач. имеет постановл. народного собрания, то народ легко м. стать деспотом и рано или поздно нападёт на власть демагогов и льстецов. Они управляют народом как хотят, подчиняют его своей власти. Власть народа, основ.на з-не Аристотель называл политией. Такая форма сущ. там, где велик слой зажиточн. граждан. Пытается формулир. з-ны полит.жизни, знание кот. поможет людям в установл. прочной и справедливой власти. Он активист и верит в то, что гос-во создаётся не ради того, чтобы жить, а преимущественно чтобы жить счастливо.

Сократ: власть, осн на воли народа и законах – демократия, а антинарод правление – тирания. Цицерон:Права свобод граждан недопустимо ущемлять. Все известные формы гос правления несовершенны, и наихудшая из них – демократия.

Средневек. (А.Августин, Ф.Аквинский) Средневек. полит.мысль отходит от этого вывода, все её конкр. проявл. сосредот. вокруг вопроса о взаимоотнош. власти короля и власти папы. При этом все мыслители исходят из того, что всякая гос власть установл. богом. Отсюда и происх. термина теократия – власть Бога.

Фома Аквинский считал, что светской власти короля принадл. лишь тела людей, но не их души. Над душами властвует церковь и римский папа – наместник Христа, кот.д. подчиняться все государи. На сколько Бог выше человека, настолько всякая духовная власть церкви выше власти земного государя. «Неравенство сущ-ет как неизбежное наказание за грехи».

Наши рекомендации