Средства массовой информации в политической коммуникации
В постиндустриальном обществе власть знаний и информации становится решающей в управлении обществом. Непосредственными носителями и, особенно, распространителями знаний и другой политически значимой информации являются СМИ. СМИ представляют собой учреждения, созданные для открытой, публичной передачи с помощью специального технического инструментария различных сведений любым лицам.
Отличительные черты СМИ:
- публичность, т.е. неограниченный круг потребителей;
- наличие специальных технических приборов, аппаратуры для передачи информации;
- непрямое, разделенное в пространстве и времени взаимодействие коммуникационных партнеров;
- непостоянный характер аудитории, которая образуется от случая к случаю в результате общего внимания, проявленного к той или иной передаче или статье.
К СМИ относятся пресса, массовые справочники, радио, телевидение, кино- и звукозапись, видеозапись.
СМИ обладают различными возможностями и силой воздействия, которые зависят, прежде всего, от способа их восприятия реципиентами. Наиболее массовое и сильное политическое влияние оказывают аудиовизуальные СМИ и, прежде всего, радио и телевидение. Однако к такому пониманию роли СМИ в обществе политическая история пришла не сразу.
Потребности политической системы в средствах коммуникации прямо зависят от ее функций в обществе, численности агентов политики, способов принятия политических решений, размеров государства и некоторых других факторов. Естественно, что в традиционных государствах прошлого потребности в средствах коммуникации были ограничены. Роль таких средств выполняли главным образом гонцы, курьеры и посланники, передававшие в устной или письменной форме политическую информацию: королевские указы и распоряжения, письма наместников и т.п. Изобретение и распространение в XIX-XX вв. телеграфной и телефонной связи, радио и телевидения не только удовлетворило обострившиеся коммуникационные потребности государств, но и произвело настоящую революцию в политике. СМИ сделали практически возможным существование многих демократических и тоталитарных идей, казавшихся ранее утопичными, значительно изменили способы легитимации и осуществления власти, структуру ее ресурсов. И именно СМИ являются на сегодняшний день основным инструментом достижения властью ее целей.
Технология выборов и избирательных кампаний.
Выборы
Было бы неправильно сводить выборы к периодически повторяемым избирательным кампаниям. На самом деле это постоянно действующий политический институт, связывающий власть и общество отношениями взаимной ответственности. Делегируя властные полномочия своим представителям, граждане на определенный срок отчуждают им часть своих прав и берут на себя нравственное обязательство подчиняться законно избранной власти. Выборы выполняют ряд социально значимых функций. Прежде всего, они являются важным каналом политической обратной связи, позволяющим гражданам и социальным группам организованно артикулировать и агрегировать свои интересы и настроения, канализируют генерируемые в обществе сигналы требований или поддержки в адрес органов политической власти.
В итоге выборы придают политической системе и обществу в целом больше устойчивости и стабильности, препятствуют накоплению ошибок управления и социальных потрясений. В то же время, обеспечивая ротацию элит, выборы препятствуют их вырождению, сообщают политической системе дополнительный инновационный потенциал, необходимый для политического развития и обеспечивают необходимый обществу динамизм. Так что выборы являются одним из важных политических механизмов и предпосылок устойчивого развития общества.
Избирательная кампания
Совокупность мероприятий, имеющих целью достижение конкретным политиком или организацией определенных результатов по итогам выборов, называют избирательной кампанией. Способы ведения избирательной кампании - это избирательные технологии.
Избирательная кампания может быть представлена как целенаправленное взаимодействие кандидата или партии, претендующих на мандат избирателей, с элементами общественной среды, оказывающими решающее воздействие на исход голосования.
Прежде всего, как политик, кандидат, вступающий в предвыборную борьбу, должен позиционировать себя среди политической элиты - определить свое место в сложившемся пересечении политических интересов и образов. Во-первых, поддержка крупных политических фигур необходима ему как средство привлечения дополнительного финансового, организационного, административного ресурса. Во-вторых, кандидат должен иметь политический имидж, позволяющий ему занять выигрышную нишу в конфигурации претендентов на оспариваемый им мандат. В-третьих, демонстрация поддержки политических «тяжеловесов» помогает кандидату убедить избирателей в своей способности выполнить предвыборные обещания. В-четвертых, необходимо учесть степень популярности этих «тяжеловесов» среди населения и, прежде всего, тех слоев, на поддержку которых рассчитывает кандидат. Наконец, в-пятых, способы решения этих проблем не должны противоречить друг другу.
Существуют определенные требования и к позиционированию в совокупности претендентов на искомый мандат. Чтобы иметь шанс быть избранным, необходимо, чтобы тебя узнавали, отличали от других кандидатов и чтобы черты предложенного избирателям имиджа импонировали значительной их части.
Способы позиционирования, формирования конфигурации и использования информационного пространства закладываются в содержании стратегии избирательной кампании - совокупности основных идей, реализация которых призвана обеспечить достижение цели. В соответствии со стратегией выстраиваются более частные планы - календарный план работы штаба, планы загрузки СМИ, мониторинга общественных настроений, массовых мероприятий, встреч с избирателями и т.д.
В соответствии с логикой избирательного процесса выстраивается логика избирательной кампании. В самом общем виде можно разделить избирательный процесс на две части: до и после объявления выборов.
Первая из них, наиболее продолжительная и скрытая, - предварительная, она начинается с момента, когда будущий официальный кандидат (или партия) решил, что будет претендовать на мандат. Здесь реализуются задачи позиционирования в политической и промышленно-финансовой элите, среди политических партий, формируются ожидания избирателей и имидж будущего кандидата. Наиболее влиятельные партии и их лидеры используют в этих целях парламентскую трибуну, действующие президенты и губернаторы - ресурсы исполнительной власти. У их оппонентов - свои ресурсы и главное преимущество оппозиции: возможность критиковать власть за ее реальные и мнимые ошибки при отсутствии ответственности за решения и действия власти. Здесь борьба ведется скрытно, прямой агитации нет. Если уподобить предвыборную кампанию айсбергу, первая ее часть - подводная.