Средства массовой информации в политической жизни

Средства массовой информации (СМИ) — важнейший атри­бут современной политической жизни, их нередко называют "чет­вертой ветвью власти".

Длительное время для широкой публики главным источни­ком политической информации были газеты и журналы. В 1960 — 1980 гг. все больший вес в политическом процессе стало приобре­тать телевидение. В современных условиях выделяют следующие функции СМИ: 1) наблюдение за миром (сбор и распростране­ние информации); 2) редактирование (отбор и комментирование событий); 3) формирование общественного мнения; 4) распрост­ранение культуры; 5) политическое просвещение широких слоев населения. Иными словами, СМИ обеспечивают широкую форму человеческой коммуникации.

Все средства массовой информации объединяет способность прямой связи с общественностью, как бы минуя такие традици­онные институты связи, как церковь, школа, политические партии и организации и т. д. Как раз эта особенность СМИ использу­ется и рекламным агентством, пытающимся убедить публику купить тот или иной товар, и политическим деятелем, полити­ческой партией для мобилизации массовой поддержки своей про­граммы.

В своих публикациях, репортажах и комментариях СМИ не­редко проливают свет на скрытые пружины политики власть иму­щих, обращают внимание общественности на самые одиозные сто­роны их деятельности и тем самым играют немаловажную роль в деле ограничения и оздоровления власти.

Центральное место СМИ занимают в предвыборной агита­ции, оказывая на избирателей сильное и всестороннее социально-психологическое воздействие. Именно поэтому политики и кан­дидаты уделяют им повышенное внимание. В Российской Федера­ции правила и порядок использования СМИ в предвыборной аги­тации изложены в Положении об информационных гарантиях и Законе о средствах массовой информации.

Названное Положение и Закон гарантируют всем гражданам и избирательным объединениям равный доступ к средствам массо­вой информации, бесплатное предоставление им эфирного време­ни по каналам государственных и муниципальных телерадиоком­паний, равные условия оплаты тех мероприятий предвыборной аги­тации, которые организуются сверх бесплатных. Обязанность обеспечить кандидатам, избирательным объединениям, придерживаю­щимся различных политических взглядов, равные возможности для изложения своих предвыборных программ эти нормативные акты возлагают на все средства массовой информации, за исклю­чением тех, что учреждены кандидатами либо избирательными объе­динениями без иных соучредителей.

Гарантия равных возможностей состоит в предоставлении равного по продолжительности и удобного для кандидатов и из­бирателей времени выхода в эфир, в своевременном опубликова­нии, обнародовании другим путем графика предоставления эфирного времени, в оказании всем кандидатам необходимой профес­сиональной помощи.

Периодические печатные издания (ежедневные или ежене­дельные газеты, еженедельники, еженедельные журналы) также должны предоставлять каждому кандидату, избирательному объединению равные возможности для осуществления предвы­борной агитации: равные размер печатной площади, объем пуб­ликаций, место расположения на полосе, срок публикаций. Все это утверждается соответствующей избирательной комиссией по предложению главных редакторов периодических печатных из­даний.

Контроль за соблюдением порядка проведения предвыбор­ной агитации через СМИ осуществляют избирательные комиссии, которым при обнаружении фактов нарушения этого порядка пре­доставлено право ставить вопрос об освобождении от должности руководителей редакции СМИ, а также право обратиться в суд с предложением об отмене регистрации кандидата (списка канди­датов). Это предложение суд обязан рассмотреть в трехдневный срок.

Политический режим

"Одним из материально-практических измерений власти, рас­крывающим то, как она реально функционирует, является поли­тический режим". Иначе говоря, коль скоро политический ре­жим раскрывает и выражает функциональную сторону полити­ческой власти, то им охватывается почти весь спектр политичес­кой жизни общества. Роль политического режима в жизнедеятельности любой страны исключительно велика. Исторический опыт
показывает, что значительное изменение, а тем более радикальная смена политического режима (даже если форма правления и форма государственного устройства остаются прежними) обычно круто меняют всю внутреннюю и внешнюю политику государства. Не­ обходимо помнить и то, что политический режим весьма подвижен идинамичен. Вызвано это, видимо, тем, что он связан не столько с формой политической власти (которая более устойчива), сколько с ее содержанием.

В учебной и научной литературе под политическим режимом длительное время понимают методы и способы осуществления по­литической власти. Однако такое определение страдает односто­ронностью, не отражает суть политического режима, его динамизм имногогранность. Правда, способы и методы осуществления поли­тической власти имеют прямое отношение к политическому режи­му, но сами по себе эти методы, их конкретные виды и содержание зависят от соотношения, взаимодействия и противоборства различ­ных политических сил в стране, от политической ситуации, которая складывается в каждый отрезок времени в результате функциони­рования различных политических институтов (деятельности кон­сервативных, либеральных, социал-демократических и марксист­ских партий и т. д.). Наконец, прогрессивность или реакционность политического режима определяется через призму демократии.

Следовательно, политический режим — это методы осуще­ствления политической власти, итоговое политическое состоя­ние в обществе, которое создается в результате взаимодей­ствия и противоборства различных политических сил, функци­онирования всех политических институтов и характеризуется демократизмом или антидемократизмом.

Приведенное определение позволяет выделить следующие признаки анализируемого феномена.

1. Политический режим свидетельствует о том, как, какими методами в стране осуществляется политическая власть. Если это методы убеждения, согласования, законности, если применяется только правовое принуждение и в установленной законом процес­суальной форме, то налицо прогрессивный режим. Когда же на первый план выходят неправовые методы (террор, насилие), то в стране складывается реакционный политический режим.

2. Суть политического режима заключается в том, что это итоговое политическое состояние (политическая ситуация) в дан­ной стране, возникающее как результат функционирования всех элементов (институтов) ее политической системы. Итоговое политическое состояние подвижно, изменчиво. Отсюда много воз­можных вариантов политического режима. В странах, где суще­ствует устойчивый баланс политических сил, где достигается со­гласие основных элементов политической системы по коренным интересам общества, устанавливается стабильный политический режим. Но если в стране верх берут то одни, то другие силы, политический режим постоянно изменяется или в сторону про­гресса и демократии, или в сторону антидемократизма.

3. Демократия служит главным критерием оценки политичес­кого режима. Последний как бы замеряет "дозу" демократии в политической жизни страны. "Если это соотношение в пользу де­мократии, есть основания говорить о демократическом режиме. Если наоборот — появляются признаки авторитарного режима". Ког­да "доза" демократии нечеткая — налицо смешанные режимы.

Среди современных видов политических режимов все боль­шее распространение получает демократический политический режим. Ему присущи следующие устойчивые признаки. Высшие органы государства имеют мандат народа, власть реализуется в его интересах и правовыми методами. Здесь права и свободы че­ловека и гражданина всесторонне гарантированы и защищены, за­кон господствует во всех сферах Жизни. Значит, важнейшая осо­бенность демократической организации власти — органическое сочетание народовластия с личной свободой.

Одним из основополагающих принципов демократического политического режима является принцип большинства. Он состав­ляет суть доктрины народного суверенитета, в соответствии с кото­рой народ провозглашается первоисточником власти. В основе демократической государственности лежит принцип разделения единой государственной власти на законодательную, исполнитель­ную и судебную. К принципам демократической организации вла­сти относятся многопартийность, свободные демократические вы­боры при равенстве всех в избирательных правах.

Авторитарный политический режим не без оснований подраз­деляется на жесткий и умеренный. Верховная государственная власть здесь принадлежит элите либо диктатору и его окружению. Власть осуществляется жесткими методами насилия, часто неправового. Жесткий авторитарный режим не считается с основными правами и свободами граждан, подавляет политическую оппозицию, запрещает деятельность оппозиционных партий. В умеренный авторитарный режим в определенных дозах проникают демократия и законность.

Тоталитарный политический режим был характерен, преж­девсего для бывших социалистических государств. Верховная власть при нем обычно принадлежит диктатору и его ближайше­му окружению. Осуществляется власть методами массового наси­лия в условиях беззакония и произвола. При тоталитарном режи­ме происходит полное огосударствление общества, всех его сфер, в том числе экономической.

Тоталитаризму присущи однопартийная система и массиро­ванная лживая пропаганда. Согласно этой пропаганде насилие применяется только против "врагов народа", а в действительности этим врагом становится сам народ.

Самым реакционным является фашистский политический режим. Термин "фашизм" итальянского происхождения и пере­водится как связка, объединение. Это открытая террористическая диктатура реакционных сил, отрицающая всякую демократию и законность. Для фашизма характерны крайний шовинизм и ра­сизм, развязывание захватнических войн для порабощения "низ­ших" наций и народов.

В литературе тоталитаризм и фашизм нередко отождествля­ют. Сходство между ними действительно есть, но имеется и прин­ципиальное различие: они создаются и функционируют на раз­личной экономической основе. Тоталитаризму не присущи расизм, стремление к порабощению других наций и др.

Наши рекомендации