Тема 4. Средства массовой информации и коммуникации

План

Понятие «средства массовой информации и массовой коммуникации».

Функции, способы и средства массовой информации и массовой коммуникации.

1. Мировой опыт развития телекоммуникационного рынка.

Краткое содержание

Российская инфраструктура связей с общественностью, массового информирования включает традиционные электронные и печатные средства массовой информации (СМИ), информационные агентства и разнообразные сайты глобальной сети Интернет. Среди них доминирующая роль принадлежит традиционным средствам массовой информации и коммуникации (СМИ и МК).

Под средствами массовой информации понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации.

Функциями средств массовой информации являются:

- информационная;

- пропагандистская;

- функция социального управления;

- организаторская;

- развлекательная (креативная);

- просветительская;

- образовательная;

- интегративная.

Субъект управления не только информирует граждан о целях и ценностях своей управленческой политики, но и моделирует отношения с социальной средой, касающейся формирования образа социальной жизни, стереотипов поведения.

При наличии специфических свойств печать, радио и телевидение имеют общее – это способность донести до массовой аудитории более или менее оперативно словесно-понятийную и эмоционально-образную информацию.

В последнее десятилетние к этим видам СМИ присоединяется и активно развивается четвертый тип каналов информации и коммуникации – всемирная компьютерная сеть, в которой значительное место (наряду со специальной) занимает массовая информация.

Государственное вмешательство в сферу телекоммуникаций должно быть ориентировано на:

- совершенствование телекоммуникационной инфраструктуры;

- повышение эффективности телекоммуникационного сектора;

- обеспечение высокого качества услуг;

- защиту общественных интересов, верховенства права и принципа эффективного управления.

Государственное регулирование телекоммуникационного сектора должно основываться на прозрачной и последовательной телекоммуникационной политике, недопущении дискриминации отдельных операторов или пользователей, на соблюдении всеми сторонами законодательства и т.д.

В современных условиях государство продолжает управлять стратегическими направлениями развития отрасли связи, но уже с помощью косвенных методов воздействия.

К причинам существования разного типа телекоммуникационного рынка в США и Европе следует отнести: различия традиционной роли и влияния государства на экономику; меры по защите рынка и общественных интересов.

В России созданы важнейшие регулирующие факторы государственного воздействия на развитие телекоммуникационных систем и сетей связи и технологий.

Ключевые понятия

средствами массовой информации, функции средств массовой информации, креативность, телекоммуникационный сектор.

Контрольные вопросы и задания

1. Раскройте понятие «средства массовой информации и массовой коммуникации»

2. Каковы функции СМИ и МК?

3. Чем обусловлен количественный рост СМИ и МК в мире и в России?

4. Перечислите способы и средства СМИ и МК.

5. Каковы причины развития разных типов телекоммуникационных рынков в современном мире?

6. Охарактеризуйте основные телекоммуникационные модели (США, Западная Европа, Россия).

Вопросы для размышления и обсуждения

1. Каково Ваше мнение по поводу высказывания, что современные СМИ вытесняют книгу, не заменяя её?

2. В чём особенность Интернета как системы информации и коммуникации?

3. Может ли наблюдаться падение рейтинга, тиражей при росте сенсационности программ ТВ, печатных изданий. Почему?

4. Кто выполняет функцию «массовизации» общественного сознания? Ваше отношение к этому процессу?

5. Чем обусловлены различия телекоммуникационных моделей США, Германии, Франции, России?

Основная литература

1. Емельянов С.М. Теория и практика связей с общественностью [Текст] Вводный курс / С.М. Емельянов. - СПб: Питер, 2005. – 240 с.

2. Кузнецов В.Ф. Связи с общественностью: Теория и технологии [Текст]: учебник для студентов вузов / В.Ф. Кузнецов. – М.: Аспект Пресс, 2006. – 300 с.

3. Русаков А.Ю. Связи с общественностью в органах государственной власти [Текст]: учебное пособие / А.Ю. Русаков. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А. 2006. – 224 с.

4. Управление общественными отношениями [Текст]: учебник / под ред. Комаровского В.С. – М.: Изд-во РАГС, 2005. – 400 с.

Дополнительная литература

1. 1 Кардаш А. Взаимодействие власти и СМИ в Липецкой области [Текст] / А.Кардаш. – Общество и СМИ: поиск формулы доверия: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 90 – летию «Липецкой газеты». – Елец: Елецкий государственный университет им. И.А.Бунина, 2008. – С. 4 -6.

2. Мещерякова Л.И. Совершенствование форм взаимодействия органов власти Липецкой области с местными телеканалами [Текст] / Л.И. Мещерякова. – Общество и СМИ: поиск формулы доверия: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 90 – летию «Липецкой газеты». – Елец: Елецкий государственный университет им. И.А.Бунина, 2008. – С. 49 -51.

Наши рекомендации