Политика: структура, характерные черты, функции

Политика как соц. феномен

Политика (др.-гр. politike) означает гос. и обществ. дела, сферу деят., связ. с властными отношениями между людьми, соц. группами, классами, партиями, нациями и государствами. В соврем. «Политоло­гическом словаре», политика хар-ся как «соц. деят. в полит. сфере общества, направл. гл. образом на достижение, удержание, укрепление и реа­лизацию власти». Можно указать на следующие наибо­лее существенные свойства политики: она выступает как политическая деятельность, совокуп­ность рациональных действий, направленных на удовлетворение политических потребностей и интересов тех или иных социаль­ных субъектов. Политика заключает в себе, как правило, две стороны -объективную и субъективную. Объективная сторона -это не зависящие от сознания людей условия их политической деятельности. Совокупность теорий, идей, взглядов, концепций, точек зре­ния, имеющих политический характер, - это субъективная сто­рона. Она и представляет собой политическое сознание. В зависимости от специфики отражения в политическом созна­нии политических процессов выделяются политическая идеология и политическая психология. Политика — это совокупность общественных отношений по по­воду политической власти, а также отношений, связанных с осу­ществлением гражданских прав и свобод. Субъекты политики - это участники политического процесса, способные действовать активно, свободно и самостоятельно. индивиды; социальные группы; политические институты, такие специфические об­разования, как элиты и бюрократия. Социальные основы, средства и функции политики. Политика возникает в определенных географических, природ­ных, экономических, социальных, культурных условиях конкрет­ной страны, определяющих уровень ее цивилизованности, зрело­сти гражданского общества. От этих факторов зависят направ­ленность политики, возможности, средства и методы реализации власти. С общегосударственным макроуровнем политики обычно свя­зывают ее основные функции в обществе. Они характеризуют важ­нейшие направления воздействия политики на общество. К ним относятся: поддержание и укрепление целостности общества; разработка целей всего общества и составляющих его кол­лективных субъектов; авторитарное, обязательное для всех распределение дефи­цитных ценностей и благ; предотвращение и регулирование групповых конфликтов. Кроме этих задач, политика выполняет ряд специфических: поддержа­ние классового или социального господства; защита основопола­гающих прав человека; привлечение граждан к управлению госу­дарственными и общественными делами; обеспечение социаль­ной справедливости и общего блага и др. Многообразие функций политики свидетельствует о ее глубо­ком проникновении в общество, распространении на весьма раз­личные социальные явления.

Новые тенденции в разв. полит. власти

В последние десятилетия в различных странах и в целом в мире сформировались новые тенденции в развитии политической власти. Основная тенденция – демократизация власти или отказ от авторитарных и тоталитарных форм в пользу демократических. Усиление демократических тенденций проявляется в повышении воздействия на властные отношения общественных движений и неполитических объединений, становление и развитие в посттоталитарных странах гражданского общества. Вторая тенденция – интернационализация власти, рост воздействия международных проблем (экологических, сырьевых, энергетических, информационных) на конкретную политическую власть, законодательство отдельных стран. Третья тенденция – разукрупнение политической власти. Становление системы разделения властей является одним из ключевых моментов в функционировании политической власти. 4 – негативный процесс нарастания конфликтности между различными ветвями власти. Она отрицательно воздействует на экономическую и политическую стабильность. 5 проявляется в высоких темпах бюрократизации аппарата властных структур. Осуществляя конкретные управленческие функции, бюрократия вместе с тем подвергается воздействию различных заинтересованных групп и отдельных лиц.

Полит. элиты и их типологии

Слово "элита" происходит от французского слова "elite" – лучший, избранный. Политическая элита – это привилегированная группа, которая занимает руководящие позиции во властных структурах и непосредственно участвует в принятии важнейших решений, связанных с использованием власти. Элиты формируют цели и перспективы развития общества. Они принимают стратегически важные решения и используют ресурсы государственной власти для их реализации. Функции политической элиты: • стратегическая – определение политической программы действий путем генерирования новых идей, отражающих интересы всего общества, отдельных классов и слоев; • коммуникативная – предусматривает эффективное представление, выражение и отражение в политических программах интересов и потребностей различных социальных групп и слоев населения и реализацию их в практических действиях; • организаторская – осуществление на практике выработанного курса, воплощение политических решений в жизнь; • интегративная – укрепление стабильности и единства общества, устойчивости его политической и экономической систем, недопущение и разрешение конфликтных ситуаций.

ТИПЫ ЭЛИТ: 1Политическая элита – это группа людей, обладающая инструментами власти. Имеет сложную структуру и внутренне дифференцированна. Критерием для выделения основных видов политической элиты является объем властных функций. Виды политической элиты: высшая, средняя, административная. 2Экономическая – социальный слой, включающий представителей крупного капитала, крупных собственников. Осуществляет свое экономическое господство и экономическую власть, определяя решение таких проблем, как занятость, уровень жизни, заработная плата, доходы населения. 3Военная – играет важнейшую роль в жизни общества, в политических процессах, используется как решающее средство в политике. 4Научная и техническая – включает одаренную часть интеллектуальной элиты. Роль ее определяется степенью воздействия на развитие науки и техники, научный и технический процесс. 5Культурная и духовная – включает наиболее авторитетных и влиятельных деятелей искусства, просвещения, литературы, представителей творческой интеллигенции. Роль ее определяется характером и степенью воздействия на развитие искусства, литературы, образования, духовной жизни общества, его нравственного потенциала. 6 К другим типам элит относятся теневая и контрэлита (элита оппозиции) – часть, которая лишена возможности осуществлять властные функции. В политологии есть такое понятие как властвующая элита. К ней относятся все типы элит, которые влияют на власть и на принятие ею решений.

Политическая элита — это составляющая меньшинство общества внутренне дифференцированная, неоднородная, но относительно интегрированная группа лиц (или совокупность групп), в большей или меньшей степени обладающих качествами лидерства и подготовленных к выполнению управленческих функций, занимающих руководящие позиции в общественных институтах и (или) непосредственно влияющих на принятие властных решений в обществе. Это относительно привилегированная, политически господствующая группа, претендующая на представительство народа и в демократическом обществе в той или иной мере подконтрольная массам и относительно открытая для вхождения в ее состав любых граждан, обладающих необходимой квалификацией и политической активностью. Ее существование обусловлено действием следующих основных факторов: 1) психологическим и социальным неравенством людей, их неодинаковыми способностями, возможностями и желанием участвовать в политике; 2) законом разделения труда, который требует профессионального занятия управленческим трудом как условия его эффективности; 3) высокой общественной значимостью управленческого труда и его соответствующим стимулированием; 4) широкими возможностями использования управленческой деятельности для получения социальных привилегий (поскольку политико-управленческий труд прямо связан с распределением ценностей); 5) практической невозможностью осуществления всеобъемлющего контроля за политическими руководителями; 6) политической пассивностью широких масс населения, главные интересы которых обычно лежат вне политики.

В зависимости от источников влияния элиты подразделяются на наследственные, например аристократия, ценностные — лица, занимающие высокопрестижные и влиятельные общественные и государственные позиции, властные — непосредственные обладатели власти и функциональные — профессионалы-управленцы, имеющие необходимую для занятия руководящих должностей квалификацию. Среди элит различают правящую, непосредственно обладающую государственной властью, и оппозиционную (контрэлита); открытую, рекрутирующуюся из общества, и закрытую, воспроизводящуюся из собственной среды, например, дворянство. Сама элита делится на высшую и среднюю. Высшая элита непосредственно влияет на принятие решений, значимых для всего государства. Принадлежность к ней может быть обусловлена репутацией, например, неофициальные советники президента, его «кухонный кабинет», или положением в структурах власти. В западных демократиях на каждый миллион жителей приходится примерно 50 представителей высшей элиты. Среди самой высшей элиты часто выделяют ядро, характеризующееся особой интенсивностью коммуникаций, взаимодействия и насчитывающее обычно 200—400 человек. К средней элите относят примерно 5 процентов населения, выделяющихся одновременно по трем признакам — доходу, профессиональному статусу и образованию. Лица, обладающие высшими показателями лишь по одному или двум из этих критериев, относятся к маргинальной элите. Многие политологи отмечают тенденцию возрастания роли средней элиты, особенно ее новых слоев, называемых «субэлитой», — высших служащих, менеджеров, ученых, инженеров и интеллектуалов — в подготовке, принятии и реализации политических решений. Эти слои обычно превосходят высшую элиту в информированности, организованности и способности к единым действиям. К политической элите, непосредственно участвующей в процессе принятия политических решений, примыкает элита административная, предназначенная для исполнительской деят., однако на деле обладающая большим влиянием на политику.

Полит. элиты в России

Политическая элита в России более всего заслуживает названия "политический класс". Традиционные представления об элите в западной политологии связаны с тем, что власть и ее привилегии воз никли в странах Запада как результат обладания собственностью на средства производства. А в России обладание монопольной политической властью всегда обеспечивало и обладание национальной собственностью. Термин "политический класс" или "правящий класс" обычно используют по отношению к странам, где не завершен процесс индустриализации, отсутствуют четко сложившиеся социально-экономические интересы групп. В таких странах разделительной линией между ними выступает отношение не к собственности, а к власти. Правящий класс представляет собой совокупность индивидов, обладающих монополией на власть и осуществляющих властно-управленческую функцию над бесправным, зависимым населением. Приход в 1991 г. к власти демократической оппозиции означал серьезные изменения внутри политической элиты постсоветской России. Она не стала принципиально новым политико-культурным образованием, но внутри нее произошло перераспределение политических ролей: основное ядро номенклатурной элиты, по существу, сохранило свои позиции в новом российском обществе. Часть ее перешла в бизнес, а часть – в государственные институты: администрацию президента, правительство; кроме того, номенклатурная элита сохранила многие свои позиции в провинции; • в 1990-х годах начала формироваться "новая элита", которую представляли молодые, энергичные лидеры, активно занимавшиеся бизнесом. Сегодня они выражают интересы не только быстро обогащающихся групп финансового, банковского, торгового капиталов, но и криминальных структур. Некоторые из них пошли в политику, а часть осталась в бизнесе; • в республиках, регионах началось выдвижение влиятельного слоя этнократии (интеллектуальных, политических, культурных лидеров, носителей местного национального сознания), ставшего новой региональной политической элитой. Фактически процесс перераспределения политической и экономической власти в России завершается. Появились очень мощные финансовые и промышленные группы, концентрирующие в своих руках значительные капиталы, с помощью которых они могут существенно, если не решающим образом, влиять на процессы принятия политических решений. Без дополнения конкурентными механизмами происходит постепенная дегенерации элиты, ее отрыв от общества и превращение в привилегированную касту. Собственно так и произошло в странах административного социализма, где долгие десятилетия господствовала номенклатурная система рекрутирования политической элиты — один из наиболее типичных вариантов системы гильдий. Суть номенклатурной системы состоит в назначении лиц на все сколь-нибудь социально значимые руководящие должности лишь с согласия и по рекомендации соответствующих партийных органов, в подборе элиты сверху. В СССР, например, негативные социальные последствия функционирования этой системы усиливались ее всеобъемлющим характером, полным устранением конкурентных механизмов в экономике и политике, а также идеологизацией, политизацией и непотизацией (доминированием родственных связей) критериев отбора. Такими критериями стали полнейший идеологический и политический конформизм («политическая зрелость»), партийность, личная преданность вышестоящему руководству, угодничество и подхалимаж, родственные связи, показной активизм и т.п. Долголетнее разрушительное воздействие номенклатурной системы, а также уничтожение в войнах и лагерях цвета народа, его лучших представителей привело к вырождению советской политической элиты. Положение не изменилось и после ликвидации власти КПСС, поскольку в России, в отличие от многих стран Восточной Европы, не сформировалось сколь-нибудь влиятельной, подлинно демократической контрэлиты, способной к эффективному руководству обществом. Номенклатурное прошлое, усугубляемое почти полным отсутствием соц. контроля и нравами легализировавшихся дельцов теневой экономики, ярко проявилось у посткоммунистической российской элиты. Ее низкие деловые и нравственные качества во многом объясняют перманентность и глубину кризиса российского общества в последнее десятилетие, массовое распространение коррупции и безответственности. Выход из сложившейся ситуации, успешное реформирование общества возможны лишь на пути создания новой системы рекрутирования элит, основанной на конкурентных началах и институциализации требований к деловым и нравственным качествам политических и административных руководителей. Весьма слабая политическая активность граждан, низкая результативность российской элиты, незавершенность процесса рекрутирования нового руководящего слоя и в то же время его первостепенная значимость для преобразования страны — все это делает проблему политической элиты особенно актуальной для российского общества. Социальные механизмы ее рекрутирования непосредственно влияют не только на общественную роль и облик этой группы в целом, но и определяют типичные черты ее отдельных представителей — политических лидеров.

В конкретной исторической обстановке при изменении существенных характеристик политической ситуации меняются и функции политических лидеров, их способности и качества, а также реструктурируется и преобразуется вся элита. Анализ российских элитарных слоев отражает динамику их радикальных изменений в переходный посткоммунистический период. Многие из них изменили свою партийную принадлежность, а некоторые ушли из политики вместе с устраненными партийно-государственными структурами СССР. Связанный с КПРФ элитарный слой отдалился от рычагов власти на значительное расстояние. Теперь эта часть элиты непосредственно влияет только на те решения, которые принимаются на федеральном уровне в законодательной ветви власти (Государственная Дума, Совет Федерации) и на региональном — в ряде законодательных и исполнительных органов. Развитие демократии и утверждение политического плюрализма создало в стране благоприятные условия для формирования российской многопартийной системы. С ее помощью открыто и гласно стало рекрутироваться большинство политической элиты, в том числе и на самом высшем ее уровне. Сотни российских лидеров прошли через международно признанные избирательные процедуры на своем пути в элитарный слой, представители которого принимают самые важные государственные решения. В политических элитах Российской Федерации господствует идеологический плюрализм. Каждый имеет возможность идентифицировать себя с любой доктриной, учением или религиозной традицией. Опасность свободе слова и в частности введение политической цензуры практически нереальны. Угрожать этим не станет ни одна элитарная группа из-за боязни потерять голоса избирателей и поддержку широких народных масс. Некоторые элитарные слои, поддерживаемые в первую очередь средним классом, подчеркивают свою деидеологизированность; они сосредотачивают усилия на создании экономической базы демократической России — социально ориентированного рыночного хозяйства, основанного на равноправии всех типов собственности с преобладанием ускоренного процесса приватизации и развития предпринимательских и средних по достатку социальных страт. Во всех измерениях российские элитарные слои претерпели значительные изменения. Во-первых, они стали более образованными: подавляющее их большинство закончило ведущие вузы страны, многие имеют степени докторов и кандидатов наук, владеют иностранными языками. Во-вторых, решения Президента России как избранного и поддерживаемого народом политика оказывают более эффективное влияние как на все население страны в целом, так и на политическую элиту. Законы и нормативные акты, подготовленные элитарными группами в законодательных и исполнительных органах государственной власти, обеспечивают жизнедеятельность различных по количественным параметрам социальных общностей. В-третьих, на всех уровнях политических элитарных слоев стало больше состоятельных людей, что сделало их более независимыми от лоббистских группировок и от влияния со стороны чиновников. В-четвертых, еще многое предстоит сделать политическим элитам в России для повышения их престижа, который эпизодически подрывается довольно частыми скандалами. Российские политические элиты все больше начинают формироваться и развиваться, подчиняясь законам функционирования демократических правовых государств. Но опыт, накопленный западными демократиями (этика элит, демократический контроль элит и др.), утверждается в России с большим трудом.

Полит. культура России

Промежуточное географическое положение России между Европой и Азией издавна сделало ее местом пересечения двух социокультурных типов: европейского и азиатского. Взаимодействие этих двух социокультурных типов в рос. обществе предполагает не просто их переплетение и взаимообогащение, но и непрерывную борьбу между ними. Возникающая на этой основе двойственность, противоречивость и конфликтность полит. культуры наиб. рельефно проявляется и сейчас в противоборстве «западников» и «почвенников», западной модели развития и модели самобытного пути России. На содержание и уровень развития современной политической культуры российского общества значительное влияние оказывают следующие процессы: радикальные изменения основ экономической, социальной, политической и духовной жизни, массовые перемещения в Россию различных групп населения из ближнего зарубежья и возникновение вследствие этого новых межэтнических, демографических, территориальных и иных образований; изменение и усложнение социальной структуры общества, появление в ней новых социальных групп, рост имущественного неравенства, усиление вертикальной и горизонтальной мобильности; переоценка на основе расширения информации уроков прошлого, настоящего и перспектив будущего. Все эти процессы диктуют необходимость серьезной модификации м/з, оценочных и поведенческих ориентиров людей, т.е. всех компонентов политической культуры. До 1980-х годов во взглядах на российскую политическую культуру господствовала монистическая модель. Возникновение и существование тоталитарной политической культуры связывалось с национальной культурной спецификой, уходящей корнями в глубокую древность, которая обусловила особенности российского общественного устройства: сначала абсолютизм, затем социалистический строй. Предметом исследования являлись взаимодействие государства и общества, традиционное отношение к власти, формы протестного поведения. Формирование новой политической культуры – длительный процесс. Он зависит от нескольких факторов: динамики смены поколений; характера политической социализации молодежных групп; направления и темпов развития новых экономических и политических отношений в стране; целенаправленного формирования политической культуры, соответствующей демократической политической системе. Происходящие политико-культурные изменения дают основания полагать, что в современной России формируется гражданская культура, которая будет носить смешанный, более или менее сбалансированный характер. Это объясняется наличием трех источников: 1 – современная отечественная политическая практика, реализуемая в нормативных актах и в неформализованных обычаях; 2 – зарубежный опыт и политическая культура, главным образом западная. Сегодня заимствование и освоение европейско-американских образцов идет хаотично и бессистемно. Время будет корректировать этот процесс, но, скорее всего, Запад и впредь останется для России источником формирования гражданской культуры; 3 – нац. традиция. Политическая культура российского общества, обладающего многовековыми традициями, развивается на основе преемственности. При всех видимых отличиях советской политической культуры от дореволюционной первая наследовала второй. Более того, некоторые элементы советской культуры были измененной формой традиционной культуры, адаптированной к условиям XX в. Традиционное и индустриальное общества дали современному миру два основных типа политической культуры: тоталитарный и демократический. Для тоталитарного типа советского периода характерны: унифицированность политического сознания и поведения, жесткость предписаний со стороны государства, расхождение слова и дела как у политической элиты, так и у рядовых граждан. Демократическая политическая культура предполагает плюрализм политических субъектов, мнений, установок, типов поведения. Она включает в себя толерантность, означающую не просто терпимость к чему-то или кому-то иному, но и готовность взаимодействовать с оппонентом. Переходное состояние рос. общества определяет и переходный характер полит. культуры в нем, наличие элементов тоталитарной культуры и демократической. Часто применительно к политической культуре постсоветской России используется термин «авторитарно-коллективистская». В России существуют все типы полит. культуры и ее субкультур: патриархальная, подданническая, активистская. Однако доминируют патриархально-подданническая и подданническо-активистская.

В результате воздействия множества факторов как исторического, так и современного плана политическая культура современного российского общества внутренне противоречива. В ней представлено множество субкультур – авторитарная и демократическая, элитарная (политической элиты, чиновничества) и массовая (рядовых граждан), либеральная и консервативная, социалистическая и буржуазная и т.д. Своя субкультура присуща каждой социальной группе: молодежи и пенсионерам, предпринимателям и маргиналам, рабочим и интеллигенции. Особо следует отметить то обстоятельство, что в России политическая культура носит фрагментный характер – различные группы общества вырабатывают разные модели культурного развития. Существует четыре основных типа:1) связанный с природно-географическими различиями регионов России, которые порождают экономические различия;2) связанный с языковыми и этническими особенностями;3) социально-экономическая субкультура, связанная с различиями в стиле жизни наряду со спецификой интересов;4) религиозная субкультура, возникающая в том случае, когда религия выступает в качестве всепронизывающей культурной субстанции.

Однако особенность современного этапа развития политической культуры российского общества состоит не столько в разнообразии субкультур, сколько в том, что значительное их число охвачено скрытой или явной борьбой, находится в конфронтации друг с другом. Основными линиями конфликтов выступают демократизм/авторитаризм, социализм/капитализм, централизм/регионализм, глобализм/изоляционизм, анархизм/этатизм и т.д. Многообразие таких линий свидетельствует об отсутствии политического базового консенсуса, общенационального согласия, в конечном итоге о болезненном разладе между различными социальными группами, ставящими под сомнение успешность реформирования общества, социальную и политическую стабильность в нем. Особенностями политической культуры современного российского общества являются:1) отсутствие устойчивой традиции участия основной массы населения в политической жизни;2) политическая инфантильность значительной части населения, доверчивость;3) беззаконие и произвол властей в центре и на местах при проведении политических акций;4) слабость политических партий и движений;5) раскол общества на два враждебных лагеря, два типа сознания и политической культуры;6) неприятие западных традиций. Таким образом, политическая культура современного российского общества находится в состоянии своего становления, испытывая серьезное воздействие со стороны геополитических и исторических факторов и радикальных преобразований, происходящих сегодня в обществе. Специфика, обусловленная своеобразием исторического развития, позволяет говорить об особом генотипе российской политической культуры.

Политика как соц. феномен

Политика (др.-гр. politike) означает гос. и обществ. дела, сферу деят., связ. с властными отношениями между людьми, соц. группами, классами, партиями, нациями и государствами. В соврем. «Политоло­гическом словаре», политика хар-ся как «соц. деят. в полит. сфере общества, направл. гл. образом на достижение, удержание, укрепление и реа­лизацию власти». Можно указать на следующие наибо­лее существенные свойства политики: она выступает как политическая деятельность, совокуп­ность рациональных действий, направленных на удовлетворение политических потребностей и интересов тех или иных социаль­ных субъектов. Политика заключает в себе, как правило, две стороны -объективную и субъективную. Объективная сторона -это не зависящие от сознания людей условия их политической деятельности. Совокупность теорий, идей, взглядов, концепций, точек зре­ния, имеющих политический характер, - это субъективная сто­рона. Она и представляет собой политическое сознание. В зависимости от специфики отражения в политическом созна­нии политических процессов выделяются политическая идеология и политическая психология. Политика — это совокупность общественных отношений по по­воду политической власти, а также отношений, связанных с осу­ществлением гражданских прав и свобод. Субъекты политики - это участники политического процесса, способные действовать активно, свободно и самостоятельно. индивиды; социальные группы; политические институты, такие специфические об­разования, как элиты и бюрократия. Социальные основы, средства и функции политики. Политика возникает в определенных географических, природ­ных, экономических, социальных, культурных условиях конкрет­ной страны, определяющих уровень ее цивилизованности, зрело­сти гражданского общества. От этих факторов зависят направ­ленность политики, возможности, средства и методы реализации власти. С общегосударственным макроуровнем политики обычно свя­зывают ее основные функции в обществе. Они характеризуют важ­нейшие направления воздействия политики на общество. К ним относятся: поддержание и укрепление целостности общества; разработка целей всего общества и составляющих его кол­лективных субъектов; авторитарное, обязательное для всех распределение дефи­цитных ценностей и благ; предотвращение и регулирование групповых конфликтов. Кроме этих задач, политика выполняет ряд специфических: поддержа­ние классового или социального господства; защита основопола­гающих прав человека; привлечение граждан к управлению госу­дарственными и общественными делами; обеспечение социаль­ной справедливости и общего блага и др. Многообразие функций политики свидетельствует о ее глубо­ком проникновении в общество, распространении на весьма раз­личные социальные явления.

Политика: структура, характерные черты, функции

Политика существует в различных ипос­тасях (формах) — в виде мышления, речи и поведения людей. Она имеет сложное строение. В научной литературе выделяются различные аспекты и составные части политики. Одно из наиболее широко распространенных препарирований (делений) политики — разграниче­ние в ней формы, содержания и процесса (отношений). Форма политики — это ее организационная структура, ин­ституты (в том числе и система правовых и организационных норм), придающие ей устойчивость, стабильность и позволяю­щие регулировать политическое поведение людей. Форма политики реально воплощается в государстве, парти­ях и группах интересов (ассоциациях и движениях), а также в законах, политических и правовых нормах. Содержание политики выражается в ее целях и ценностях, в проблемах, которые она решает, в мотивах и механизмах приня­тия политических решений. В политическомпроцессе отражается сложный, многосубъ­ектный и конфликтный характер политической деятельности, ее проявление как отношений различных социальных групп, орга­низаций и индивидов. Форма, содержание и процесс не исчерпывают строение политики. В качестве ее относительно самостоятельных элементов можно выделить 1) политическое сознание, включающее внутренний мир, менталитет, ценностные ориентации и установки индивидов, а также политические взгляды и теории; 2) нормативные идеи: программы и избирательные платформы политических партий, целевые установки групп интересов, политико-правовые нормы; 3) институты власти и борьбы за нее; 4) отношения властвования — господства и подчинения, а также политической борьбы и сотрудничества. Помимо составных частей и элементов в политике иногда выделяюттри уровня ее существования. Первый, собственно по­литический, макроуровень, характеризует государство как целое, публичную принудительную власть, ее устройство и функциони­рование в центре и на местах. Второй, микроуровень, политики охватывает отдельные организации: партии, профсоюзы, корпо­рации, фирмы и т.п. Здесь, как и в государстве в целом, также обнаруживаются внутренние явления и процессы, свойственные большой политике: выдвижение и реализация коллективных це­лей, принятие решений, распределение должностей и благ, при­менение санкций, соперничество индивидов и групп за власть, конфликты интересов и т.д. Третий, мегауровень, политики относится к деятельности международных организаций: ООН, НАТО, ЕЭС и т.п.

Политика – многообразный мир отношений, деятельности, поведения, ориентации, взглядов и коммуникационных связей между людьми по поводу власти и управления обществом. Основными факторами политики выступают социальные (этнические) группы и выражающие их интересы политические организации, институты, движения и лидеры. Цель политики заключается в ориентации общественного развития в благоприятном для человека направлении путем определения общих целей и согласованных средств их достижения. Политика возникла более 2,5 тыс. лет назад. Термин "политика" ввел древнегреческий философ Аристотель (384 – 322 гг. до н.э.). По его определению, политика – это цивилизованная форма общности, которая служила достижению "общего блага" и "счастливой жизни". Структура политики включает в себя одушевленные субъекты (участников) и неодушевленные элементы (политическую власть, политические отношения, политическое сознание, политическую культуру, политические организации). Субъекты политики: индивиды, социальные слои и группы, организации, участвующие в процессе реализации государственной власти или оказывающие влияние на нее. Элементы политики: Политические отношения: формы взаимосвязи субъектов политики – согласие, партнерство, конфликты, господство и подчинение между участниками политической жизни. Политическая власть: возможность и способность навязывать свою волю другому. Политическая организация: совокупность государственных и негосударственных институтов, выражающих интересы личности, группы, общества. Политическая культура: тип отношения к политическим явлениям, обнаруживающийся в поведении. Политическое сознание: политическая психология и политическая идеология, мотивы политического участия (идеи, чувства, переживания, ценности, оценки). Субъекты политики: индивиды, социальные группы, слои, массы, организации, участвующие в процессе реализации государственной власти. Функции политики и ее характерные черты 1Рационализаторская функция. Политика рационализирует конфликты и противоречия, предупреждает их или разрешает. 2 Управленческая и регулятивная функции. Политика не только выражает значимые интересы и потребности различных групп общества, но и обеспечивает их взаимодействие, оказывает на них влияние путем принятия политических решений. Политика управляет социальными процессами и регулирует их, используя социальное принуждение и насилие. 3 Гуманитарная. Выражается в гарантиях прав и свобод личности, обеспечении общественного порядка, гражданского мира и организованности. 4 Функция политической социализации. Политика открывает широкие возможности реализации групповых и индивидуальных интересов, включает личность в социальные отношения, передавая ей опыт и навыки преобразовательной деятельности, эффективного выполнения социальных ролей и функций. 5 Функция мобилизации и обеспечения эффективности общей деятельности. Политика обеспечивает их реализацию путем создания мотивационного механизма, предоставляя индивиду эффективные возможности для удовлетворения его социальных потребностей, изменения его социального статуса с помощью власти. 6 Функция обеспечения целостности и стабильности общества. Политика разрабатывает проекты будущего, определяет социальные ориентиры, изыскивая для их осуществления необходимые ресурсы. Характерные черты политики: • связь частного и общего, интереса личности и интереса социальной целостности (группы, страны, человечества) – мы входим в мир политики тогда, когда решаем не только свои частные проблемы, но действуем, исходя из понимания их связи с задачами, далеко выходящими за рамки наших личных интересов, когда этими проблемами заняты многие другие люди; Любой тип политики связан с решением проблем существования и функционировани

Наши рекомендации