Политология как наука. Место политологии в системе общественных наук.
Политология как наука. Место политологии в системе общественных наук.
Термин политология образуется из сочетания 2 греческих слов «polity» (что означало политический порядок, права гражданства,), и «logos» (знание). Политология – наука о политике. Нет однозначного определения термина «политика», это объясняется сложностью политики, богатством её содержания, многообразием свойств. Политика – это действия, направленные на власть, её обретение, удержание и использование.
Политология как наука о политике имеет сложную структуру и включает целый ряд более частных дисциплин: политическую философию, политическую теорию, политическую историю, теорию международной политики. Политическая философия исследует нормы, на основе которых функционирует политическая система общества, анализирует способы и средства познания политики.
Политическая теория рассматривает, прежде всего, институциональные аспекты организации власти. Она обращается к анализу основных элементов политической организации общества: государства, политических партий.
Теория международной политики исследует внешнеполитическую деятельность государств, партий и общественных движений, деятельность международных организаций и объединений.
Политология использует разнообразные методы исследования политической жизни общества. Под методом понимается совокупность логических операций позволяющих раскрыть содержание предмета исследования. Прежде можно выделить общие методы политологии: системный, деятельностный, бихевиористский, институциональный, ценностно-нормативный, исторический, структурно-функциональный, сравнительный. В последние годы для исследования политической жизни общества стали использовать и такие общенаучные методы как синергетика и теория катастроф.
Политология выполняет в обществе ряд социально значимых функций: познавательную, политической социализации, политической рефлексии, инструменталистскую диагностическую, прогностическую.
Как будет показано ниже, политология тесно связана с социологией, философией и другими гуманитарными дисциплинами. Есть расхождения в оценке границ и содержания политологии, круга охватываемых ею проблем, критериев выделения в самостоятельную научную дисциплину и т.д. Д. Истон (США), например, характеризует политическую науку как "исследование способов, которыми принимаются решения для общества".проблемы власти, формы государственной власти наряду с множеством других вопросов составляют предмет исследования политологии, а не только правоведения, государствоведения, философии и социологии. Таким же узким толкованием страдает и формулировка, предложенная М. Гравитц (Франция). Политическую науку она определяла как исследование человеческих возможностей по использованию институтов
2)Классификация и характеристика форм государства Аристотелем. АРИСТОТЕЛЬ (384-322 гг. до н.э.),
Государство является результатом естественного развития, а не божественного предначертания. Его главная цель - достижение блага всех граждан. Исторически государство представляет собой более позднее образование, чем индивид, семья и т.д., ибо возникает из разросшейся семьи. Форма государства определяется с одной стороны тем, во имя чего осуществляется само правление (во имя общей пользы или личного блага). Исходя из этого Аристотель подразделяет формы государства на правильные, при которых правители имеют в виду общую пользу, и неправильные, где в основе лежат только собственные интересы правителей. К правильным формам государства он относил монархию (царская власть), аристократию(господство лучших), и политию, а к неправильным - тиранию(власть одного), олигархию(богатые ради достиж. собств. выгоды); и демократию(правит свободный но бедный люд. Аристотель отдавал предпочтение политии, полагая, что благодаря сочетанию в себе лучших качеств аристократии и демократии полития обеспечивает правление подлинного большинства в интересах общей пользы.
Полития «-»народ некомпетентен, безответственен, доверчив, чаще голосует за болтуна.
Охлократия- власть толпы. .
Типология и ресурсы власти
Власть- способность осуществлять свою волю вне зависимости от желания тех, кого это затрагивает.
Вид власти: политич., экономическая, духовная
Экономическая власть—это контроль над экономическими ресурсами, собственность на различного рода материальные ценности.
Духовная власть основывается на внутренних убеждениях человека. Самая сильная.
Политическая власть — всякая организованная воля одной группы людей по отношению к другой, которая осуществляет подчинение во имя общих целей.
Классификация власти в зависимости от
1. источника власти: авторитет, сила, престиж, закон, богатство, знание, харизма
2. объекты власти: индивид, социальная группу, масса, класс
3. Ресурсы власти: принуждение, насилие, убеждение, поощрение , право.
4. функции власти: господство, руководство, регуляция, контроль, управление, организация, мобилизация
5. субъекты власти: государство, и его институты, политические элиты и лидеры, партии
6. Происхождение: теологическая(от бога),биологическая, психологическая( Ницше воля к власти-универсальный стимул, который объясняет стремление человека к самосовершенствованию), социальный
7. легитивность- готовность выполнять волю правителя. Типы:
ü традиционная: базируется на вере в обычай и традиции
ü рационально- легальные: основан на вере в законность формальных правил формирования власти
ü харизматическая
ü этническая
ü идеологическая
Ресурсы власти - совокупность средств и методов, применение которых обеспечивает возможность субъекту власти осуществлять влияние на объект
Теория происхождения государства:
1.Теологическая
2.биологическая :властно-подчинённые отношения есть среди высших животных и соответственно человеческая власть- это более сложная форма биологической власти
3.Психологическая теория. Фридрих Ницше и Зигмунд Фрейд. По Ницше, власть- это универсальная сила. Воля к власти - самое сильное стремление, власть освобождает человека от всякого рода зависимостей. Обладание властью – объективный критерии личностного превосходства.
4.Социологическая. Люди индивидуальны, но живут в обществе.должен быть механизм с помощью которого индивидуальное мнение преобразуется в общественное
.Под ресурсами власти следует понимать все те средства, использование которых обеспечивает влияние на объект власти в соответствии с целями субъекта. Ресурсы власти – это либо важные ценности (деньги, предметы потребления), либо средства, способные повлиять на внутренний мир человека (средства массовой информации), либо орудия, с помощью которых можно лишить человека тех или иных ценностей, высшей из которых считается жизнь (оружие, карательные органы). Ресурсы, наряду с субъектом и объектом, выступают одним из важнейших оснований власти. Они могут использоваться для поощрения, наказания или убеждения. Ресурсы власти очень многообразны. Существует несколько классификаций ресурсов. Согласно одной из них, ресурсы делятся на утилитарные, принудительные и нормативные. К утилитарным относятся материальные и другие социальные блага; к принудительным – меры уголовного и административного воздействия; к нормативным относятся средства воздействия на внутренний мир. Второй классификацией является деление ресурсов в соответствии с важнейшими сферами деятельности на экономические, социальные, политико-силовые и культурно-информационные. Экономические ресурсы – это материальные ценности, необходимые для общественного производства и потребления (деньги, продукты питания, полезные ископаемые и др.). Социальные ресурсы – способность повышения (или понижения) социального статуса или ранга, места в социальной иерархии (должность, престиж, образование и др.). Культурно-информационные ресурсы – знания и информация, а также средства их получения: институты науки и образования, средства массовой информации и др. Силовые ресурсы – это оружие и аппарат физического принуждения, специально подготовленные для этого люди. Специфическим ресурсом власти является сам человек (демографические ресурсы). Люди – это универсальный, многофункциональный ресурс, который создает другие ресурсы.
Хар-ка форм правления.
По ФОРМЕ ПРАВЛЕНИЯ, т.е. по способу организации верховной власти государства могут быть республиками - иметь выборные органы власти и монархиями - иметь единовластного верховного главу.
МОНАРХИЧЕСКАЯ форма правления. Монархия - это такая форма правления, когда главой государства является лицо, получающее и передающее свой государственный пост и особый почетный титул по наследству и пожизненно (король, император, султан и т.п.).
Хотя монарх - глава государства, на деле ему не всегда принадлежит верховная власть. Верховная власть в монархии зачастую осуществляется системой высших органов, включая главу государства, парламент, правительство, а иногда и неформальные структуры. Поэтому монархию принято подразделять на три вида: абсолютную, дуалистическую и парламентарную.
Абсолютная монархия до сих пор существует в нескольких странах (Оман, Бахрейн, Катар и др.) Особое значение в системе управления этих стран имеют семейный совет и мусульманская религия. Семейный совет состоит из членов правящей семьи, близких родственников короля и некоторых особо почитаемых знатоков Корана. Светская власть короля обычно соединяется с духовной.
В дуалистических монархиях есть конституция (нередко дарованная народу монархом), парламент, без участия которого законы не могут приниматься. Однако правительство назначается монархом и ответственно только перед ним, но не перед парламентом. Некоторые монархии, которые по конституции ближе к парламентарным (Иордания, Марокко, Непал), являются на деле дуалистическими. Монархи этих стран неоднократно распускали парламенты и правили без них годами, а то и десятилетиями.
В парламентарной монархии действует конституция, принятая демократическим путем, законодательной властью обладает избираемый парламент. Монарх юридически остается главой государства, но участия в управлении страной фактически не принимает. Правительство в парламентарной монархии ответственно только перед парламентом. Правительство формируется лидером партии большинства в парламенте, которого король назначает премьер-министром.
ПОНЯТИЕ РЕСПУБЛИКИ. Республика - форма правления, при которой главой государства является президент, избираемый на определенный срок из числа граждан, обладающих необходимыми "квалификациями" (определенный возраст, рождение в данной стране и др.). Есть и иные искаженные формы республики когда президент не избирается гражданами, а провозглашается таковым военными или революционным советом после государственного переворота; когда президент провозглашается пожизненным президентом и т. п. Принято делить республики на президентские-возглавляется правит. (США), полупрезидентские (Франция) и парламентарные-правительство на основе парламентского большинства (Индия).= смешанное-презид.-глава гос-ва, но возгл. Прав-во премьер министр, назнач. Презид.
Понятие полит конфликта
. Конфликт политический - острое столкновение разнонаправленных политических сил,
возникающее на основе борьбы за ценности и определенный статус, власть и ресурсы,
основной целью являются нейтрализация, нанесение ущерба или уничтожение соперника. Конф 1 из возмож вар-в взаимод-я полит.. К-ты, сигнализируя обществу и властям о сущ-х разногласиях, противор-х, несовпад позиц гражд, стим действия, спос постав ситуацию под контр, преод возникш возбужд-я в пол процессе. Только непрерывное выявление и урег-е конф-в можно счит-ся условием стабильного развития общ-ва. Так образно, можно утверждать, что только отдельн. разнов-ти ПК носят разрушит для общ-ва хар-р.
41) Субъекты мировой политики. Мировой политикой называют процессы выработки, принятия и реализации решений, затрагивающих жизнь мирового сообщества основными субъектами мировой политики являются государства и группы (союзы) государств ,борющихся за национальную независимость. Все более важными субъектами в международных отношениях становятся международные организации. Они обычно разделяются на межгосударственные или межправительственные и неправительственные организации. Как субъекты международных отношений международные организации могут вступать в межгосударственные отношения от своего собственного имени и в то же время от имени всех государств, входящих в них. Число международных организаций постоянно растет. Международные организации охватывают самые разные аспекты международных отношений. Они создаются в экономической, политической, культурной, национальной областях, имеют определенные особенности и специфику. В качестве примера различных международных организаций можно привести: — региональные организации, такие как Ассоциация Государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Европейское Экономическое Сообщество (ЕЭС, Общий рынок), Лига Арабских Государств (ЛАГ) и т. д.; Самую значительную роль в системе международных отношений играет Организация Объединенных Наций (ООН). Важными субъектами мировой политики выступают религиозные организации. Чрезвычайно влиятельным субъектом формирования и функционирования мировой политики выступают сами люди, которым по праву должна принадлежать решающая роль в выработке основных принципов внешнеполитической стратегии как своих стран, так и мира в целом. Но все же роль всех вышеназванных субъектов остается пока несоизмеримой с ролью государств, которые имеют полномочия представлять в мировой политике общество в целом, а не какую либо отдельно взятую социальную группу или политическую организацию. Вопросы, связанные с общенациональными задачами обеспечения суверенитета, безопасности, территориальной целостности, находятся в ведении именно государства. Политологи подчеркивают, что государство — единственный общенациональный институт, имеющий легитимные полномочия участвовать в отношениях с другими государствами, заключать договоры, объявлять войну. Государства по-прежнему остаются основными субъектами мировой политики и международных отношений. Влияние, силу государства на мировой арене можно представить как его способность, защищая собственные интересы, воздействовать на другие государства, на ход событий в мире.
43) Соотношение реформы и революции.
Реформа отражает постепенное медленное эволюционное развитие общества и соответствующее медленное урегулирование общественных противоречий и конфликтов.
Понятие революция отражает быстрое, катастрофическое развитие сопровождающее радикальной ломкой всех старых форм общественных отношений и государства.
Реформа - переустройство общества, его институтов, осуществляемое государственной властью для совершенствования данного строя либо для его коренного преобразования.
РЕВОЛЮЦИЯ - это коренное, полное преобразование структуры власти в обществе, радикальное изменение его политической системы, открывающее возможность значительных социально-экономических преобразований.
Принудительный характер осуществляемых в обществе перемен, сопротивление тех социальных сил, против которых они направлены, делает практически неизбежным большую роль насилия в любом революционном процессе.
Она всегда возникает на исходе затяжного, глубокого социально-экономического и политического кризиса и наступающего вследствие него хаоса.
РЕФОРМА характеризуется постепенностью намечаемых преобразований, а в ее программе акцент делается не на обеспечение полноты, радикальности и всесторонности их, а на доведение до конца, и этому придается ключевое значение. Считается, что такие изменения как бы вытягивают за собой цепь всех остальных социальных перемен.доведение до конца, поэтапность. существенное отличие от революции - в поэтапности изменений, наличии промежуточных звеньев в преобразовательном процессе.
Если революция и реформа нацелены на целостное в конечном счете преобразование политической системы.
44)Общее и особенное в политическом развитии современной России. Россия – сложное сочетание западных и восточных культур. Есть объективные предпосылки затрудняющие полноценную реализацию в России принципов рыночной экономики. В чистом демократические критерии в политической системе также не реализованы. Общая тенденция к открытому обществу, признание прав человека, свободы слова, демократических принципов формирования власти, в России общепризнанны, однако на современном этапе, полноценная реализация этих механизмов не позволит решить общегосударственные задачи.
Политология как наука. Место политологии в системе общественных наук.
Термин политология образуется из сочетания 2 греческих слов «polity» (что означало политический порядок, права гражданства,), и «logos» (знание). Политология – наука о политике. Нет однозначного определения термина «политика», это объясняется сложностью политики, богатством её содержания, многообразием свойств. Политика – это действия, направленные на власть, её обретение, удержание и использование.
Политология как наука о политике имеет сложную структуру и включает целый ряд более частных дисциплин: политическую философию, политическую теорию, политическую историю, теорию международной политики. Политическая философия исследует нормы, на основе которых функционирует политическая система общества, анализирует способы и средства познания политики.
Политическая теория рассматривает, прежде всего, институциональные аспекты организации власти. Она обращается к анализу основных элементов политической организации общества: государства, политических партий.
Теория международной политики исследует внешнеполитическую деятельность государств, партий и общественных движений, деятельность международных организаций и объединений.
Политология использует разнообразные методы исследования политической жизни общества. Под методом понимается совокупность логических операций позволяющих раскрыть содержание предмета исследования. Прежде можно выделить общие методы политологии: системный, деятельностный, бихевиористский, институциональный, ценностно-нормативный, исторический, структурно-функциональный, сравнительный. В последние годы для исследования политической жизни общества стали использовать и такие общенаучные методы как синергетика и теория катастроф.
Политология выполняет в обществе ряд социально значимых функций: познавательную, политической социализации, политической рефлексии, инструменталистскую диагностическую, прогностическую.
Как будет показано ниже, политология тесно связана с социологией, философией и другими гуманитарными дисциплинами. Есть расхождения в оценке границ и содержания политологии, круга охватываемых ею проблем, критериев выделения в самостоятельную научную дисциплину и т.д. Д. Истон (США), например, характеризует политическую науку как "исследование способов, которыми принимаются решения для общества".проблемы власти, формы государственной власти наряду с множеством других вопросов составляют предмет исследования политологии, а не только правоведения, государствоведения, философии и социологии. Таким же узким толкованием страдает и формулировка, предложенная М. Гравитц (Франция). Политическую науку она определяла как исследование человеческих возможностей по использованию институтов
2)Классификация и характеристика форм государства Аристотелем. АРИСТОТЕЛЬ (384-322 гг. до н.э.),
Государство является результатом естественного развития, а не божественного предначертания. Его главная цель - достижение блага всех граждан. Исторически государство представляет собой более позднее образование, чем индивид, семья и т.д., ибо возникает из разросшейся семьи. Форма государства определяется с одной стороны тем, во имя чего осуществляется само правление (во имя общей пользы или личного блага). Исходя из этого Аристотель подразделяет формы государства на правильные, при которых правители имеют в виду общую пользу, и неправильные, где в основе лежат только собственные интересы правителей. К правильным формам государства он относил монархию (царская власть), аристократию(господство лучших), и политию, а к неправильным - тиранию(власть одного), олигархию(богатые ради достиж. собств. выгоды); и демократию(правит свободный но бедный люд. Аристотель отдавал предпочтение политии, полагая, что благодаря сочетанию в себе лучших качеств аристократии и демократии полития обеспечивает правление подлинного большинства в интересах общей пользы.
Полития «-»народ некомпетентен, безответственен, доверчив, чаще голосует за болтуна.
Охлократия- власть толпы. .