Государство:его сущность и признаки.

Государство — это политическая целостность, образуе­мая национальной или многонациональной общностью, закреплен­ной на определенной территории, где поддерживается юридичес­кий порядок, установленный элитой, которая монополизирует ин­ституционализированную власть, обладая законным правом применения принуждения. В современной политологии настойчиво подчеркивается ин­ституциональный аспект государства. С точки зрения этого подхода, государство — это совокупность взаимосвязанных учреждений и организаций, составляющих особую систему управления основны­ми сферами общественной жизни. К таким учреждениям и организациям относятся: 1) предста­вительные учреждения; 2) надзорно-контрольные инстанции; 3) ор­ганы охраны общественного порядка; 4) вооруженные силы. Существует и более узкий подход к государству, где государ­ство понимается как организация политической власти, существу­ющая в определенной стране. Наиболее общими признаками государства являются:

1) территориальный, очерчивающая границы государства. Законы и полномочия государства распространяются на людей, проживаю­щих на определенной территории;

2) суверинитет-внешний и внутренний;

Внутренние- право гос-ва управлять своими гражданами по своему усмотрению

Внешние- другие страны не имеют право вмешиваться во внутренние дела гос-ва

3) всеобщность влияния

4)право на применение насилия;

5)правотворчество-создание нормативных актов, обязательных для выполнения.

6) налоги, взимаемые с населения для покрытия расходов го­сударства при осуществлении своих функций.

По ФОРМЕ ПРАВЛЕНИЯ, т.е. по способу организации верховной власти государства могут быть республиками - иметь выборные органы власти и монархиями - иметь единовластного верховного главу.

По форме ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА - организации составных частей - государства бывают едиными (унитарными), федеративными и конфедеративными.

Важной характеристикой государства является политический РЕЖИМ - совокупность приемов, способов осуществления политической власти. Политические режимы могут быть демократическими, авторитарными или тоталитарными.

Государство относится к наиболее устойчивой структуре по­литической организации общества, является ее основой в силу того, что выполняет ряд функций, отличных от деятельности других

субъектов политической системы.

Функции государства— это обя­занности, круг деятельности, назначение, роль в наиболее концент­рированной, обобщенной форме.

Принято выделять внутренние и внешние функции. К внут­ренним функциямотносятся политическая(гос-во выделяет механизм управления, принципы и цели развития),, экономическая(определение форм собственности), социальная(больницы, библиотеки),, культурно-вос­питательная(поддержка национал. культ.)

Внешние функции государствасвязаны с защитой границ, территории страны (оборонная), вмешательством в дела других го­сударств (военно-агрессивная, насильственная), поддержанием и развитием межгосударственных отношений (дипломатическая), а также осуществлением внешней торговли, координацией совмест­ной деятельности с другими государствами в различных сферах, участием в блоках, союзах и др.

Хар-ка форм правления.

По ФОРМЕ ПРАВЛЕНИЯ, т.е. по способу организации верховной власти государства могут быть республиками - иметь выборные органы власти и монархиями - иметь единовластного верховного главу.

МОНАРХИЧЕСКАЯ форма правления. Монархия - это такая форма правления, когда главой государства является лицо, получающее и передающее свой государственный пост и особый почетный титул по наследству и пожизненно (король, император, султан и т.п.).

Хотя монарх - глава государства, на деле ему не всегда принадлежит верховная власть. Верховная власть в монархии зачастую осуществляется системой высших органов, включая главу государства, парламент, правительство, а иногда и неформальные структуры. Поэтому монархию принято подразделять на три вида: абсолютную, дуалистическую и парламентарную.

Абсолютная монархия до сих пор существует в нескольких странах (Оман, Бахрейн, Катар и др.) Особое значение в системе управления этих стран имеют семейный совет и мусульманская религия. Семейный совет состоит из членов правящей семьи, близких родственников короля и некоторых особо почитаемых знатоков Корана. Светская власть короля обычно соединяется с духовной.

В дуалистических монархиях есть конституция (нередко дарованная народу монархом), парламент, без участия которого законы не могут приниматься. Однако правительство назначается монархом и ответственно только перед ним, но не перед парламентом. Некоторые монархии, которые по конституции ближе к парламентарным (Иордания, Марокко, Непал), являются на деле дуалистическими. Монархи этих стран неоднократно распускали парламенты и правили без них годами, а то и десятилетиями.

В парламентарной монархии действует конституция, принятая демократическим путем, законодательной властью обладает избираемый парламент. Монарх юридически остается главой государства, но участия в управлении страной фактически не принимает. Правительство в парламентарной монархии ответственно только перед парламентом. Правительство формируется лидером партии большинства в парламенте, которого король назначает премьер-министром.

ПОНЯТИЕ РЕСПУБЛИКИ. Республика - форма правления, при которой главой государства является президент, избираемый на определенный срок из числа граждан, обладающих необходимыми "квалификациями" (определенный возраст, рождение в данной стране и др.). Есть и иные искаженные формы республики когда президент не избирается гражданами, а провозглашается таковым военными или революционным советом после государственного переворота; когда президент провозглашается пожизненным президентом и т. п. Принято делить республики на президентские-возглавляется правит. (США), полупрезидентские (Франция) и парламентарные-правительство на основе парламентского большинства (Индия).= смешанное-презид.-глава гос-ва, но возгл. Прав-во премьер министр, назнач. Презид.

Наши рекомендации