Этапы становления и развития политологии. место политологии в системе общественных наук

ПРЕДМЕТ ПОЛИТОЛОГИИ

Существует множество определений политики, что обусловлено многогранностью самого явления и соответственно сложностью его познания. В первую очередь, политика – область отношений между различными социальными общностями (классами, нациями, социальными группами и слоями). Объектом политологии является политическая действительность или политическая сфера жизни общества.

Имеются существенные разногласия в оценке границ, содержания политологии, круга охватываемых ею проблем и даже названии этой области знания. Наряду с понятием "политология" широко употребляются термины "политическая наука". Во многом это объясняется различными национальными традициями в использовании политических терминов, плюрализмом научных школ и направлений политической мысли. Но основная трудность в определении предмета политологии обусловлена сложностью и многоплановостью объекта политологического знания. Сфера политики, политические отношения, институты и процессы изучаются не только политологией, но и другими социальными и гуманитарными науками – философией, социологией, правоведением, психологией, историей и др. Существует целый комплекс научных дисциплин, которые возникли на стыке политологического и иного обществоведческого знания – политическая философия, политическая социология, теория государства и права и т.д.

Предмет политологии можно определить в широком и узком смысле слова. В широком смысле слова политология выступает как общая, интегративная наука о политике во всех ее проявлениях, включающая в качестве составных частей политическую социологию, философию, географию, психологию и другие дисциплины. Политология предстает здесь как междисциплинарная сфера гуманитарного знания с высокой степенью сложности и многомерной структурой. Ее интересует весь "мир политического" как особая сфера жизнедеятельности людей, связанная с властными отношениями, с государством и государственным устройством, институтами, принципами, нормами.

Политология в таком ее понимании объясняет не только отдельные аспекты политической действительности, но все синтезе. Политология как интегративная, комплексная отрасль имеет своим предметом раскрытие сущности политики как целостного общественного образования, выявление ее внутренних и внешних связей и отношений, определение основных закономерностей политического развития.

Согласно другой точке зрения, политология представляет собой лишь одну из наук о политике. Как относительно самостоятельная область политических исследований, она не охватывает всю политическую проблематику, а имеет свой специфический предмет изучения. Предметом политологии в узком смысле слова являются закономерности становления и развития политической власти, формы и методы ее функционирования в государственно-организованном обществе.

Своеобразие политологии заключается в том, что все социально-политические явления и процессы она рассматривает через призму политической власти.

Итак, предмет политической науки – стороны, свойства и отношения политической жизни и политической системы общества, которые выражают их сущностные признаки.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ БЕЛАРУСИ

Развитие политических теорий и концепций происходило не только в Западной Европе. Оригинальные, своеобразные идеи о политике, власти, государстве, законе, гражданине возникали и развивались и в Беларуси.

Зарождение политической мысли у восточных славян совпадает с возникновением у них государственности. В древних летописях, трактатах, поучениях, литературных произведениях мы находим интересные суждения о политике. В Беларуси политическая мысль развивалась под влиянием политической ситуации, однако это сочетание влияний лишь обогатило беларускую политическую мысль. До XIV века ее развитие шло в тех рамках, что и во всей Руси – первыми политическими работами были произведения духовных лиц: Ефросиньи Полоцкой и Кирилла, епископа Туровского (XII век), посвященные идее укрепления княжеской власти и православной церкви на благо людям.

В процедуре укрепления феодального порядка в ВКЛ появляется опубликованные на древне-белорусском языке правовые акты. Большой интерес представляет статуты ВКЛ. Они представляют собой полный свод законов, благодаря которым общественная жизнь была заключена в четкие правовые рамки. Это своеобразная феодальная конституция, согласно которой права и обязанности разных сословий отличались друг от друга, но зависели не от чьей-либо личной воли, а только от закона.

Как в Западной Европе, так и в Беларуси в 15-16 веках возникло идейно-политическое течение, связанное с общеевропейским гуманизмом, реформацией и возрождением. У истоков гуманистического видения стоял Ф. Скорина. Он оставил богатейшее философское и литературное наследие, которое содержит суждения о политике. Основной интерес он проявлял к праву и закону. Законы он дели на 2 категории: естественные и написанные на бумаге. Естественные законы возникли из естественных прав человека. Они заложены в самой его природе. Законы, написанные на бумаге, появлялись тогда, когда люди преступали естественные законы и начинали безобразничать. Закон призван положить этому конец. Он настаивал на том, что перед законом все равны. Законность и правопорядок стали бы нормой общества. Гуманизм Скорины отличался демократичностью. Как один из лучших представителей гуманизма эпохи Возрождения, Скорина являлся сторонником идеи «вечного мира».

В 16 веке в Беларуси множество гуманистов. Многие из них имеют умеренные политические взгляды, выступали лишь за совершенствование и реформирование демократического общества (Гусовский, Будный и др.). Часть выступала за радикальные изменения существующего государственного строя, за уничтожение крепостного права, за превращение городских плебеев и ремесленников в свободных собственников и равноправных граждан. С резкой критикой католической церкви, наиболее безобразное проявление крепостничества выступал Будный. В своем главном политическом произведении «О светской власти» он выступил с критикой феодализма. В этом труде он обосновал свой политический идеал – монархию, во главе с просвещенным монархом. Он выдвигал положения о божественном происхождении власти и воля Бога обязательна для всех. Власть бывает несправедлива, т.к. люди используют ее в корыстных целях. К ним он относил установление порядков в государстве, охрану интересов личности и государства.

К числу крупных мыслителей Беларуси относятся Волон, Сапега. Большая часть их публикаций посвящена религиозным вопросам. Вместе с тем довольно четко и основательно отражены политические идей в частности идея правового государства. Они считали, что всякая власть неизбежно вырождается в тиранию, если она не будет опираться на право, жестко ограничивать свою деятельность законами.

Основной политической темой в трудах мыслителей 16-18 веков является борьба с польскими феодалами. Один из них – Казимир Лыщинский «Трактат о не существовании Бога». Изложены оригинальные атеистические, общественно-политические идеи. Сторонник идеи утопического социализма в Беларуси. В своей утопии высказывал идей имущественной революции, всеобщности труда, справедливого деления материальных богатств, осуждал войны.

После трагического финала восстания 1830-1831 гг. в Беларуси начало формироваться революционно-демократическое направление общественной мысли. Нужны были народные массы.Савич – создал «Демократическое общество». Выступал за освобождения крестьян от крепостничества через вооруженное восстание. За право каждого народа на национальную самостоятельность, за дружбу между народами Беларуси, России, Польши, Украины.

Калиновский – взгляды: критика феодально-крепостнических отношений; идеал справедливого общественного строя, в котором созданы все условия для счастья человека и его труда; пути осуществления этого идеала. Развивая идеи русских революционных демократов он вскрыл сущность крепостной эксплуатации во всех ее формах, показал паразитизм помещиков, исключительно тяжелое положение крестьян. Критиковал абсолютизм, его громадный бюрократический аппарат управления, систему взяточничества, сравнивал чиновников с саранчой. Новое общество должно быть обществом трудящихся. Он был защитником беларуских крестьян, выразителем их стремлений к социальному реформаторству, мечтал раздать землю крестьянам. Осуществление всех проектов связывал с крестьянской революцией.

Общий обзор политической мысли показывает, что в центре внимания тех, кто изучал политику, постоянно находились вопросы государства, права, власти, свободы, справедливости. Эти "вечные" проблемы каждый раз возникали заново в новой исторической обстановке. Но при этом их решение всегда вбирало в себя мудрость предшествующих эпох.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ

Возникновение концепций политической модернизации относится к 50-м годам, когда встала проблема разработки политики Запада по отношению к развивающимся странам. Ее основой послужила теория модернизации, которая определила: а) направление развития: от традиционного общества к рациональному; б) пути реализации этого направления: научно-технический прогресс, социально-структурные изменения, преобразования нормативных и ценностных систем. Была создана общая модель глобального процесса цивилизации. Наиболее известными представителями теорий политической модернизации являются Г.Алмонд, С.Верба, Л.Пай, С.Хантингтон, Д.Дарендорф, Р.Даль.

Выделяя стержневое направление в рамках общей модели глобального процесса, теория модернизации учитывает специфику его проявления в различных социально-политических условиях. Эта дифференциация нашла отражение в обосновании двух типов модернизации: оригинальная модернизация – она присуща странам, которые совершают переход к рациональным общественным структурам в результате постепенного развития внутренних процессов; вторичная (отраженная) – она свойственна странам, которые отстали в своем развитии и совершают «осовременивание» вдогонку.

В наши дни теория модернизации служит обоснованием характера и направлений политических изменений. Центральной проблемой теории политической модернизации является анализ политических систем переходного периода. Теорию модернизации следует рассматривать в контексте социально-экономического, политического развития мирового сообщества.

Опыт показал, что своеобразие процессов модернизации определяется совокупностью социально-экономических, политических факторов. Необходимо учитывать: исходную модель экономических отношений (сложилась или нет рыночная экономика до начала политических преобразований); одновременно или поочередно решаются задачи экономического и политического реформирования; каков тип предшествующего недемократического режима (тоталитарный или авторитарный); способ перехода от диктаторского режима к демократии; происходит становление или возрождение демократии; содержание национальных традиций, состояние общественного сознания.

Политическая модернизация проходит в условиях конфликта между национальными политическими культурами и общецивилизационными ценностями. Неизбежно в каждой стране возникает проблема: - идти ли путем копирования каких-либо моделей развития и акцент делать на перенесение в данную социально-политическую ситуацию уже имеющихся образцов,- создавать оптимальный вариант политической системы, адекватный всему комплексу конкретных условий данного общества?

Наряду с противоречием, связанным с конфронтацией универсальных стандартов и традиционных ценностей, в процессе модернизации проявляется противоречие между многообразием социально-политических интересов, сформировавшихся в обществе, и возможностями политической системы принимать эффективные решения. Эти противоречия пронизывают все сферы общественной жизни, влияют на формирование политических интересов и способы их взаимодействия. Знание противоречий модернизации позволяет выработать оптимальный вариант политической позиции, ослабляющей проявление типичных для переходного состояния кризисов.
Необходимо учитывать, что в период модернизации приходят в движение различные социальные группы, стремящиеся оформить свои политические интересы и получить доступ к принятию решений. Правящая элита может избрать один из вариантов действия: подавление путем насилия, юридическое признание оппозиции, не только формальное признание оппозиции, но и сотрудничество с ней. Кризис участия возникает в той ситуации, когда правящая элита препятствует политической активности групп, стремящихся получить доступ к власти. Поскольку в ходе модернизации создается угроза статусу основных традиционных институтов, а динамизм изменения социальной структуры порождает такую ситуацию, что не все группы получают доступ к сфере принятия решений, то взаимодействие общества и власти может принять конфликтную форму, выливающуюся в кризис легитимности. Он означает отсутствие признания обществом данной политической системы, методов деятельности политической власти.
Мозаичная картина модернизируемого общества отражается во взаимосвязи следующих процессов: разрыв между экономическими отношениями и становлением политической системы; разрыв между системой ценностей, на которых основывалась легитимность власти, и изменениями, приводящими общественные отношения в противоречия с этими ценностями; растущая неудовлетворенность, вызванная несоответствием между ожидаемыми благами и реальными последствиями правительственных решений.

Итак, политическая модернизация – это сложный, длительный процесс демократизации общества, формирования нового типа взаимодействия общества и власти. В ходе его проявляются кризисы, порожденные динамизмом общественной жизни, противоречиями модернизации политической системы, всем комплексом социально-экономических факторов.

ПРЕДМЕТ ПОЛИТОЛОГИИ

Существует множество определений политики, что обусловлено многогранностью самого явления и соответственно сложностью его познания. В первую очередь, политика – область отношений между различными социальными общностями (классами, нациями, социальными группами и слоями). Объектом политологии является политическая действительность или политическая сфера жизни общества.

Имеются существенные разногласия в оценке границ, содержания политологии, круга охватываемых ею проблем и даже названии этой области знания. Наряду с понятием "политология" широко употребляются термины "политическая наука". Во многом это объясняется различными национальными традициями в использовании политических терминов, плюрализмом научных школ и направлений политической мысли. Но основная трудность в определении предмета политологии обусловлена сложностью и многоплановостью объекта политологического знания. Сфера политики, политические отношения, институты и процессы изучаются не только политологией, но и другими социальными и гуманитарными науками – философией, социологией, правоведением, психологией, историей и др. Существует целый комплекс научных дисциплин, которые возникли на стыке политологического и иного обществоведческого знания – политическая философия, политическая социология, теория государства и права и т.д.

Предмет политологии можно определить в широком и узком смысле слова. В широком смысле слова политология выступает как общая, интегративная наука о политике во всех ее проявлениях, включающая в качестве составных частей политическую социологию, философию, географию, психологию и другие дисциплины. Политология предстает здесь как междисциплинарная сфера гуманитарного знания с высокой степенью сложности и многомерной структурой. Ее интересует весь "мир политического" как особая сфера жизнедеятельности людей, связанная с властными отношениями, с государством и государственным устройством, институтами, принципами, нормами.

Политология в таком ее понимании объясняет не только отдельные аспекты политической действительности, но все синтезе. Политология как интегративная, комплексная отрасль имеет своим предметом раскрытие сущности политики как целостного общественного образования, выявление ее внутренних и внешних связей и отношений, определение основных закономерностей политического развития.

Согласно другой точке зрения, политология представляет собой лишь одну из наук о политике. Как относительно самостоятельная область политических исследований, она не охватывает всю политическую проблематику, а имеет свой специфический предмет изучения. Предметом политологии в узком смысле слова являются закономерности становления и развития политической власти, формы и методы ее функционирования в государственно-организованном обществе.

Своеобразие политологии заключается в том, что все социально-политические явления и процессы она рассматривает через призму политической власти.

Итак, предмет политической науки – стороны, свойства и отношения политической жизни и политической системы общества, которые выражают их сущностные признаки.

ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ПОЛИТОЛОГИИ. МЕСТО ПОЛИТОЛОГИИ В СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК

Политическая наука занимает значимое место в современном обществознании. Это объясняется первостепенной ролью политики в жизни общества. С древних времен политика выделяется как одна из важных сфер человеческой деятельности и оказывает огромное воздействие на судьбы стран и народов, а во многом и на повседневную жизнь каждого конкретного человека. Поэтому закономерно в человеческом знании зародилась и сформировалась особая отрасль научных исследований, занимающаяся изучением политики.

Термин "политология" образован на основе двух греческих слов: politikа – общественные, государственные дела и logos – учение, слово. Автором первого понятия считают Аристотеля, второго – Гераклита. Из данного словосочетания следует, что политология – это учение, наука о политике. В Европе утвердился термин «политология», а в США и англосаксонских странах используется понятие «политическая наука».

Политика – область отношений между различными социальными общностями (классами, нациями, социальными группами и слоями).

Этапы становления и развития политологии:

1. Развитие политической мысли в древности и Античности

Становление и развитие политической мысли начинается с возникновения политической власти и государства с II и I тысячелетий до н.э. На Древнем Востоке представления о политике и власти носили религиозно-мифологический характер.

В сер. I тысячелетия до н.э. в эпоху Античности происходит переход от мифологического сознания к рационально-критическому мышлению, возникает философия. Знание о политике, которое развивалось с древности до появления современной политической науки, можно назвать протополитикой. Проблемы политики, права, закона философы рассматривали в рамках философско-этических концепций, через призму справедливости, добра, общего блага. Главным предметом исследования было государство и поиск наилучшей формы правления. Вершиной развития политической мысли античной Греции были работы Платона и Аристотеля.

Политические идеи древнегреческих философов получили свое развитие у римских мыслителей и государственных деятелей: много внимания уделяли проблемам соотношения права и закона, верховенству правовой справедливости. Принцип номократии – верховенства закона, которому подчиняются и граждане и государство, Цицерон считал связующей силой, основой совместного существования свободных граждан.

В Античности в рамках философского знания развивались политические теории, изучавшие сущность и происхождение государства, поиск наилучшей формы правления, обоснование идеи о том, что управлять должны лучшие, знающие.

2. Политические учения средневековья

В средние века политическая мысль развивалась в рамках христианского, религиозного мировоззрения и богословия, власть понималась как божественная по происхождению. Наибольший интерес у христианских богословов вызывала проблема соотношения мирской и духовной власти. Августин Блаженный, Фома Аквинский. (отделение духовной власти от светской).

В средние века господствовал теологический подход к анализу политики, государства и права. Многое из античной социально-философской традиции было утрачено или трансформировано в контексте христианского богословия.

3. Политическая мысль в период Возрождения

Охватывает XIV–XVI вв. Это время духовной революции, смены мировоззренческих ориентиров: происходит освобождение политического знания от теологии; сфера политики исследуется не с религиозно-этических, а с рационально-критических позиций.

Основная идея эпохи Возрождения носила гуманистический характер. Главное место в политических учениях занимали проблемы формирования централизованного государства и эффективной власти светского властителя. Государство стало рассматриваться как организация, которая должна дать людям защиту и безопасность.

Выдающимися политическими мыслителями этого времени были Н. Макиавелли и Ж. Боден. Главной заслугой Н. Макиавелли было то, что он анализирует политику не с позиций «должного», а с позиций «сущего», т.е. с позиций «действительной правды вещей». Заслугой Ж. Бодена была разработка идеи государственного суверенитета.

В период Возрождения и Реформации политическая теория освобождается от теологии. Происходит становление гражданской концепции политики. Знание о политике рационализируется. Основным предметом исследовательского интереса становится государство.

4. Развитие политического знания в Новое время

Формируются не только гражданская, но и социальная концепция политики. В XVII–XVIII вв. продолжалось развитие гражданской трактовки политики в трудах
Т. Гоббса, Дж. Локка, Ш.Л. Монтескье, Дж. Мэдисона.

Исследовательский интерес был направлен на выявление причин возникновения человеческого общества и государства, сущность отношений между личностью, обществом и государством. В этот период создаются теории общественного договора (идея о том, что государство является результатом добровольного соглашения людей, которые создали государство для защиты своих естественных прав и свобод), естественно-правового равенства людей, разделения властей, конституционного правления, гражданского общества.

Политические теории обосновывали политический идеал общества, в котором господствует правовое равенство и свобода всех граждан независимо от их социального происхождения и положения. Ценность человеческой личности, приоритет личных прав и свобод с этого времени становятся основой для социального действия.

В ХVII в. появляются социальные концепции политики, в которых политика анализируется через призму общественных отношений и интересов.

В ХIХ в. окончательно оформляются основные современные идеологии – либерализм, консерватизм, социализм.

Этот период отличается пристальным вниманием к анализу социальных основ политики и к взаимодействию политики и экономики. В сер. ХIХ в. возникает марксизм. Суть диалектико-материалистического подхода к политике состоит в понимании ее как надстройки по отношению к экономической структуре общества. Маркс доказывал, что все явления политической жизни коренятся в материальных, экономических отношениях и в своем существовании зависят от экономического базиса.

Накопленные теоретические и эмпирические исследования, применение новых методов к изучению политических институтов и отношений привели к выделению в конце этого периода политологии в самостоятельную научную дисциплину.

5. Политология как самостоятельная дисциплина

Политология как самостоятельная научная дисциплина в современном ее понимании сложилась в к. XIX – нач. XX вв. Это стало возможно в результате развития публичной политики; утверждения в промышленно развитых странах важнейших государственных и политических институтов, составивших в совокупности современную политическую систему (утверждение парламентаризма, разделение властей, избирательные системы, возникновение партий); развития научно-рационалистической методологии исследований.

В 1857 г. в Колумбийском колледже США создается кафедра "История и политическая наука", где Френсис Либер начал читать курс политической теории. Широкая сеть политических научных и учебных центров возникает и в странах Западной Европы.

В XX в. процесс выделения политологии в самостоятельную научную и учебную дисциплину завершился, оформились ее важнейшие национальные школы и направления. В 1949 г. была создана Международная ассоциация политической науки. Курс политологии был рекомендован для изучения в учебных заведениях стран-членов ЮНЕСКО. В настоящее время политология относится к числу престижных и значимых общественных наук, занимая лидирующие места по числу проводимых исследований и количеству публикаций.

6. Политология в СССР и СНГ

Что касается бывшего СССР, то здесь политология как самостоятельная наука долгое время не признавалась и трактовалась как антимарксистская, буржуазная лженаука. Отдельные политические исследования осуществлялись в рамках научного коммунизма, исторического материализма, истории КПСС, теории государства и права, государственного права зарубежных стран, однако их познавательные возможности были крайне ограничены. Развитию подлинной политической науки препятствовали догмы официального марксизма, изолированность советского обществоведения от мировой общественно-политической мысли.

Ситуация начала меняться лишь со второй половины 80-х годов по мере демократизации общества и трансформации политической системы. В настоящее время официально признан статус политологии как научной отрасли знаний и учебной дисциплины. Созданы институты и центры политических исследований, ведется подготовка профессиональных политологов. С 1989 г. курс политологии преподается в учебных заведениях Беларуси.

Таким образом, общество осознало необходимость и объективную потребность в развитии научной теории политики и ее практическом применении. Несмотря на определенные, вполне объяснимые трудности роста, политология постепенно занимает подобающее ей место в системе общественных наук и оказывает влияние на реальные политические процессы.


Наши рекомендации