Политические элиты и лидер полит системе.
Понятие элита в переводе с лат. означает – лучший, качественный. В литературе встречается большое кол-во определений элит. Под элитой понимаем властвующую часть общ-ва, с правящей силой. Если суммировать различные точки зрения, можно констатировать, что данным понятием обозначаются разные группы людей имеющих высокое положение в общ-ве, обладающих престижем, властью, богатством. Полит. элита и властвующая элита, они не равнозначны. Понятие властвующая элита включает в себя группы непосредственно участвующих во властных процессах. Сюда входит, полит., экономическая, военная и др. виды элит. Т.о. полит. элита – это лишь часть властвующей элиты. Военная элита – это представители верховного командования. Полит. элита – определенная группа, слой общ-ва, которая концентрирует в своих руках гос. власть и занимает командные посты, упр-ем общ-ом. Полит. элита современных гос. представлена монархами, президентами, депутатами, членами верховного суда, губернаторами и т.д. Персональный состав полит. элиты меняется с течением времени, однако, ее должностная структура остается практически неизменной. В середине 20 в в западных гос-ах: США, Великобритания, ФРГ, был проведен анализ состава полит. элиты. Он показал, что наиболее активный возраст, входящих в элиту это 50 – 60 лет. Как правило, эти люди заканчивают 1 или 2 высших учреждения. Подавляющее большинство из них крупные собственники. По имеющимся оценкам с разных стран, число полит. элиты не превышает от 2-4 тыс. чел. т.е. это весьма узкий немногочисленный слой граждан.
Концепция полит лидерства. Понятие лидер с англ. ведущий, управляющий другими людьми. Полит. лидер не просто ч-к, который руководит полит. процессами, он осуществляет фун-ии по управлению полит. организациями или движениями. Полит. лидер- это тот кто способен изменить ход событий. Как показывает история полит. лидеры крупных масштабов, проявляются в кризисные, переломные периоды общественного развития. Они становятся инициаторами и организаторами полит-общественных программ, которые помогают обществу преодолеть огромные трудности. Лидеры такого масштаба: президент США – Рузвельт, во Франции- Декор, в Великобритании – п-м Черчилль. В зависимости от тех или иных целей, которые они ставят перед собой, лидеры делятся: Александр 3 – консерватор, Маркс – революционер. В зависимости от используемых методов их управления, лидеры делятся на: демократы (Линкольн), тоталитарный (Сталин), анархический (Бакунин). В зависимости от того на чем основывается легитимность власти, лидеры делятся на: легальный (М. Течер), харизматичный (Наполеон 1), традиционный (Петр 1).Фун-ии полит. лидеров. Эти фун-ии во многом предопределяются целями, которые они ставят перед собой в той или иной ситуации. . В чрезвычайных, критических ситуациях приходится выполнять следующие фун-ии: 1. Аналитическая. От лидера ждут авторитетной, мудрой и современной оценке полит. ситуации. 2. Фун-ия разработки программных действий. Большую роль играют личностные качества, его решительность, энергия, ум, интуиция, смелость, способность брать на себя большую ответственность. 3. Фун-ия мобилизации об-ва на выполнение программы. Зависит от умения и способности полит. лидера вступать в контакт с полит. массами, убеждать, привлекать на свою сторону колеблющихся. 4. Новаторская фун-ия. Аккумулирует новые идеи и концепции полит. лидеров. Формирование новых социальных целей и задач, обосновывает стратегические приоритеты и тактические методы. 5. Коммуникативная фун-ия. Предполагает отражение всего спектра потребностей и интересов людей, как в полит. манифестах, так и в их полит. деятельности. 6. Организаторская фун-ия. Она вытекает из новаторской и коммуникативной. Речь здесь идет о мобилизации народных масс, на выпонение полит программы и решений в жизнь.
22.Роль лидера функционирований политики.
Понятие лидер означает ведущий, управляющий другими людьми.Политический лидер-это не просто человек,который руководит политическим процессом,он осуществляет функции по управлению обществом,политикой,организацией или движением..полит лидер это тот,кто способен изменить ход событий историй и направлять политический процесс.В современном мире государственным лидером является премьер министр,монах,президенты и т.д.Как показывает история яркие политические лидеры крупного масштаба появляются в кризисные периоды.Они становятся инициаторами и организаторами политических и общественных программ,которые помогают обществу преодолеть трудности.Например Рузвельд президент США,дважды был избран президентом США и с нарушениями был избран в третий раз.В зависимости от тех целей,которые ставятся перед лидером,они делятся на:1)консерваторов Александр 3,консерватизм Александра 3 заключался в том,чтобы сохранить мир для России.В его период правления Россия не участвовала в войнах.Его называют миротворцем.2 союзника армия и флот.2)Реформатор.Революционеры Маркс,основа положения марксизма.В зависимости от используемых методов управления,лидеры делятся:1.демократические.2.авталитароно-таталитарные (Сталин)3.анархические.В зависимости от того,на чем основаны лигитивности делятся:1.традиционные (Петр1,его заслуга велика в России,под его руководством Россия вышла в один ряд передовыми державами,она стала называется империей)2.Легальные(Тетчер).3.Харизматические(Банапар).Кризис сложной ситуации.Лидеру приходится выполнять следующие организации:1.аналитическую(от лидеру ждут авторитарной,мудрой и совершенной оценки ситуации).2.Разработка программы.3.функции любилизации общества на выполнение принятой программы.Здесь многое зависит от умения и способности политического лидера вступать в контакт с широкими массами.Некоторые политики могут грешить популизмом,т.е. исчут деловую популярность,дают обещания,также преследуют минутные цели.4.наваторская функция включает в себя провозглашение новых идей,канцепции предложенных лидером.Новые социальные цели и задачи,обосновывают стратегические иммунитеты.В рамках этих рассуждение следует отметить,что политический лидер встречается в мировой практике редко.
Выборы
— это процедура, с помощью которой обеспеч участие граждан в формир органов власти государства. С выборами связана реализация политич прав граждан.
Существуют общенациональные — президентские и парламентские выборы, выборы в органы местного самоуправления, законодательные собрания штатов и выборы отдельных должностных лиц. Роль выборов:
1. Формирование органов публичной власти - парламента, главы государства, правительства (в отдельных случаях), судебных органов, органов местного самоуправления.
2. Выражение и представительство интересов различных социальных групп и слоев населения, электората.
3. Включение граждан в политический процесс в качестве его субъекта, что для большинства граждан является единственной формой реального участия в политике.
4. Легитимация власти как признание гражданами ее законности и права управлять, а также согласие подчиняться.
5. Формирование политической элиты, т.е. приведение к власти (с максимальной вероятностью) лучших представителей общества.
6. Контроль за институтами власти и воздействие на содержание политического курса.
24.Понятие политического сознания, его уровни.
Под политическим сознанием понимаем сознание участников политического процесса, всех тех сил которые борются за власть и ее осуществляют. К нему относятся также мотивы, которые стимулировали политическую активность, оценки, потребности, осмысленные интересы, социальные ожидания и притязания.
Прежде, чем человек, представитель нации, социального слоя, региональной группы включается в политический процесс и борьбу за власть, в его сознании постепенно формируется политическая установка, т.е. состояние готовности или предрасположенности к действию. Таким образом, политическим сознанием обладают не только те, кто активно включился в политический процесс, а и те индивиды и группы, у которых сформировались политические ориентации, нормативные представления, соответствующие их политическим целям и средствам достижения этих целей.
Поскольку политическое сознание не является однородным, перед политологами возникла необходимость типологизации сознания, прежде всего, по критериям объективности отражения и условиям формирования. При этом выделяют следующие уровни: теоретический, эмпирический, обыденный и массовый.
Теоретический уровень политического сознания представляет собой совокупность ценностных ориентаций, нормативных представлений, стремлений, осмысленных политических целей, идеологических установок. Формируется этот уровень на основе научного исследования политических отношений и процессов, претензий на раскрытие объективных закономерностей, действующих в политической сфере. Необходимо подчеркнуть, что теоретически обоснованные идеи, представления, установки и цели отнюдь не всегда являются истинными. Вместе с тем, именно теоретический метод анализа позволяет проникать в сущность политических явлений, улавливать глубинные взаимосвязи, отсеивать случайное, прослеживать закономерное.
Эмпирический уровень политического сознания основывается на фиксации реалий политического бытия, практического опыта людей. При характеристике этого уровня необходимо отметить, что эмпирический путь формирования политического сознания не обязательно неверный. Индивид, обладая достаточной эрудицией, общей и политической культурой, нередко схватывает глубинные характеристики, тенденции, процессы. Однако, эмпирический уровень политического сознания, в отличие от теоретического, все же не в полной мере свободен от эмоций, социальных чувств.
Обыденное сознание отражает лишь весьма поверхностные процессы и отношения, не способно проникать в сущность, изобилует эмоциональной окрашенностью, деформировано стереотипами, мифами, предрассудками, иллюзиями.
Под массовым сознанием политологи подразумевают совокупность идей, представлений, чувств, которые не в полной степени адекватны реальным, политическим событиям, процессам, историческим фактам и личностям. Для носителей массового сознания типичны конформизм, отчуждение от политической жизни, нигилизм и цинизм. При отсутствии индивидуальных осмысленных ориентаций на цивилизованное участие в политической жизни, они (носители черт массового сознания), подвержены эмоционально-взрывной реакции и деконструктивной активности, характерной для охлократии.
25. Политическая культура: понятие, структура, функции
Термин «политическая культура» ввел нем философ-просветитель И. Гердер. В полит науку он был введен америк политологом Г.Алмондом, его концепция полит культуры играет сегодня роль базовой, основополагающей. Классическое определение политической культуры, сформулированное Г.Алмондом и Г.Пауэллом, звучит так: «Политическая культура есть совокупность индивидуальных позиций и ориентаций участников данной политической системы. Это субъективная сфера, образующая основание политических действий и придающая им значение». Указанные индивидуальные ориентации, по мнению американских ученых, включают в себя несколько элементов:
а) познавательную ориентацию – истинное или ложное знание о политических объектах и идеях;
б) аффективную ориентацию – чувство связи, ангажированности, противодействия и т.д. в отношении политических объектов;
в) оценочную ориентацию – суждения и мнения о политических объектах, которые обычно предполагают использование применительно к политическим объектам и событиям неких оценочных критериев.
Полит культура – это исторически обусловленная совокупность общепринятых способов полит взаимодействия и регулирующих их правил и норм, отражающая соц опыт, традиции и интересы социальных субъектов в виде системы фундаментальных полит ценностей, установок и моделей поведения.
Структура полит культуры может быть представлена совокупностью следующих элементов:
Культура полит сознания(Полит представления и убеждения, Политические ценности, традиции, обычаи и нормы, Политические установки), Культура полит поведения(Культура полит участия , Культура политической деятельности), Культура функционирования полит институтов(Культура электорального процесса, Культура принятия и реализации политических решений,Культура восприятия и регулирования социально-политических конфликтов)
Характерные черты полит культуры состоят в том, что она:
-фиксирует устойчивые, повторяющиеся связи, отношения между элементами полит процесса, закрепляет стабильные стороны полит опыта;
-явл продуктом естественно-исторического развития общества;
-имеет тотальный характер: полит отношения пронизаны, пропитаны полит культурой;
-характеризует полит сознание и политическое поведение основной массы населения.
Политическая культура выполняет в обществе определенные функции:
-идентификации, реализуя потребность человека в принадлежности к сообществу, группе;
-ориентации, объясняя смысл политических явлений;
- адаптации и социализации – через приобщение к навыкам полит поведения;
-интеграции, направл на сохранение ценностей и объединение вокруг них различных групп;
- коммуникации, осуществляя взаимодействие субъектов и институтов на основе стереотипов, мифов и символов.
26. Роль СМИ и массовой коммуникации в современ. полит процессе.
СМИ-совокупность предприятний, учреждений, орг-ий, созд для открытой публичной печати разл. сведений с помощью разл. технич. инструментов. К СМИ относятся: радио, разл. справочники, пресса, TV, видеозаписи. Интернет-сми – сам. распр.СМИ стали главным ср-вом в избир. компаниях, в созд. имиджа кандидата, в отборе полит элиты.СМИ создали новый способ участия граждан во власти посредством поведения в эфире( на экране теледебатов, между политиками и граж-и.) СМИ могут привлекать к суду общест-сти разл. лидеров, руководство полит институтов. СМИ будучи неформальной 4властью в гос-ве обладает определ. ф-ями:1. ф-я полит. манипулирования.-представляет собой открытое управление полит сознанием и поведением людей с целью принудить их действовать вопреки их интересам.2. Относит к тому, чтобы критиковать и контролировать. Здесь могут быть сам-ые расследования, с рез-ми уголовного дела.3. воспитательно-образовательная.Она реализуется через подбор и подачу инф-и.4. защита об-ва от власти.Не угрожать власти, а выявлять все факты посягательства на общ. интересы, информир. людей о незаконных действиях и поступках.5. эмоц. разрядка и уменьшение напряжения в об-ве в период сложных полит ситуаций (война).Для этого используют TV, к-рые транслируют концерты, оперы.Основы полит манипуляции- соц. мифы.Они представляют собой иллюзорную идею.Всё это должно восприниматся на веру, без осмысления и критики. С целью деформации сознания людей широко использ. стереотипы. Они представл. собой упрощенной, схематизированное отображение реальной дей-сти. Термие стереотип происх. от слож. слов: стерео-твёрдый и пытос-отпечаток.В арсенале СМИ имеется большой набор манипуляц. методов-умалчивание-этот приём наиболее удобен,т.к. его применение всегда найдёт оправдание. В мире происходит огромное кол-во событий, но обо всём не расскажешь, за кадром ТВ остаёся самая актуальная и неудобная для влати инф-я.
27 Политический маркетинг
Политический маркетинг - маркетинг, используемый применительно к целям и задачам политической борьбы. Политический маркетинг характеризует деятельность, предпринимаемую для создания, поддержания или изменения отношения общественности к конкретным политическим деятелям, партиям или движениям. Политический маркетинг активно используется политическими партиями в период проведения избирательных кампаний.
Изначально получивший развитие в США, политический маркетинг пришел во Францию в 60-е годы, обретя свою собственную логику и свои ценности. Благодаря инициативе генерала Де Голля, политический маркетинг активно вводится в электоральный процесс в период президентских выборов 1965 года: в него включаются СМИ.
В политический маркетинг входит и избирательный, имеющий более ограниченную цель: помочь политическим партиям и кандидатам разработать и провести эффективную выборную кампанию. Политическая реклама активизируется в период перед выборами, когда обостряется политическая борьба, когда на карту ставится политическое будущее страны или региона, когда возрастают шансы на достижение вершин власти политическими силами, когда ужесточается конкуренция между ними. От того, насколько умело организована кампания, насколько полно учтены все нюансы политического выбора, насколько правильно расставлены акценты в представлении кандидатов и их программ в решающей степени будет зависеть успех тех или иных сил на выборах.
Три цели политического маркетинга: 1) сделать кандидата узнаваемым, или проблема известности; 2) убедить избирателей в его качествах, или проблема имиджа; 3) завоевать своего избирателя, или проблема влияния.
Многие политики смешивают эти три различные цели и в итоге терпят поражение. Так, уже на фазе роста известности должен быть принят ряд предосторожностей. Самое важное - это то, что при слишком быстром росте известности негативные черты запоминаются намного лучше, чем положительные.
28) Политический кризис конфликты, их причины и источники.
Политический кризис - это глубокое расстройство политической системы, нарушение ее нормального функционирования, заключающееся в том, что значительная часть граждан отказывает управляющей политической организации в своей поддержке, так или иначе выражает несогласие с осуществляемой в стране политикой, проявляет недовольство ею и тем самым не позволяет политической системе успешно осуществлять свои функции. В отличие от политического кризиса общественно-политический конфликт есть лишь одна из форм выражения политического кризиса, состоящая в открытом выступлении масс против политической организации и ее политики.
В фундаменте политического кризиса и конфликта лежат социальные противоречия, а каждое социальное противоречие есть не что иное, как противоречие интересов людей или групп или общностей. Все, что делается в обществе, как хорошее, так и плохое, делается во имя определенных интересов, во имя чьей-то выгоды. Важно видеть, что каждое социальное противоречие развивается, проходит определенные ступени - возникновение, развитие и обострение, продвигаясь к разрешению.
Хотя общественные конфликты возникают на основе объективных противоречий, связанных с интересами людей, а сами противоречия получают в конфликте одну из форм своего выражения и проявления, нельзя смешивать, а тем более отождествлять конфликт и кризис. Кризис чаще всего выступает как нарушение прежней гармонии, как функциональное (а не органическое) расстройство прежнего взаимодействия, протекавшего удачно и успешно для рассматриваемого процесса или явления.
Конфликт - уже не простое нарушение прежнего взаимодействия, существовавшей гармонии, а стихийное или сознательное противоборство, столкновение сторон. Конфликт всегда свидетельствует о кризисном характере развития процесса. В то же время не каждый кризис, и не любое кризисное развитие есть конфликт. Более того, не каждый кризис ведет и приводит и конфликту.
Социальный конфликт не только многообразен, он вместе в тем - выражение свободы: "Конфликт означает свободу, поскольку он является единственным выражением многообразия и несовместимости человеческих интересов и желаний в мире незнания и основывается "на неопределенности человеческой экзистенции" Основные элементы конфликта
Конфликтная ситуация предполагает наличие объекта конфликта и его участников (субъектов конфликта). Объектом конфликта, способствующею возникновению и развитию конфликтной ситуации, могут быть власть, ресурсы, слава и т.д. Важным условием существования конфликтной ситуации является неделимость объекта конфликта.
Источники и причины конфликтов. Источниками конфликтов являются сами люди, поскольку среди них наблюдается огромное разнообразие потребностей, точек зрения, привычек, жизненных приоритетов и целей. По мнению специалистов понятие «психически здоровый человек» весьма условно. Среда обитания, особенно в крупных мегаполисах, в которых приходится жить людям, напряженный ритм работы, реальная угроза безработицы и другие причины могут создавать неблагоприятный фон для существования. Это порой негативным образом сказывается на внутреннем состоянии человека. Важно, чтобы менеджер понимал, что среди его подчиненных могут быть так называемые «трудные» люди. Специалисты называют их аномальными. Такие сотрудники могут быть прекрасными специалистами, однако именно они, в первую очередь, создают по тем или иным причинам нездоровую среду, в которой возникают конфликтные ситуации
29.Гос.политика и управление.
Управления—это целенаправленное влияние, необходимое для согласованной общей деятельности людей. Управления являются сложным и универсальным общественным феноменом. Развитие общества, отдельных его сфер не возможное без установления и реализации определенного набора законов, правил, норм, алгоритма его поведения в целому и его составных в частности. Управления являются необходимой функцией общественной жизни.Его цель состоит в организации общей деятельности людей, их отдельных групп и организаций, обеспечении координации и взаимодействия между ними, а его суть—в осуществимые управляющего влияния на определенные объекты.Соответственно, управления являются целенаправленным, организующим и регулирующим влиянием людей на собственную общественную,коллективную и групповую жизнедеятельность,которая осуществляется как непосредственно(в формах самоуправления),так и с помощью специально созданных структур (государства, общественных объединений,партий,союзов,ассоциаций,фирм и т.п.).Управления как общественное явление, которое отработанное и приспособленное людьми для решения жизненных проблем, имеет многогранный характер, состоит из разнообразных элементов и взаимосвязей. Это обусловлено тем, что в управлении как субъектом, так и объектом управленческого влияния выступает человек. Определяющим есть и то, что управления органически включенное в механизмы взаимодействия природы, человека, общества. Государственное управление стоит перед дилеммой в своих попытках создать всеохватывающую теорию государственного управления, которая бы синтезировала рациональные подходы прежде сформированных теорий и оказывала содействие повышению его эффективности. Г. Мескон выделяет четыре основных подхода в развития теории и практики управления1:школы в управлении; процессный подход; системный подход; ситуационный подход.Первое направление, которое названное школой в управлении, содержит ряд подходов, характерных для разных школ, а именно:•подход с точки зрения научного управления—школа научного управления (1885—1920);•административный подход—классическая или административная школа в управлении (1920—1950);•подход с точки зрения человеческих отношений — школа человеческих отношений (1930—1950);•подход с точки зрения поведения — біхевіористична школа (1950 — по сей день); • подход с точки зрения количественных методов — школа науки управления, или количественный подход (1950 — кінець 1960);•подход с точки зрения “чувствительной” администрации, полицентризма, “плоских” структур.
Верховная Рада исключительно путем принятия законов может решать широкий круг вопросов относительно:1)прав и свобод человека и гражданина и их гарантий;2)основ использования естественных ресурсов;3)внешнего сношения, внешнеэкономической деятельности;4)образования и деятельности политических партий,других объединений граждан,СМИ,местного самоуправления;5)территориального устройства;6)основ национальной безопасности,организации Вооруженных Сил и обеспечения общественного порядка;7)бюджетных отношений,налогов и собрания,статуса национальной и иностранной валюты;8)единиц веса,меры и времени;порядка установления государственных стандартов;9)амнистий и ряда других вопросов.
наиболее характерные признаки государственного управления.1.Государственное управление—это прежде всего социальное,политическое явление.2.Государственное управление и государственные органы,которые осуществляют его функции,есть составной единого механизма государственной власти.3.Государственное управление—это процесс реализации государственной власти, ее внешнее,материализованное выражение,и вне ним она не существует.Содержание власти ярчайший оказывается в государственном управлении.
Можно выделить несколько общественных функций государства, которые присущи ей на современном этапе и на реализацию которых направленная система государственного управления:
•политическая (обеспечения целостности того общества, формой которого она выступает);• социальная (обеспечения прав и свобод каждого гражданина);•экономическая(создания организационно-правовых условий эффективной экономическая(создания организационно-правовых условий эффективной экономической деятельности общества);•экологическая (создания нормативно-правовых условий защиты и безопасности окружающей среды);•внешняя (укрепления сотрудничества с другими государствами, содействия развития межгосударственных структур).
30. Понятие и функции социальной политик в РБ
Понятие и сущность социальной политики в широком смысле слова социальным принято называть все, что непосредственно относится к обществу, людям, их жизни. Вместе с тем существует и более узкая область экономики, непосредственно связанная с социальными явлениями и именуемая социальной сферой. К социальной сфере принято относить экономические объекты и процессы, виды экономической деятельности, непосредственно связанные и касающиеся образа жизни людей, потребления населением материальных и духовных благ, услуг, удовлетворения конечных запросов человека, семьи, коллектива, групп, общества в целом.
Под социальной политикой понимают совокупность мер, направленных на удовлетворение государством социальных потребностей населения, поддержание приемлемого для страны уровня жизни, корректировку резких различий в доходах и потреблении населения, предоставление населению социальных услуг, обеспечение закрепленных в Конституции и иных законодательных актах страны социальных гарантий.
Основные функции социальной политики можно свести к следующему:
стабилизация, приведение к устойчивости социальных отношений и социального положения;
поддержание и стимулирование социальной и экономической активности населения;
социальная поддержка и защита.
Социальная политика по своей сути является долгосрочной, ориентированной на длительную перспективу и должна содержать стратегические установки, направленные на достижение крупномасштабных целей.
Важнейшим условием развития человеческого потенциала являются стабильность общества, эффективная социальная политика государства, призванная создать необходимые условия, обеспечивающие достойную жизнь и свободное развитие человека. Социальная стабильность развития общества в Республике Беларусь должна обеспечиваться проведением эффективной социальной политики, критериями которой являются:
реализация приоритетов социальной политики как одного из важнейших условий устойчивого развития общества;
гарантии прав на свободу человека и на свободную реализацию трудового и интеллектуального потенциала с тем, чтобы трудоспособный гражданин смог обеспечить себе и своей семье материальное благополучие;
дифференциация социальной политики в отношении различных слоев населения; адресная социальная защита малообеспеченных слоев населения;
взаимная солидарная ответственность всех субъектов (государство, предприниматели, профсоюзы, население) за результаты социального развития;
права и гарантии, ориентированные на укрепление семьи, на духовное, культурное, нравственное развитие граждан и, прежде всего, молодежи, бережное отношение к историческому наследию предков и на преемственность поколений, сохранение самобытности национальных традиций.
Приоритетной задачей национальной экономики Республики Беларусь является необходимость приближения по уровню и качеству жизни населения нашей страны к экономически развитым странам на основе формирования социально ориентированного рыночного типа экономики.
31) Молодежная пол-ка РБ (Далее Молодежь = М)
М находится в центре внимания Главы гос-ва, Национ. собрания, Совета Министров и иных гос. органов РБ. М п-ка напр. на создание правовых, экономич. и организацион. условий и гарантий для самореализации личности молодого человека и развития М объединений, движений и инициатив.
Указом Президента РБ от 04.04.2006 № 200 утверждена Респ. программа «М Беларуси» на 2006–2010г. Она разраб. для улучш. соц-экон. положения молодых граждан и семей, сохранения и повышения уровня духовно – нравств., гражд.– правовой и физической культуры молодежи.
В реализации программы принимает участие целый ряд гос. органов: министерства, местные исполнит-е и распорядит-е органы власти, гос. комитеты, ведущие ВУЗы страны, общественные организации и т.д.
Осн. цель - создание условий для всестороннего развития М, раскрытия ее творческого потенциала.
Для этого были созданы первичные организации Общественного Объединения БРСМ. Здесь М может всесторонне проявлять себя и актвино участвовать в жизни гос-ва и общ-ва.
Задачи:
1)патриотическое воспит-е молодых граждан, формирование у них полит. культуры, стимулирование ответственного и активного участия в общественно-политической жизни
2)формирование правового сознания и высокой правовой культуры, законопослушного поведения;
3)создание условий для более активного включения молодежи в социально-экономическую жизнь общества;
4)совершенствование системы социальной защиты М и молодой семьи;
5)развитие международного молодежного сотрудничества;
6)информационное обеспечение системы работы с М
Осн. направлениями гос. п-ки по обеспечению экон.самостоят-сти М явл.: создание условий для занятости М; содействие проф. ориентации, проф. подготовке и переподготовке молодых граждан; формирование и поддержка М предпринимательства; финансовая поддержка мероприятий по созданию рабочих мест для молодежи.
Одной из самых острых продолжает оставаться проблема обеспечения жильем молодых семей. В целях содействия реализации права многодетных семей на улучшение жилищных условий принят ряд указов предусматривающих внеочередное включение этих семей в списки для получения льготных кредитов на строит-во или приобретение жилых помещений, финансовую помощь.
Предоставляя различные виды помощи, гос-во рассчитывает на М как осн. ресурс в решении демографических проблем общества.
Религия и её институты в РБ
В Бел. Традиционно сущ-ют христианские(Православие, старообрядничество, католичество, протистантизм) и нехристианские(ислам, иудаизм ) конфессии. 90-ые годы 20-ого столетия в Бел. были отмечены сложными и противоречивыми процессами в дух. сфере, среди них- процесс религиозного возраждения(к. 80- н. 90). В это время многие люди начали искать новые нравственные ценности. В 2002 году в Бел был принят закон « свободе совести, религиозных организациях». Это позволило укрепить гос. приоритеты конфессиональной политики, не допустить распространения псевдорелигиозных и деструктивных организаций в Республике. В 2003 году было подписано соглашение о сотрудничестве между Бел и православной церковью. Это послужило предпосылкой к дальнейшему развитию общественных органов и религиозных организаций. Укреплению влияния религ институтов в общ-ве и авторитета гос-ва как гаранта конституционных прав на свободу совести и вероисповедания, а также сохранение истор., культ. и дух. наследия Бел. народа. По состоянию на 1 сентября 2010 г в РБ было зарегистрировано 3094 религиозные общины, которые представляют 25 конфессий и религиозных направлений, кроме того в соответствии со своими уставами действуют 158 организаций, имеющих общеконфессиональное значение(религиозные объединения, монастыри, братства, сёстричества, дух. объединения). Ведущее место в религиозной жизни страны занимает Бел. православная церковь(БПЦ). Она составляет основу конфессиональной системы Бел, она объединяет 11 епархий, 5 дух. учебных заведений, 31 монастырь, 14 братств. В наши дни действуют 12274 православных храма, ещё 152 находятся в состоянии строительства. С 1990 г БПЦ-ви переданы больше 120 культурных зданий. В приходах служат 1499 священнослужителей. Они получают религиозное образование в 5 религ учреждениях. Достаточно активно развивается сотрудничество гос-ва и церкви. В соответствии с соглашением, подписанным 12 июня 2003. Реализуются 14 программ взаимодействия с республиканскими органами гос управления, оказывается значительная помощь церкви, реставрации (Жировический свято-успенский монастырь) В РБ зарегистрировано 32 религиозные общины старообрядцев. В расположении верующих имеется 27 культовых зданий. Постоянно укрепляются позиции РКЦ(римско-католическая церковь), с которой гос органы развивают конструктивные отношения. РКЦ объединяет 4 епархии, которые насчитывают около 470 общин. За последние 20 лет кол-во римско-каталических приходов увеличилось в 4 раза. В РБ действуют 9 монастырей РКЦ и 9 миссий , общины располагают 451 костёл и 35 стоящих, но нерешённой остаётся проблема пополнения каталического клира из числа жителей РБ. Из 407 священнослужителей насчитывается 169 иностранных граждан. Бел. каталические священнослужители готовятся в двух духовных семенариях, открыт также колледж для подготовки священнослужителей . Протестантские религиозные организации представлены в 996 объединениями. Исторически традиционным на территории республики являетсялютеранство, которое насчитывает 27 общин. Наиболее многочисленными являются объединения христиан. Евангелистских христиан бабтистов 271 община, а двентистов-72 общины. Протестанские объединения немногочисленны- 20-25 чел., исключение составляют общины в крупных населённых пунктах. Отношение местных органов власти и протестанских организаций отличаются корректностями во взаимоотношениях.
33.Этническая политика в РБ.
РБ-унитарное многонациональное государство,основную часть населения составляют белорусы.Кроме них проживают еще русские,литовцы,татары,евреи,цыгане,поляки,украинцы.Представители большинства других национальностей переселились в 20 в после1944г.по данным переписям 1999г 82% жителей страны белорусы,19%-предстовители др стран и народностей.Армян и татар более 100 тыс,около 10 тыс цыган.В сравнении с переписью 1989г увеличилось кол-во армян,арабов,немцев,туркменов уменьшилась численность русских,украинцев,литовцев,латышей,евреев(со 112 тыс. до 28 тыс человек).Объясняется это массовой миграцией евреев на запад( в основном в израиль).Представители большинства национальных общностей проживают по всей территории.Занимают высокие посты(экономике, политике и культуре) белорусского общества.Научные исследователи за последние 10 лет постоянного социолистического маниторинга свидетельствуют о том,что большенство белорусскиз граждан не учитывают свои пвседневные дизнедеятельности национальных факторов.Значительная часть вообще не интересуется такими вопросами,не придает им значения.Для обсалютного большенства белорусов национальная принодлежность не имеет значения при выборе друзей знакомых на работе и в иных случаях.Свыше 2/3 наших граждан имеет родственников другой национальности.Одним из самых важных факторов межнациональной стабильности является четкая последовательное развитие белорусского государства.В данной сфере отражено все в бел-ом законодательстве.государство ответственно за духовное наследие, духовное наследие культур.Каждый имеет право на свободу,сохранение своей национальной принадлежности.Никто не должен быть оскарблен.Законадательством предусматривае