Классические теории элит(Моска,Парето,Михельс)
Г. Моска(1859-1941) – общ-во дел-ся на 2 класса1)многочисл класс пассивных и нетворческих, управляемых и 2) малочисл класс творческих активных управляющих. Первонач класс управляющих(=ПЭ) сформировался по след признакам:
- наличие управленческих способностей
- интеллект, матер и моральное превосходство
Тенденции пополнения класса управляющих:
1)Аристократ: пополняется из внутр среды за счет своих детей или смещений, повышений на должности
+ преемственность ценностей
- вырождение ПЭ
2) демократ: В ПЭ вкл лучшие представители класса управляемых
+ приток новых сил, идей
- переизбыток новизны ведет к дестабилизации в общ-ве
Парето(1848-1923)не зная работ Моска пришел к тому же выводу. Впервые назвал класс управляющих ПЭ.
Теория циркуляции элит:
«львы» и «лисы»
Львы консервативны, преданные гос-ву патриоты, сторонники силовых методов. Правление львов удобно, когда общ-во на подъеме. Лисы хитрые беспринципные изворотливые, просчитывают наперед, их правление удобно, когда общ-во нах-ся в сост спада.Со временем лисы превращ в львов, остаются одни львы- вырождение ПЭ.К этому времени в классе управляемых формир контрэлита – лица, облад всеми признаками элиты,но не облад властью, обещают массам многое, поднимают восстания, заменяют бывшую ПЭ.
Михельс(1876-1936) железный закон олигархич тенденций: чем сложнее общ-во, тем более проф управл оно требует, более серьезные знания и опыт требуются от управленца. Массы этими знаниями не обладают и не могут, да и не хотят контролировать ПЭ, кот обладает нужными знаниями и опытом. Места в ПЭ передаются соратникам. Неминуемо развитие бощ-ватак, что управленцы создадут свою замкнутую касту. Демократия невозможна.
Ошибка Михельса в том, что не демократия-это не тогда, когда каждый задействован в управлении, а тогда, когда каждый может в течении жизни включиться в полит жизнь.
Другой источник
Идеи о том, что обществом должны управлять лучшие из лучших существовали ещё в Античности. Управлять должны мудрые мужчины, не женщины, т.к. они более чувствительны.
Классическая концепция (XIX-XXвв.) Моска, Парето, Михельс
Моска, анализируя развитие общества, пришёл к тому, что общество всегда делиться на многочисленный класс пассивных управляемых и малочисленный класс творчески активных управляющих. Первоначально класс управляющих сформировался на основе:
1. Управленческих способностей.
2. Интеллектуальное превосходство.
3. Моральное и материальное превосходство.
Существует 2 тенденции пополнения класс управляющих:
- аристократичная тенденция (политическая элита из внутренней среды: дети или продвижение элиты с низший ступеньки на более высокую) «+» преемственность ценностей, «-» вырождение элиты.
- демократическая тенденция (элита из лучших представителей класса управляемых) «+» приток новых сил и идей, «-» опасность дестабилизации общества, когда слишком много нового.
Моска считал идеальным сочетание этих тенденций 1:1.
Парето не был знаком с работами Моска, но также делил общество на класс управляющих, который назвал политической элита и класс управляемых. Рассматривал как элиты сменяют друг друга: В правящей политической элите должны существовать 2 вида политиков: «львы» и «лисы». «Львы» - политики достаточно консервативные, преданные патриоты, сторонники силовых методов. Правление «львов» удобно, когда общество на стадии подъёма. «Лисы» - хитрые беспринципные изворотливые политики, мастера многоступенчатых комбинаций (гроссмейстеры). Удобно когда общество на стадии спада. Когда в правящеё элите есть и «львы» и «лисы» - наиболее оптимальный вариант. Со временем «лисы» вырождаются во «львов», которые всего добиваются силой. И наступает момент, когда в элите одни «львы» - «элита одряхлела». К этому времени формируется контрэлита, которая много обещает массам и с их помощью подходит к власти. В молодой элите есть опять и «львы» и «лисы» и всё начинается снова (циркуляция элит). Общественные массы ничего не получают, опять загоняют в «стойло» и условия при новой власти для них могут быть ещё хуже.
Михельс (работал при Муссолини).
Железный закон олигархических тенденций разработал: чем сложнее общество, тем более профессионального управления оно требует. Массы этим знанием и опытом не обладают и не могут контролировать политическую элиту. Поэтому элита все более отрывается от народа, возвышаясь и имеет место преемственность власти (родители→дети). Таким образом демократия не возможна. Это было заблуждение Михельса, которое привело его к фашизму. Ошибка в том, что демократия не подразумевает привлечения к власти каждого, а привлечение к принятию решения, когда это нужно (выборы).
Для всех 3-ех классич концепций хар-но: противопоставление элитизма и демократии
Современные концепции элит
Ценностная теория элит (Ортега-и-Гассет):
*Элита - самый ценный элемент общества (самые умные, талантливые патриоты)
*Руководство элиты отвечает интересам всего общества. Меритократия - власть лучших.
*Элита формируется открытым путем
*элитарность - условие эффективного функционирования общ-ва; не противоречит демократии (Если взять детей из интерната и отпустить в жизнь, все они добьются разного, хотя были одинаковы на старте)
Современные теории элит.1) Макиавеллистская теория (Бернхэм) – берет нач. от концепц. Моска, Парето. типично: 1. признание элитарности любого общ-ва (э. и инертная, нетворческ. масса) 2. признание, что представит. э. облад. особ. кач-ми, связ. с прир. дарованием и воспитаием – сп-сти к упр-ю и волей к власти 3. признание группов. сплоченности э. 4. формир. и смена э. происх. в борьбе за власть 5. э. имеет тенденцию к вырождению, но массы призн. руковод. роль э. Админ., управляющ. оценка сп-бов достиж-я власти, нравств., моральн. кач-ва не учитыв. 2) Ценност. концепция (Бердяев, Ортега-и-Гассет) 1. Э. – наиб. ценный эл-т общ-ва, т. к. это люди. облад. полит-управл. кач-ми и имеют высок. моральн. ур-нь, интеллект 2. господств-щее положение э. отвеч. интересам всего общ-ва 3. формир. э. происх. открыт. путем 4. элитарность – условие эффектив. функц-я любого общ-ва 3) Концепция элитарн. демократии (Шумпетэр) Демократия – острая конкуренция между потенц. э. за голоса избират. 1. Открыт. сп-б формир. э. 2. новое самосозн-е э. – она явл. защитником и носителем демократ. ценностей 3. гражд. права важны для народа, но и др. (эконом, культ, соц) тоже важны. Т. о. не только э. явл. носителем демократии.