Наиболее видными авторами теорий элит явились итальянские политологи В. Парето (1848—1923), Р. Михельс (1876—1936), Г. Моска (1856—1941).

Термин «элита» в политическую пауку ввел Парето. В своем «Трактате об общей социологии» он показал, что политическая жизнь представляет собой борьбу и смену элит. В обществе, по его мнению, всегда правит элита. Возникновение элит, полагал он, обусловливается психологическими свойствами людей. В политическом процессе, по Парето, выделяются два типа элит: элита «львов» и элита «лис». Все элиты, по Парето, на определенном этапе вырождаются, утрачивают способность управлять государством. На смену старых элит приходят новые. Смена элит совершается путем переворотов, насилия.

Г. Моска также считал, что во всех более или менее цивилизованных обществах возникают два класса — «правящий» и «управляемый». Правящий класс (элита) монополизирует политическую власть, живет за счет управляемого класса. По его мнению, в «современном представительном государстве» политическая власть также сосредоточена в руках «организованного меньшинства».

Р. Михельса. В основной своей работе «Социология политической партии в условиях современной демократии» он выдвинул «железный закон олигархических тенденций» в буржуазной демократии. Суть этого закона, состоит в том, что деятельность демократии строго ограничивается необходимостью существования организации, опирающейся на «активное меньшинство» (элиту), поскольку «прямое господство масс технически невозможно» и приведет к гибели демократии.

В различных интерпретациях теории элит пропагандируются и в настоящее время.

До настоящего времени в тех или иных интерпретациях сохраняется получившая широкое распространение в странах Запада в 50—60-е годы текущего столетия теория деидеологизации. К. Манхейма (1893—1947)- Этот исследователь в связи с тем, что ни какая идеология не дает точного знания о действительности объявил идеологию «ложным знанием». В 50—60-х годах крупные западные философы и социологи Т. Парсонс, Э. Шилз, Д. Белл, С. Липсет, Р. Арон и другие придали деидеологизации характер социально-политической концепции.

Разработчики концепции деидеологизации утверждали, что наступил «конец идеологии». Некоторые из них утверждали, что в условиях научно-технической революции на смену идеологии пришла наука; другие — говорили, что современное западное общество способно решать стоящие задачи вне идеологических догм и т. д.

Однако уже в 70-е годы Д. Белл, а затем и другие авторы концепции деидеологизации выдвинули новую концепцию — концепцию редеидеологизации. Авторы этой концепции предприняли попытку создать такую идеологию путем сочетания традиционного либерализма с радикальной фразеологией. При этом особое внимание было уделено совершенствованию техники манипулирования общественным сознанием с помощью средств массовой информации.

С 20—30-х годов текущего столетия специфической течение в политической мысли образуют технократические концепции. Суть этих концепций проявляется в доказательстве необходимости утверждения в обществе политической власти технических специалистов.

Т. Веблен (1857—1929), который в 20-х годах в книге «Инженеры и система цеп» предлагал передать политическую власть техническим специалистам.

В 60—70-е годы технократические идеи получили отражение в концепциях американских социологов Г. Саймона («научно управляемое общество»). Д. Белла («постиндустриальное общество»), 3. Бжезинского («технотронное общество») и других.

Вместе с указанными политическими концепциями в XX веке довольно широкое распространение получили теория «государства всеобщего благоденствия», концепция «социального рыночного хозяйства», теория «политического плюрализма» и т. д.

По мнению авторов теории «государства всеобщего благоденствия», утверждение смешанной экономики, регулирование государством экономической жизни, развитие социальных услуг и т. д. привели к утверждению в странах Запада «государства всеобщего благоденствия», то есть такого государства, которое является инструментом заботы о «всеобщем благе».

Теории «политического плюрализма» утверждают, что в демократическим обществе социальные группы свободно выражают свои интересы, участвуют в политической жизни, создают партии, движения и т. д. В таком обществе, считают они, утверждается политическая, власть, решения которой являются результатом взаимодействия различных социальных групп.

Наши рекомендации