Типы и функции политического лидера

Типология политических лидеров:

Типология Вебера

I. 1. Традиционный лидер

2. Легальный лидер

3. Лидер харизматичного типа

II. Ежи Вят, польский ученый:

По отношению к идеологии: 1. Лидер – идеолог (верен своей идеологии) 2. Лидер-практик (готов отказаться от идеологии ради сохранения власти)

По отношению к соратникам: 1. Лидер – харизматик (формирует взгляды других) 2.лидер-представитель (выражает взгляды своих соратников)

По отношению к противникам: 1. Лидер-соглашатель (сглаживает конфликты, ищет компромиссы)

2. лидер-фанатик (обостряет противоречия, уничтожает соперников любой ценой)

По возможности пересматривать свои взгляды: 1. Открытый лидер (может пересматривать свою точку зрения, учитывает критику) 2. Лидер-догматик (не способен изменить свою точку зрения)

III. По Лассуэллу:

1. Лидер-агитатор (лидер, умеющий заводить аудиторию при тотальном режиме)

2. Лидер-фанатик (знает, кого и на какую должность назначить, хорош в административных делах, назначениях на посты – Сталин)

3. Лидер-теоретик (лидер, который может предложить свою теорию развития общества – Маркс)

4. Лидер смешанного типа (совмещает в себе качества предыдущих трех лидеров)

Функции политических лидеров:

1. Аналитическая (лидер должен лучше всех анализировать ситуацию и принимать решения)

2. Интегративная (умение согласовать интересы разных политических сил, сплачивать общество и различные социальные слои)

3. Новаторская (внесение новых идей при сохранении преемственности традиций)

4. Функция гаранта справедливости, законности, порядка (характерна для глав государств)

5. Коммуникативная (обеспечение устойчивой связи представителей власти с общественностью – Рузвельт)

Роль выборов в политической жизни общества

«Никогда люди столько не врут как после охоты, после рыбалки, во время войны и перед выборами» Отто фон Бисмарк.Выборы – способ смены правящих элит; передача власти от одних людей к другим мирным путём через волеизъявление народа.

Виды выборов:

1) По кандидатам

1. Президентские

2. Парламентские

3. Муниципальные

2) По срокам

1. Очередные (по конституции)

2. Внеочередные (ЧС)

3. Дополнительные

Выборы должны проводиться регулярно,тогда они выполняют свои ф-ции.Выборы–главная форма проявления суверенитета народа,его полит роли как источника власти.

Ф-ции выборов:

1. Артикуляции (народ проговаривает свои интересы, требования)

2. Агрегации (сведение требований в программу)

3. Представительства (интересов населения)

4. Смена власти мирным путём.

5. Легитимации и стабилизации полит. системы (если народ пришёл на выборы, то признаёт существующую власть)

6. Расширение коммуникации между институтами власти и гражданами

7. Перевод политических конфликтов в русло институциализированного мирного урегулирования

8. Консолидация оппозиции

9. Политическая социализация народа (вовлечение в политическую жизнь)

Основные принципы выборов:

1. Всеобщности (все граждане должны иметь возможность. В реальности всеобщности никогда не бывает, т к в любом государстве существуют ограничения (цензы). Н-р возрастной ценз (после 18 лет избирать, после 35 – быть избранным); недееспособности (псих больные люди); ценз оседлости (прожить определённое время, чтобы быть избранным); ценз гражданства; моральный ценз (заключённые во многих странах не могут участвовать в выборах); религиозный ценз (исповедовать ислам в Иране); ценз пола (не имеют права женщины. Во многих странах отменён только в середине прошлого века);

2. Равных выборов. 3 условия:

1) Каждый избиратель – равное число голосов

2) Избирательные округа равны по численности избирателей

3) Государство создаёт равные условия для зарегистрированных кандидатов

3. Тайного голосования (исключение контроля за волеизъявлением избирателя)

4. Прямых выборов (избиратели голосуют напрямую без посредников. Нельзя прийти с чужим паспортом и проголосовать за кого-то)

5. Свободных выборов (присутствие по желанию. В ряде государств этого нет, т к выборная компания дорого обходится государству) у нас – свободные

Виды избирательных систем

Избирательная система – порядок организации и проведения выборов, способы определения результатов голосования, порядок распределения депутатских мандатов.

Виды:

1. Мажоритарная. Избранным считается кандидат, набравший установленное законом большинство голосов

· Мажоритарная система абсолютного большинства: избранный – более 50% голосов. Существует порог явки избирателей. В РБ 50% внесённых в списки избирателей + 1 чел

· Мажоритарная система относительного большинства: избранный – больше голосов чем любой из его соперников. Порога явки нет.

«+» мажоритарной системы:

· Способствует формированию устойчивых связей между депутатами и избирателями

· В парламенте пропорционально составу населения представлены депутаты от центра и от провинции.

«-»:

· Искажает реальную картину предпочтений и волю избирателей. От округа избирается 1 человек, который представляет интересы только тех, кто за него голосовал. Н-р 51% за, 49% против – интересы 49% не будут учитываться

· Частая нерезультативность 1-го тура голосования – дополнительные расходы 2-го тура

· Молодым партиям трудно пройти в парламент (нужно набрать столько кандидатов, сколько округов)

2. Пропорциональная. В основе принцип пропорциональности между поданными за партию голосами избирателей и полученными ею мандатами.

Голосование по спискам, которые бывают жёсткими (где поменять места нельзя), полужёсткими (1-е место лидер партии, которого поменять нельзя, а остальные имена будут избираться в соответствии с преференциями-предпочтениями), свободные (все фамилии выстраиваются в соответствии с преференциями).

«+» пропорциональной системы:

· Партии представлены в парламенте в соответствии с их реальной популярностью – расклад политических сил точно отражает расклад политических сил в стране

· Даёт возможность пройти в парламент даже маленьким партиям

«-»

· Слабая связь между избирателями и депутатами

· Хуже представлены регионы

· Беспартийным пройти в парламент нереально

3. Смешанная (ФРГ, Украина, Италия)

Одна часть депутатов парламента избирается по мажоритарному принципу, другая часть по пропорциональному. Позволяет сочетать достоинства этих 2-х систем и отсекать недостатки.

Сохраняется тесная связь между депутатами и населением. Партии представлены в парламенте в соответствии с их реальной популярностью.

Наши рекомендации