Партия как политический институт
Полит ПАРТИЯ – организов группа единомышленников,представл интересы опред части народа и ставящие своей целью их реализацию путём завоевания гос вл или участия в её осуществлении. Признаки ПП: -целью явл завоевание вл(отлич от др общ орг-ций),-общность интересов(партия это всегда носитель идеологии или особого видения мира),-устойчивая орг-ция,имеющая программу и устав,а также имеющая свою организац стр-ру,-старается обеспечить себе поддержку народа,-связь с опред классом,соц слоем или группой,т.е. наличие соц базы. ФУНКЦИИ ПП: -разработка и определ своего полит курса,что тесно связано с разраб полит доктрин,-полит социализ граждан,-провед избират кампаний,-формир полит элиты,-формир обществ мнения,-участие в б-бе за вл и её осуществление,-осущ контр над вл. Развитие ПП(3 этапа): 1. Аристократическая группировка(с античности) 2. Полит клуб(к17-1пол19вв)-возникали на базе парламента или прогресс издательств или законсперир союзов или на базе аристокр группировки. Союзы от группир отлич крепостью идеолог связей,более широкой соц базой, клубы действ в и вне парламента 3. Массовые полит партии(2 пол 19в)
Типы политических партий
По своей классовой сущности: буржуазные, мелкобуржуазные, помещичьи, крестьянские, рабочие.С точки зрения их идейно-политической ориентации: коммунистические, социал-демократические, либеральные, консервативные партии,а также партии, опирающиеся на различные религиозные и национальные доктрины.По отношению к существующему порядку, содержанию целей и задач: революционные партии (стремящиеся к радикальному качественному преобразованию общества), реформистские (стремящиеся к улучшению общественной жизни без структурных принципиальных изменений), консервативные (отстаивающие сохранение устойчивых, сложившихся форм общественной жизни) и реакционные партии (стремящиеся к восстановлению предшествующих общественных порядков и структур).По месту в системе государственной власти: правящие и оппозиционные, по условиях деятельности – на легальные, полулегальные(не запрещ,но юрид лицом не явл) и нелегальные(запрещенные,но действующ).В соответствии с характером членства, принципами организации: кадровые и массовые. Кадровые партии отличаются немногочисленностью, свободным членством, децентрализованной структурой. Отсутствует система официального членства с соответствующей регистрацией и регулярной уплатой членских взносов. Кадровая партия ориентируется на участие и победу в выборах. Опирается не столько на партийную массу, сколько на партийный актив и партийных функционеров, а также финансовую поддержку влиятельных кругов общества.Массовая партия стремится вовлечь в свои ряды возможно большее число членов, поскольку основным источником ее финансирования являются членские взносы. Для массовой партии характерно фиксированное членство, четная организационная структура, централизованный характер, тесные и постоянные связи между членами партии. Примером массовых партий могут служить коммунистические и социалистические партии.Деление партий на кадровые и массовые дополняется типологией партий на парламентские и авангардные по характеру их деятельности. Парламентская партия борьбу за власть связывает главным образом с выборами в представительные учреждения. Свою организаторскую деятельность она осуществляет в основном в ходе избирательной кампании, стремясь к завоеванию максимально возможного числа мандатов и проведению своей политики через парламент и правительство. Авангардная партия не ограничивает свою деятельность борьбой за депутатские мандаты. Она осуществляет широкую внепарламентскую деятельность, большое внимание уделяет идеологической и воспитательной работе, формируется на мировоззренческой основе.По программным установкам: правые(интересы работодателя,ориентир на консерват,буржуазные цен-ти,стабильность полит системы,против революц методов переустр об-ва), левые(интересы трудящихся,за коммунист и социалист цен-ти и радикально-револ методы их достижения), центристы=партии выраж интересы народа(за реформ путь разв об-ва,улучш благосост граждан,за учёт разл общ интересов)
Политические партии РБ
Процесс формирования многопартийности в Беларуси, как и в других республиках бывшего СССР, был обусловлен рядом причин: кризисом экономической и политической системы советского общества, развалом Советского Союза и падением авторитета КПСС, снижением влияния коммунистической идеологии; непригодностью однопартийной системы; усилением, особенно в среде интеллигенции, социал-демократических и либеральных идей; провозглашением суверенитета Республики Беларусь и дискуссиями о выборе путей развития.
В условиях общественного подъема начала 90-х гг., сложных социально-экономических процессов, противостояния власти и оппозиционных сил создавались политические партии различных идеологических направлений, формировалась многопартийность. В 1991 г. в республике фактически существовало несколько партий, в том числе Компартия Белоруссии и стоявшие в оппозиции к ней Объединенная демократическая партия (первая из официально зарегистрированных Министерством юстиции), Белорусская крестьянская партия, Белорусская социал-демократическая Грамада (БСДГ), Национально-демократическая партия Беларуси.
Знаменательным событием общественно-политической жизни республики стало принятие Верховным Советом Закона «О политических партиях» в октябре 1994 г. В нем впервые в истории белорусского законодательства был закреплен порядок образования и деятельности политических партий. Принятие Закона «О политических партиях» позволило обозначить место политических партий в политической системе Беларуси, их права и условия деятельности; узаконить финансовые и материальные источники партийных структур; зафиксировать принципы взаимоотношений партий с органами государственной власти; обозначить основные аспекты их участия в избирательных кампаниях, в деятельности представительных и законодательных органов; регламентировать процедуру ликвидации политической партии.
Источниками финансирования партий в соответствии с белорусским законодательством являются вступительные членские взносы; доходы от собственности, издательской деятельности, распространения печатных изданий и публикаций, использования других средств массовой информации; поступления от культурно-массовых, благотворительных и других мероприятий; пожертвования и дарения.
Согласно Закону Президент Республики Беларусь приостанавливает членство в политической партии на весь срок полномочий. Также не могут быть членами партий на весь период своих полномочий судьи, прокурорские работники, сотрудники органов внутренних дел, Комитета государственного контроля, органов государственной безопасности, военнослужащие.
Партии, поддерживающие политику президента: Аграрная партия,Белорусская социально-спортивная партия,Коммунистическая партия Белоруссии,Либерально-демократическая партия,Республиканская партия труда и справедливости,Белорусская патриотическая партия,Республиканская партия. Оппозиционные партии: Партия БНФ,Партия «Белорусская социал-демократическая Громада»,Объединённая гражданская партия,Белорусская партия объединённых левых «Справедливый мир»,Консервативно-христианская партия — БНФ,Белорусская социал-демократическая партия (Громада),Социал-демократическая партия Народного согласия,Белорусская партия «Зелёные». В зависимости от политической ориентации, идеологических доктрин Бел Партии: левые(за идеи коллктивизма,солидарности и соц справедливости,за приоритетную ориент экономики на страны ссср)- Бел патриот п, Компартия Бел, Партия коммунистов. Центристы(за приоритет интересов нации,за соц-ориентир рыночную экономику,за укрепление муждународн позиций страны)- Аграрная п,Бел соц-дем п, Бел соц-спорт п,Республиканская п. правые(идеи свободы и индивид интересов личности,развитие частн предприним,за парламентскую респ-ку)- Консервативно-Христианская п – БНФ и Партия БНФ. Наши ПП-невлиятельные: -молодость,-отсутствие ярких лидеров,-плохое освещение д-ти ПП в СМИ(чаще всего негативное)
Партийные системы
ПС-совокупность устойчивых связей и отн-ий партий разл типа др с др, а также с го-вом и иными институтами власти. 1. Многопартийные системы: а)уклад-многопарт раздробленность: -партий в стране много,-не менее 3 проходят в парламент,-ни одна из них не явл правящей. ‘+’-большая возможность выбора у населения разл программ, ‘-’-неустойчивая работа правительства,сложности в работе парламента,выбор избирателей иллюзорный. б)уклад с доминир партией: -партий много,-одна из них явл правящей в усл острой конкурентной б-бы. ‘+’-стабильная работа правительства,стабильность полит системы, ‘-’-трудно другим полит силам прийти к власти. 2. Двухпартийные системы: а)уклад двухпартийности: -партий много, 2 из них настолько сильные что поочереди стан правящими(США, Великобритания) ‘+’-стабильность полит сист,стаб работа парлам и правит, ‘-‘-др полит силы лишены возм прийти к вл. б)уклад «двух партий с половиной»: партий много, 2 из них сильные,но ни одна из них не сильна настолько чтобы ствть правящей,для формирования правительства одна из сильных партий должна войти в коалицию с третьей партией.Это третья партия играет роль баланса, чья поддержка обеспечивает перевес одной из ведущих партий(ФРГ). ‘+’-стабильность об-ва,стаб раб парл,есть возм прийти к вл др полит силам, ‘-‘нет. 3. Однопартийная система: характеризуется монополией на власть со стороны одной партии. В однопартийной системе нет политической конкуренции. Правящая партия не допускает рядом с собой других претендентов на власть. Хотя, при авторитарном режиме возможно легальное существование, наряду с господствующей и других политических партий. При тоталитарном режиме действует только одна политическая партия, другие распущены или запрещены. '-' открыт нарушение прав ч-а, сращивание партии и госуд органов.
Группы давления
Заметную роль в общественно-политической жизни, наряду с политическими партиями, играют общественные организации и движения. В отличие от партий они не претендуют на непосредственное участие в осуществлении власти и не берут на себя связанных с этим обязательств. Однако, реализуя свои специфические задачи и функции, общественные организации и движения решают задачи широкого общественного значения, вносят весомый вклад в государственное, хозяйственное, социально-культурное строительство. ГД-орг-ция,созд для защиты интересов и оказания давления на вл с целью добиться от неё принятия реш-й,кот соотв её интересам. От партии отлич тем,что не стремится взять власть в свои руки. Признаки: оформленность организац стр-ры,защита собств интересов,оказание эффект давления на власть. Общественное движение - совместная деятельность граждан, преследующих определенные общие цели, но не имеющих четкой организационной структуры и фиксированного членства.Общ движ отличаются массовостью,широкой социальной базой, нестабильностью ориентации и состава, нередко стихийностью и спонтанностью действий.Связи между участниками движения носят преимущественно идейно-политический, а не организационный характер.Общественная организация – это добровольное объединение граждан на основе общности интересов, имеющее относительно устойчивую организационную. Для общественной организации характерны наличие устава, специализированного управленческого аппарата, относительная стабильность состава, материальное участие членов организации в создании ее имущественной основы (членские, целевые взносы).Это профсоюзы,союзы предпринимателей,кооперативные,молодежные,женские, ветеранские организации,творческие союзы (союз писателей,композиторов,театральных деятелей и т.п.). ФУНКЦИИ: 1) Выявление и удовлетворение интересов и потребностей членов объединения. 2) Функция социальной интеграции-объединение и организацию членов группы и их сторонников вокруг целей данного формирования. 3) Функция социализации. Привлекая своих членов к решению общественно значимых проблем, общественные организации и движения способствуют формированию их активной жизненной позиции, повышению политической образованности и культуры, привлечению граждан к управлению государственными и общественными делами.4) Репрезентативная функция или функция представительства и защита интересов своих членов во взаимоотношениях с другими политическими институтами. Основными формами и методами давления общественных организаций и движений на органы власти являются следующие:- непосредственное выдвижение своих кандидатов в состав представительных и исполнительных органов власти;- поддержка, в том числе финансовая; на выборах близких политических партий и их кандидатов;- участие в разработке, подготовке законодательных и других нормативных актов;- участие в работе парламентских комиссий, межведомственных комитетов, совещательных и консультативных органов, экспертных групп при различных государственных органах;- организация пропагандистских кампаний в средствах массовой информации, сбор подписей под соответствующими требованиями;- забастовки, митинги, демонстрации и др.