Политическое поведение. Политическое участи. Политические действия
Политическое поведение- это совокупность реакций социальных общностей, личностей на деятельность политической системы. Под политическим поведением понимается совокупность действий различных субъектов (акторов), реализующих свои внутренние установки и статусные позиции. Политическое поведение можно подразделить на политическое участие и абсентеизм.
Политическое участие рассматривается как вовлеченность членов определенной общности на индивидуальной, классово-групповой, национально-этнической, религиозной или другой основе в процесс политико-властных отношений.
Участие в политике - это конкретные практические действия, включенность индивида в политическую жизнь. Причем речь идет о целенаправленных действиях, сознательно совершаемых. Например, сознательно спланированный поход на митинг расценивается как политическое участие, а случайное появление там не относится к участию.
Политическое участие выражается в двух основных формах: прямой (непосредственной); опосредованной (представительной).
Прямое участие характерно для небольших политических общин, для местного самоуправления, референдумов, собраний, когда граждане непосредственно принимают участие в решении государственных и общественных дел. При опосредованном участии граждане выбирают своих представителей для осуществления политической власти. Опосредованное участие дает больше возможностей для искажения воли масс, которые могут терять контроль над своими представителями. Тем не менее оно является единственно возможным в крупных политических системах. Посредниками участия в современном обществе выступают политические партии, общественные организации, а его основной формой - выборы.
Английский ученый А. Марш предложил следующую классификацию типов политического участия:
. ортодоксальное, обеспечивающее стабильность, устойчивость политической системы;
. неортодоксальное - несанкционированные действия, связанные с выражением требований или направленные против политической системы (протестное поведение);
. политические преступления - деятельность, связанная с использованием нелегитимного насилия (захват заложников, убийства, похищения, войны, революции, саботаж и др.).
Политическое участие подразделяют также на автономное (свободная добровольная деятельность индивидов) и мобилизационное (имеет принудительный характер, стимулами становятся страх, принуждение). Последний тип участия направлен исключительно на поддержку политической системы, демонстрацию преданности правящей элите, всенародного одобрения непопулярной политики. Это квазиучастие (от квази - псевдо).
Особое значение для государства имеют протестные формы политического участия граждан. Политический протест - это проявление негативного отношения к политической системе в целом, се нормам, ценностям; негативное воздействие индивида (группы) на сложившуюся ситуацию или конкретные действия властей.
К протестным формам относятся митинги, демонстрации, шествия. Факторами недовольства могут быть экономический спад, рост налогов и цен, утрата привычного социального статуса. Протест возникает прежде всего у тех, кто еще не потерял надежду улучшить свое положение, а не у тех, кто стабильно живет плохо. Возможна активизация протеста и при экономическом подъеме, когда рост ожиданий обгоняет экономические возможности удовлетворения потребностей.
В любом государстве политический протест протекает в конвенциональных (разрешенных властями) акциях и неконвенциональных формах (запрещенных действиях). Чтобы придать протесту цивилизованную форму, необходимо обеспечивать Реализацию политических прав. Крайней формой неконвенционального протеста является политический терроризм, цель которого - убийства, провоцирование взрывной ситуации в стране, захват заложников. Ядро террористических организаций составит лица в возрасте от 20 до 30 лет, зачастую с завышенными притязаниями, агрессивные, обвиняющие других в собственных неудачах.
Политическое участие позволяет выявить реальную роль гражданина, отдельных слоев, групп, классов, как на местном уровне так и в политической системе общества. Если граждане принимают активное участие в формировании элиты, в определении основных целей политики, контроле за ее осуществлением, то такую политическую систему можно считать основанной на участии R таком обществе политические элиты играют роль лояльных слуг общества, адекватно представляя интересы масс.
Политический процесс состоит из действий. Политическое действие - вмешательство отдельного человека или группы в отношения власти данной системы с целью приспособления ее к своим интересам, идеалам и ценностям.
Понятия «политическое участие» и «политическая деятельность» в учебной литературе не всегда разводятся. Понятие «политическое участие» сложилось в политологической литературе в рамках поведенчески ориентированных исследований, где начальной точкой анализа является отдельный индивид. Понятие «политическая деятельность» формировалось в рамках исследований, где анализ начинается не с отдельного индивида, а социума как целостности.
Итак, политическая деятельность социальных групп и индивидов связана со стремлением усовершенствовать или изменить социально-экономический и политический порядок. Политические действия связаны с выражением интересов различных групп. От того, какой идеологии придерживаются участники политического процесса, зависит, направлена ли их деятельность на революционные изменения общества или на его реформирование. В любой политической системе имеются также определенные нормы, правила игры, которые обязаны соблюдать участники политического процесса.
Различают позитивное политическое действие, заключающееся в том, чтобы сделать нечто для достижения определенной цели, и негативное, состоящее в том, чтобы прекратить что-то делать.
Политические действия можно разделить на рациональные иррациональные. Рациональное действие означает, что его агент (субъект) имеет четкое представление о целях, знает адекватные им целям методы, способен эффективно применять их, устанавливая систему приоритетов, а также способен менять стратегию, пи она не приводит к желаемым результатам.
Политические действия могут быть стихийными или организовоннылш. Как правило, действия элит более организованны, что чает им возможность сохранять свое господство, разрабатывать стратегию и тактику, претворять в жизнь свои планы.
Виды политических действий зависят от типа общественных преобразований, от отношения политических сил к действительности. Максимальным радиусом влияния обладают революция, мятеж, восстание, контрреволюция, крестьянская война.
Революция представляет собой свержение господствующих групп, преобразование общества в целом. Социальные революции возникают как следствие нарастания противоречий в обществе, потери властями легитимности. Революционный взрыв могут вызвать война, политический кризис, интервенция, тупики в решении социальных проблем, политическая коррупция и т.д. Выделяются следующие типы социальных революций: антиимпериалистические (национально-освободительные, антиколониальные), буржуазные, народные, народно-демократические, социалистические.
В связи с тем, что не все слои населения поддерживают революционные изменения в обществе, формируется движение, которое выступает против революции. Контрреволюция - это политическое движение, руководимое отстраненными от власти группами, их представителями и теми, кто порвал с революцией. Целью контрреволюции является свержение новой элиты и восстановление прежних порядков.
Открытое сопротивление народа законной власти может выражаться в мятежах, бунтах, крестьянских войнах. Бунт - результат возмущения масс действиями местных властей, перерастающего в беспорядок, погромы.
Второй тип политических действий составляют реформы. Они ведут к общественным переменам, не подрывая основ существующего строя и власти правящего класса. Классическим приором успешных реформ, проведенных в XX в., можно считать реформы в развитых странах, которые способствовали решению многих социальных проблем, предотвращению социальных конфликтов.
К третьему типу политических действий относятся политические перевороты: государственный переворот, путч, дворцовый переворот, военный заговор. Они ведут к переменам в сфере власти, в первую очередь персональным, путем использования физического насилия. Государственные перевороты - это, как правило дело рук представителей аппарата власти или самих правящих групп, тогда как путч - дело политических аутсайдеров.
Примером специфических политических действий служат митинги, демонстрации, забастовки, собрания, пикетирование, шествия и т.д. Особыми видами политических действий являются выборы и проведение избирательных кампаний, референдумы официальные визиты государственных, партийных делегаций в другие страны, дипломатические переговоры.
Специфическим типом политических действий является популизм, который принято определять как деятельность, имеющую целью обеспечить популярность в массах ценой необоснованных обещаний, демагогических лозунгов, апелляций к простоте и понятности предлагаемых мер. Популист в современной политике - это деятель, заигрывающий с массами.
В современных условиях разумной альтернативы реформам нет. Всем политическим силам необходимо стремиться к согласию, создавая атмосферу доверия. Альтернатива гражданского согласия - вражда. Насилие порождает только ответное насилие и вражду.
Непрепятствование событиям идти своим чередом называется абстенционизмом. Люди, устраняющиеся от занятия гражданской позиции, иногда полагают, что находятся вне политической игры, вне интересов групп. Однако на практике такая позиция укрепляет определенную политическую линию. Абстенционизм практикуется изнутри и вне политической системы. Нейтралитет некоторых государств может рассматриваться как внешний абстенционизм.
Отказ от участия в выборах, голосовании называют абсентеизмом.
ЛЕКЦИЯ 11
ТЕМА: ПОЛИТИЧЕСКИЕ ЭЛИТЫ И ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЛИДЕРСТВО
ПЛАН
Классические теории элит