Политическое сознание и политическое поведение.

Полит. сознание общества – это одна из форм общ. сознания, система идей, взглядов, представлений, норм, чувств, выраж. отношение людей к полит. действительности и возникающих в процессе полит. деятельности.

Полит. сознание общества формир. под воздействием всей системы полит. жизни, полит. практики, полит. отношений, и характер его опред. соц, экон., нац., и другими факторами. Будучи отражением действит-ти полит. сознание способно опережать практику, прогнозировать развитие полит. процессов, поэтому решая вопросы управления обществом той или иной сферы важно учитывать состояние полит. системы общества, а также сознание отд. классов, отд. групп и т.д.

Полит. сознание классифиц. по сферам функцион. уровням, типам, направлениям.

По сферам функционир-я полит. сознание включ.:полит. психологиюполит. Идеологию,олит. культуру

По уровням разл.:обыденное,теоретич.

По типам разл.:групповое,массовое,общечеловеческое

По направлениям:консервативное,реформистское,революционное и т.д.

Бывают также тоталит., автор., либер. и демокр. сознание.

Обыденное полит. сознание – такой уровень, кот. формируется в процессе будничн., практич деятельности. Оно включ. личное мироощущение и нормы полит. поведения ч-ка, его убеждения, привычки, настроения и т.д. Обыденное сознание оказывает воздействие на ход полит. жизни (митинги, протест, несанкц. действия).

Теоретич. полит. сознание – более высокий уровень, это совокупность идей, взглядов, учений, возн. на основе научн. исследов. полит. отнош., выявления их закономерности.

Групповое полит. сознание – этот такой тип, кот. связан с деятельностью разл. соц. групп. Оно первоначально оформл. и стихийно на уровне обыденного сознания, а затем переходит на уровень теор. сознания => роль массового полит. сознания возрастает.

Массовое полит. сознание – тип, сочит. как обыд. так и теор. тип – это широкая совокупность обыд. и теор. идей, представлений, иллюзий, чувств, настроений, отраж. все стороны полит. жизни общества.

Оно может быть богатым и бедным, либер. и авторит., доминир. и перифирийным.

В зависимости от того, какое сознание преобладает в обществе, так строится и жизнедеятельность. Так развитое полит. сознание предпол. ориентир. на констит. способы решения проблем, а неразвитое – силовое решение, полит. экстримизм.

Полит. участие - вовлечённости граждан в Полит. Процесс. 2 подхода к полит. участию:

1) все граждане должны постоянно принимать активное участие не только в выборах, но и в принятии промежуточных решений.

2) достаточно привлекать людей к голосованию за лидеров и к дискуссиям по ключевым вопросам.

Иногда формы политического участия классифицируются:1) совершенно пассивная; 2) только в выборах представительных органов власти; 3) вовлеченность в решения местных политических проблем; 4) активное

назначает шесть судей Конституционного Суда, иных судей Республики Беларусь; освобождает от должности Председателя и судей Конституционного Суда, Председателя и судей Верховного Суда, Председателя и судей Высшего Хозяйственного Суда, назначает на должность и освобождает от должности Председателя Комитета государственного контроля; обращается с посланиями к народу Республики Беларусь о положении в государстве и об основных направлениях внутренней и внешней политики; обращается с ежегодными посланиями к Парламенту, которые заслушиваются без обсуждения на заседаниях Палаты представителей и Совета Республики; имеет право участвовать в работе Парламента и его органов устанавливает государственные праздники и праздничные дни, награждает государственными наградами, присваивает классные чины и звания; осуществляет помилование осужденных; ведет переговоры и подписывает международные договоры, принимает верительные и отзывные грамоты в случае стихийного бедствия, катастрофы, а также беспорядков, сопровождающихся насилием либо угрозой насилия со стороны группы лиц и организаций, в результате которых возникает опасность жизни и здоровью людей, территориальной целостности и существованию государства, вводит на территории Республики Беларусь или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение с внесением в трехдневный срок принятого решения на утверждение Совета Республики; подписывает законы; имеет право отменять акты Правительства; является Главнокомандующим Вооруженными Силами Республики Беларусь; назначает на должности и освобождает от должностей высшее командование Вооруженных Сил; осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией и законами.




2.военной доктрины; о гражданстве, статусе иностранцев и лиц без гражданства; о правах национальных меньшинств; об утверждении республиканского бюджета и отчета о его исполнении; назначает выборы Президента; дает согласие Президенту на назначение Премьер-министра; заслушивает доклад Премьер-министра о программе деятельности Правительства и одобряет или отклоняет программу; повторное отклонение палатой программы означает выражение вотума недоверия Правительству; принимает отставку Президента; Совет Республики: одобряет или отклоняет принятые Палатой представителей проекты законов о внесении изменений и дополнений в Конституцию; о толковании Конституции; проекты иных законов; дает согласие на назначение Президентом Председателя Конституционного Суда, Председателя и судей Верховного Суда, и членов Правления Национального банка; избирает шесть судей Конституционного Суда; избирает шесть членов Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов; отменяет решения местных Советов депутатов

Парламент проект республиканского бюджета и отчет о его исполнении; обеспечивает проведение единой экономической, финансовой, кредитной и денежной политики, государственной политики в области науки, культуры, образования, здравоохранения, экологии, социального обеспечения и оплаты труда; принимает меры по обеспечению прав и свобод граждан, защите интересов государства, национальной безопасности и обороноспособности, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью; выступает от имени собственника в отношении имущества, являющегося собственностью Республики Беларусь, организует управление государственной собственностью; обеспечивает исполнение Конституции, законов и декретов, указов и распоряжений Президента; отменяет акты министерств и иных республиканских органов государственного управления; осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией, законами и актами Президента.

участие в предвыборных компаниях; 5) политические активисты; 6) политическая активность как профессия.

Выделяют масштабное – локальное, интенсивное – вялотекущее политическое участие.

Формы политического участия:1) выборы, 2) референдумы, 3) политический протест.

В демократических государствах выборы проводятся на основе всеобщего и равного избирательного права. Среди основных избирательных систем выделяют:

1. Мажоритарную - система большинства (Абсолютное большинство (50% + 1 голос), Относительное большинство (просто большинство голосов))

2. Представительскую (пропорциональную)


Наши рекомендации