Группы интересов: понятие, структура, функции, типы
Группы интересов - это объединения, формирующиеся на основе выдвижения отдельных представителей граждан, которым передаются дополнительные права на выдвижение и отстаивание общегрупповых требований и целей.
Последующая институционализация этих представительных структур способствует формированию особых «вторичных ассоциаций» (А. Токвиль), которые опосредуют отношения власти и населения. Широкие социальные слои как самостоятельно выходящие на политический рынок субъекты не могут непосредственно участвовать в отношениях с властью. Социальные группы реализуют свои интересы через деятельность медиаторов (посредников).
Социальные группы влияют на процессы политического оформления и выдвижения групповых интересов в сферу публичной власти. Так формируются особые институты и механизмы воздействия на государство в целях перераспределения социальных статусов и ресурсов - в этом состоит основа социального представительства.
Группы интересов (заинтересованные группы) - объединения индивидов на основе общих интересов, стремящиеся оказать влияние на политические институты в целях принятия выгодных для себя решений.
Теория групп интересов сформулирована А. Бентли, позднее вклад в ее развитие внести Р. Даль, Д. Истон, Г. Ласки. Основная функция групп интересов - артикуляция и агрегирование интересов, коммуникация и формирование политической элиты.
Типология групп интересов
Г. Алмонд и Г. Пауэлл по степени организации и происхождению выделяли аномические и институциональные группы. Анемические группы возникают спонтанно, плохо организованы, недолговременны. Их деятельность приобретает насильственные формы: митинги, демонстрации, массовые шествия, акции протеста и неповиновения. Институциональные (формальные объединения с определенной организационной структурой, устоявшимися функциями и профессиональным кадровым аппаратом - административные органы, армии, представительства автономий в федеративных центрах). Институциональные группы организованы, структурированы, долговременны, преследуют рационально сформулированные интересы, действуют на основе определенных правил.
По специализации действий, по характеру внутригрупповых связей Г. Алмонд и Г. Пауэлл- выделяли также ассоциативные и неассоциативные группы. Ассоциативные - добровольные, преследующие специфические интересы (предпринимательские, творческие организации, профсоюзы), неассоциативные группы носят недобровольный характер, их деятельность менее постоянна, чем ассоциативных (трудовые коллективы, этнические общности, кланы). Неассоциативные группы - это неформальные и недобровольные объединения людей на родственной, религиозной и
иной основе.
Французский политолог Ж. Блондель выделял группы по обычаю, которые возникают на основе общинных, кастовых, клановых общностей; институциональные группы, которые основываются на формальных организациях (например, лоббистские группировки в парламенте, правительстве); группы, защищающие интересы своих сторонников (ассоциации производителей, банковских работников, финансово-промышленные группы); группы, ориентированные на решение определенных, ограниченных целей (экологические, антивоенные движения).
По М. Дюверже, по сфере деятельности выделяются специальные (занимаются только политической деятельностью), частичные (выполняющие более широкий круг социальных функций -организация бизнеса и т. д.) группы.
По характеру деятельности выделяют одноцелевые и многоцелевые группы. Одноцелевые (лоббирующие структуры), стремящиеся обеспечить принятие какого-либо законодательного акта в парламенте, складываются и существуют только для достижения этой цели. Деятельность многоцелевых групп не связана с решением одной проблемы, они могут взаимодействовать с парламентом, участвовать в избирательных кампаниях. Когда осуществление коллективных целей заинтересованных групп требует принятия властных решений, тогда группа интересов превращается в группу давления, целью которой является корректировка политики в соответствии со своими интересами.
Группы давления - относительно узкие общественные объединения, формирующиеся для представительства организованных интересов и активно добивающиеся их реализации с помощью разнообразных средств воздействия.
Способы оказания давления делят на законные и незаконные. Законные - это взаимодействие с политическими лидерами; участие в подготовке законопроектов, экспертиз, заключений; массовая пропаганда с целью мобилизации общественного мнения через организацию кампаний в СМИ; лоббирование, возбуждение судебных дел; судебных дел; контроль за расходованием финансов, средств и соблюдением принятых решений (законов) вплоть до обращения в суд по поводу правонарушений определенных органов власти; санкционированные публичные массовые мероприятия (митинги, демонстрации, пикетирование, акции протестов).
Незаконные (скрытые) методы: использование корпоративных личных, семейных связей; коррупция (в форме взяткодательства, организации поездок, финансирования избирательных кампаний)' контроль за личной жизнью политиков, сбор компромата и т. д
Лоббизм. Типология лоббизма
Особо следует указать на такую форму представительства и защиты групповых интересов, как лоббизм, или лоббирование (от англ. lobby - кулуары, коридоры). Так называют целенаправленное воздействие групп интересов на власть. Существование лоббизма связано с функционированием групп интересов и зависит от уровня плюрализма, институционализации политического участия, характера деятельности политических партий. Под лоббизмом в широком смысле слова понимают способы влияния (давления) на государство с целью защиты особых интересов.
Лобби - группы давления, стремящиеся обеспечить принятие каких-то определенных решений, законов посредством воздействия на членов парламента и должностных лиц в системе исполнительной власти.
В узком смысле слова лоббирование означает непосредственное взаимодействие представителя группы интересов с лицом, принимающим решения, - как посредством формализованных каналов и структур, так и неформальных связей (встречи, беседы, консультации, телефонные переговоры, личные обращения). Задача лоббистов состоит в том, чтобы добиться принятия желательных для группы законодательных и нормативных актов, получения правительственных субсидий, кредитов и т.п., проникая с этой целью в институты государственной власти.
Способы воздействия на органы власти разнообразны. Это выступления на слушаниях в комитетах и комиссиях парламента, разработка законопроектов и привлечение к выработке нормативных документов экспертов, личные встречи, контакты, переговоры, политическая реклама для формирования общественного мнения, организация кампаний «давления с мест» - многочисленные письма и запросы от избирателей, распространение результатов научных опросов; целенаправленные действия «своих людей» внутри органов власти; финансирование избирательных кампаний, прямой подкуп должностных лиц.
Выделяют нижеследующие группы лоббизма:
1. Легальный и нелегальный (прямое вознаграждение лиц за принятие решений) лоббизм. Часто лоббистскую деятельность приравнивают к коррупции: во Франции лоббистская деятельность незаконна, в Индии такая деятельность приравнивается коррупции.
В США, Канаде, ФРГ лоббизм регулируется законодательными актами. В 1946 г. в США принят «Федеральный закон о регулировании лоббизма». Каждая организация, собирающаяся вести лоббистскую деятельность, обязана зарегистрировать в Палате представителей и Сенате своего лоббиста, указав цели и предполагаемые расходы. В Германии лоббистская деятельность регулируется несколькими законодательными актами: Положением о федеральных министерствах, Регламентом деятельности германского бундестага, Кодексом поведения членов бундестага. Каждый депутат обязан отражать в официальных документах свои прошлые и настоящие контакты с фирмами и организациями. Специфической чертой немецкого лоббизма является его связь с партиями: помощь партиям в разработке экономических программ, влияние на проведение экономической политики.
2. Внешний (давление на органы власти со стороны) и внутренний (представители заинтересованных групп - депутаты парламента, члены правительства, окружение президента и т.д.) лоббизм. Различают также экономический, социальный, парламентский, президентский, правительственный виды лоббизма.
По некоторым данным, в Конгрессе США главными лоббистами выступают депутаты парламента, эксперты. Сейчас развивается правительственный лоббизм, так как правительство обладает расширяющимися возможностями и в разработке законопроектов, и в толковании законов.
К внешним лоббистам относятся юридические фирмы, агенства, специализирующиеся в области политической рекламы, консультативные бюро, ассоциации бизнеса. В этих организациях работают специалисты, имеющие опыт взаимоотношений с органами власти.
Специфической формой представительства групповых интересов является корпоративизм. Термин «корпорация» ( от лат. corpus - тело) возник еще в период средневековья. В XIV-XV вв. корпорациями назывались сословно-профессиональные организации цехового типа. Цехи - переходное звено между общинным типом социальных отношений и гражданским обществом. Вхождение индивида в ту или иную корпорацию определяло возможности профессиональной деятельности и отстаивания своих интересов.
В современном понимании корпорация - это замкнутая группа монопольно распоряжающаяся отдельными ресурсами, выполняющая хозяйственные, административные, военные, политические функции и защищающая политические интересы. Внутрикорпоративные отношения основаны на принципах лояльности и личной преданности рядовых членов руководству.
ЛЕКЦИЯ 9
ТЕМА: ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ И ПАРТИЙНЫЕ СИСТЕМЫ
ПЛАН