Группы интересов: понятие, структура, функции, типы

Группы интересов - это объединения, формирующиеся на основе выдвижения отдельных представителей граждан, которым передаются дополнительные права на выдвижение и отстаивание общегрупповых требований и целей.

Последующая институционализация этих представительных структур способствует формированию особых «вторичных ассо­циаций» (А. Токвиль), которые опосредуют отношения власти и населения. Широкие социальные слои как самостоятельно выхо­дящие на политический рынок субъекты не могут непосредственно участвовать в отношениях с властью. Социальные группы реализуют свои интересы через деятельность медиаторов (посредников).

Социальные группы влияют на процессы политического оформления и выдвижения групповых интересов в сферу публичной власти. Так формируются особые институты и механизмы воздействия на государство в целях перераспределения социальных статусов и ресурсов - в этом состоит основа социального представительства.

Группы интересов (заинтересованные группы) - объединения индивидов на основе общих интересов, стремящиеся оказать влияние на политические институты в целях принятия выгодных для себя решений.

Теория групп интересов сформулирована А. Бентли, позднее вклад в ее развитие внести Р. Даль, Д. Истон, Г. Ласки. Основная функция групп интересов - артикуляция и агрегирование интересов, коммуникация и формирование политической элиты.

Типология групп интересов

Г. Алмонд и Г. Пауэлл по степени организации и происхож­дению выделяли аномические и институциональные группы. Анемические группы возникают спонтанно, плохо организованы, недолговременны. Их деятельность приобретает насильственные формы: митинги, демонстрации, массовые шествия, акции протес­та и неповиновения. Институциональные (формальные объедине­ния с определенной организационной структурой, устоявшимися функциями и профессиональным кадровым аппаратом - админи­стративные органы, армии, представительства автономий в феде­ративных центрах). Институциональные группы организованы, структурированы, долговременны, преследуют рационально сформулированные интересы, действуют на основе определенных правил.

По специализации действий, по характеру внутригрупповых связей Г. Алмонд и Г. Пауэлл- выделяли также ассоциативные и неассоциативные группы. Ассоциативные - добровольные, преследующие специфические интересы (предпринимательские, творческие организации, профсоюзы), неассоциативные группы носят недобровольный характер, их деятельность менее постоянна, чем ассоциативных (трудовые коллективы, этнические общности, кланы). Неассоциативные группы - это неформальные и недобровольные объединения людей на родственной, религиозной и

иной основе.

Французский политолог Ж. Блондель выделял группы по обычаю, которые возникают на основе общинных, кастовых, клановых общностей; институциональные группы, которые основываются на формальных организациях (например, лоббистские группировки в парламенте, правительстве); группы, защищающие интересы своих сторонников (ассоциации производителей, бан­ковских работников, финансово-промышленные группы); группы, ориентированные на решение определенных, ограниченных целей (экологические, антивоенные движения).

По М. Дюверже, по сфере деятельности выделяются специ­альные (занимаются только политической деятельностью), час­тичные (выполняющие более широкий круг социальных функций -организация бизнеса и т. д.) группы.

По характеру деятельности выделяют одноцелевые и много­целевые группы. Одноцелевые (лоббирующие структуры), стре­мящиеся обеспечить принятие какого-либо законодательного акта в парламенте, складываются и существуют только для достижения этой цели. Деятельность многоцелевых групп не связана с реше­нием одной проблемы, они могут взаимодействовать с парламен­том, участвовать в избирательных кампаниях. Когда осуществле­ние коллективных целей заинтересованных групп требует принятия властных решений, тогда группа интересов превращает­ся в группу давления, целью которой является корректировка по­литики в соответствии со своими интересами.

Группы давления - относительно узкие общественные объе­динения, формирующиеся для представительства организованных интересов и активно добивающиеся их реализации с помощью разнообразных средств воздействия.

Способы оказания давления делят на законные и незаконные. Законные - это взаимодействие с политическими лидерами; участие в подготовке законопроектов, экспертиз, заключений; массовая пропаганда с целью мобилизации общественного мнения через организацию кампаний в СМИ; лоббирование, возбуждение судебных дел; судебных дел; контроль за расходованием финансов, средств и соблюдением принятых решений (законов) вплоть до обращения в суд по поводу правонарушений определенных органов власти; санкционированные публичные массовые мероприятия (митинги, демонстрации, пикетирование, акции протестов).

Незаконные (скрытые) методы: использование корпоративных личных, семейных связей; коррупция (в форме взяткодательства, организации поездок, финансирования избирательных кампаний)' контроль за личной жизнью политиков, сбор компромата и т. д

Лоббизм. Типология лоббизма

Особо следует указать на такую форму представительства и защиты групповых интересов, как лоббизм, или лоббирование (от англ. lobby - кулуары, коридоры). Так называют целенаправлен­ное воздействие групп интересов на власть. Существование лоб­бизма связано с функционированием групп интересов и зависит от уровня плюрализма, институционализации политического уча­стия, характера деятельности политических партий. Под лоббиз­мом в широком смысле слова понимают способы влияния (давле­ния) на государство с целью защиты особых интересов.

Лобби - группы давления, стремящиеся обеспечить принятие каких-то определенных решений, законов посредством воздействия на членов парламента и должностных лиц в системе исполнитель­ной власти.

В узком смысле слова лоббирование означает непосредствен­ное взаимодействие представителя группы интересов с лицом, принимающим решения, - как посредством формализованных ка­налов и структур, так и неформальных связей (встречи, беседы, консультации, телефонные переговоры, личные обращения). За­дача лоббистов состоит в том, чтобы добиться принятия жела­тельных для группы законодательных и нормативных актов, по­лучения правительственных субсидий, кредитов и т.п., проникая с этой целью в институты государственной власти.

Способы воздействия на органы власти разнообразны. Это выступления на слушаниях в комитетах и комиссиях парламента, разработка законопроектов и привлечение к выработке норматив­ных документов экспертов, личные встречи, контакты, перегово­ры, политическая реклама для формирования общественного мнения, организация кампаний «давления с мест» - многочисленные письма и запросы от избирателей, распространение результатов научных опросов; целенаправленные действия «своих людей» внутри органов власти; финансирование избирательных кампаний, прямой подкуп должностных лиц.

Выделяют нижеследующие группы лоббизма:

1. Легальный и нелегальный (прямое вознаграждение лиц за принятие решений) лоббизм. Часто лоббистскую деятельность приравнивают к коррупции: во Франции лоббистская деятельность незаконна, в Индии такая деятельность приравнивается коррупции.

В США, Канаде, ФРГ лоббизм регулируется законодательны­ми актами. В 1946 г. в США принят «Федеральный закон о регу­лировании лоббизма». Каждая организация, собирающаяся вести лоббистскую деятельность, обязана зарегистрировать в Палате представителей и Сенате своего лоббиста, указав цели и предпо­лагаемые расходы. В Германии лоббистская деятельность регули­руется несколькими законодательными актами: Положением о федеральных министерствах, Регламентом деятельности герман­ского бундестага, Кодексом поведения членов бундестага. Каж­дый депутат обязан отражать в официальных документах свои прошлые и настоящие контакты с фирмами и организациями. Специфической чертой немецкого лоббизма является его связь с партиями: помощь партиям в разработке экономических про­грамм, влияние на проведение экономической политики.

2. Внешний (давление на органы власти со стороны) и внут­ренний (представители заинтересованных групп - депутаты пар­ламента, члены правительства, окружение президента и т.д.) лоб­бизм. Различают также экономический, социальный, парламент­ский, президентский, правительственный виды лоббизма.

По некоторым данным, в Конгрессе США главными лобби­стами выступают депутаты парламента, эксперты. Сейчас разви­вается правительственный лоббизм, так как правительство обладает расширяющимися возможностями и в разработке законопроектов, и в толковании законов.

К внешним лоббистам относятся юридические фирмы, агенства, специализирующиеся в области политической рекламы, кон­сультативные бюро, ассоциации бизнеса. В этих организациях работают специалисты, имеющие опыт взаимоотношений с органами власти.

Специфической формой представительства групповых интересов является корпоративизм. Термин «корпорация» ( от лат. corpus - тело) возник еще в период средневековья. В XIV-XV вв. корпорациями назывались сословно-профессиональные организации цехового типа. Цехи - переходное звено между общинным типом социальных отношений и гражданским обществом. Вхождение индивида в ту или иную корпорацию определяло возможности профессиональной деятельности и отстаивания своих интересов.

В современном понимании корпорация - это замкнутая группа монопольно распоряжающаяся отдельными ресурсами, выполняющая хозяйственные, административные, военные, политические функции и защищающая политические интересы. Внутрикорпоративные отноше­ния основаны на принципах лояльности и личной преданности рядовых членов руководству.

ЛЕКЦИЯ 9

ТЕМА: ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ И ПАРТИЙНЫЕ СИСТЕМЫ

ПЛАН

Наши рекомендации