Группы интересов: понятие, функции и типы. Лоббизм.

Теория «группы интересов» была впервые сформулирована Бентли. Он утверждал, что основу политического процесса составляет взаимодействие заинтересованных групп. Данный подход далее разрабатывался Истоном.

Понятие «группы интересов» характеризует совокупность сложных общественных образований. Коротко их можно определить как по преимуществу добровольные объединения, приспособленные или специально созданные людьми для выражения и отстаивания своих властно значимых интересов в отношениях с государством, а также другими политическими институтами.

В связи с этим группы интересов выполняют 4 социально значимые функции:

· Артикуляционная функция

· Информативная функция

· Агрегирование

· Формирование политических элит

1.Артикуляция интересов - т.е. преобразования социальных эмоций, ожиданий и чувств граждан в определенные политические требования. Например, неудовлетворенность граждан своим уровнем жизни может быть трансформирована в призывы к повышению зарплаты и т.д.

2.Информативная функция – доведение до власти информации о проблемах тех или иных социальных групп.

3.Агрегирование – согласования различных потребностей и ожиданий граждан.

4.Формирование политических элит – продвижение представителей от групп интересов во властные структуры

В политический науке сложилась достаточно разветвленная типология групп интересов, учитывающая разнообразные черты их строения и деятельности:

1. С точки зрения происхождения и степени организованности политологи Армон и Пауэл предложили деление групп интересов на:

· Анемические

· Институциональные.

Первый тип характризует объединения, возникающие стихийным образом как спонтанная реакция на ту или иную ситуацию (например демонстрации, митинги).

В противоположность им институциональные группы - это формальные объединения с определенной организационной структурой, устоявшимися функциями и профессиональным кадровым аппаратом. Их целенаправленная деятельность более эффективна. Группы данного типа (например представительства автономий в федеральных центрах и др.) выполняют широкий круг задач.

2. С точки зрения специализации деятельности выделяют:

· Ассоциативные группы

· Неассоциативные группы

Первые представляют собой добровольные объединения, специализирующиеся на представительстве интересов и нацеленные на решение определенных задач (профсоюзы, предпринимательские ассоциации, движения за гражданские права). Их организационная и кадровая структура, порядок использования финансовых средств стимулируют достижение специальных целей. Органично встроенные в политическую систему, они обладают наибольшей результативностью.

Источником возникновения неассоциативных групп выступает неформальное и недобровольное объединение людей на родственной, религиозной, социокультурной основе (научные и студенческие общества, трудовые коллективы, религиозные секты). Их деятельность малоструктурирована и не всегда эффективна.

3. По характеру деятельности группы интересов могут быть разделены на:

· Одноцелевые

· Многоцелевые.

Например, относящиеся к первому типу лоббирующие структуры, стремящиеся обеспечить принятие какого-либо определенного законодательного акта в парламенте, складываются и существуют только в связи с достижением данной цели. После результативного решения своей задачи они либо распадаются, либо переориентируются на другую, не менее конкретную цель.

Деятельность же многоцелевых групп многопрофильна и не ограничена спецификой задач того или иного рода. Так, например, многие группы давления могут не только взаимодействовать с правительством по поводу принятия решений в какой-либо сфере управления, но и участвовать в избирательных кампаниях и т.д.

Весьма распространены и градации групп интересов по сферам управления обществом(например, союзы потребителей в экономической области, творческие союзы - в сфере культуры и проч.), территориальным признакам (группы, формирующиеся и действующие только в определенных регионах), уровню и масштабам деятельности (например, группы давления, действующие в центральных или местных органах власти).

Многообразные группы интересов обладают широким набором ресурсов для воздействия на власть, доведения нужд и запросов населения до лиц и органов, принимающих политические решения. Это воздействие на органы государственной власти с целью реализации специфических интересов получило название Лоббизм (от «Лобби» - название вестибюля в английском парламенте, где депутаты обсуждают законы).

В практике лоббизма используются разнообразные способы влияния:

1. Выступление на слушаниях в комитетах и комиссиях парламента

2. Разработка законопроектов и привлечение своих экспертов

3. Личные встречи, контакты, переговоры

4. Использование методов связи с общественностью

5. Организация давления с мест (письма от избирателей, предложения, и т.п.)

6. Подготовка и распространение результатов социологических исследований

7. Финансирование избирательных кампаний

8. Прямой подкуп должностных Лий и т.д.

Лоббизм можно подразделять на легальный,не нарушающий законодательства,и нелегальный. В следствии чего, отношение к нему в разных странах не однозначное. Выделилось два подхода:

1. Запретительный(например, в Индии и Франции) Лоббизм отождествляется с коррупцией и криминальной деятельностью, его надо искоренять.

2. Ограничительный(например, Россия, США) Лоббизм надо ограничить жесткими правовыми рамками, предать ему нормальную, разумную форму. (Этот подход наиболее продуктивен)

Наши рекомендации