Местные органы управления и самоуправления

В современных странах централизованное управление делам государства сочетается с местным управлением и самоуправлением. Местное самоуправление характеризуется главным признаком - выборностью. Местное управление - это органы власти, назначаемые центральной властью. Итак, в местной власти соче­таются два начала: с одной стороны, она является формой обще­ственной организации и самоуправления, а с другой - выступает как государственная власть и управление.

В институциональном плане органы местной власти интегри­рованы в единый государственный механизм управления. В функ­циональном аспекте местная власть выступает важнейшим эле­ментом гражданского общества.

Моделями местной власти являются нижеследующие.

• Англосаксонская модель (Англия, США, Австралия, Кана­да) - местные органы власти не назначаются центральным прави­тельством, а избираются. Местные советы в этой модели высту­пают в роли представительных органов и органов общей компетенции. Исполнительную власть возглавляют избираемые гражданами мэры, а реализуют создаваемые советами отраслевые комиссии. Государственные служащие - профессионалы нанима­ются для работы в постоянных комиссиях.

• Континентальная модель (Франция, Италия, Бельгия, страны Латинской Америки) предполагает параллельное существование двух видов власти: назначенного из центра представителя госу­дарственной власти и избранного населением представителя ад­министративно-территориальной единицы. Представительные ор­ганы власти создаются не во всех административно-территориальных единицах. На уровне средних и районных звень­ев назначаются уполномоченные центральных органов.

• «Иберийская» модель - Испания, Португалия, страны Ла­тинской Америки - все органы власти на местах избираются. Так, избирается местный совет, а затем члены совета избирают главу администрации. Председатель совета должен пройти процедуру утверждения в качестве представителя правительства.

• Советская модель - местные советы рассматривались как органы государственной власти и местного самоуправления. Основополагающим принципом взаимоотношений органов власти всех уровней был демократический централизм.

Наиболее полно понятие и принципы местного самоуправления изложены в Европейской хартии о местном самоуправлении (от15 октября 1985 г.). В соответствии с Хартией под местным самоуправлением понимается право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть государственных дел и управлять ими, действуя в рамках чакона, под свою ответственность и в интересах местного населе­ния (п. 1 ст. 3). В силу того, что местное самоуправление является формой организации граждан для решения стоящих перед ним задач, можно утверждать, что местное самоуправление является властью, создаваемой населением.

В Республике Беларусь основные правомочия органов мест­ного самоуправления и управления закреплены в Конституции и Законе «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь». Представительными органами и основным звеном местного самоуправления являются местные Советы депутатов. Они избираются гражданами, проживающими на соответст­вующей территории. В Беларуси установлено три территориальных уровня Советов: первичный, базовый и областной. К первичному территориальному уровню относятся сельские, поселковые, город­ские (городов районного подчинения) Советы. К базовому террито­риальному уровню относятся городские (городов областного подчи­нения), районные Советы. К областному территориальному уровню относятся областные Советы. Минский городской Совет обладает правами базового и областного Советов.

Важнейшими полномочиями органов местного самоуправле­ния (в данном случае местных Советов депутатов) является ут­верждение программы экономического и социального развития. С учетом особенностей компетенции местных Советов различных Уровней (первичного, базового, областного) они также вправе утверждать программы жилищного строительства, благоустройства, Дорожного строительства, коммунально-бытового и социально-культурного обслуживания населения, охраны природы. На них возлагаются также организация, контроль и утверждение отчетов 0 выполнении этих программ. Местные Советы депутатов утверждают местные бюджеты, отчеты об их исполнении; устанавливают в соответствии с законом местные налоги и сборы.

Важную роль в организации жизни граждан на местном уровне играют органы территориального общественного самоуправления. Территориальное общественное самоуправление - это самоорганизация граждан на добровольной основе по месту их жительства на части территории административно-территориальной единицы (территорий микрорайонов, жилищных комплексов кварталов, улиц, дворов, сел и т. д.) для самостоятельного и пол свою ответственность осуществления собственных инициатив.

Исполнительным и распорядительным органом местной вла­сти является исполнительный комитет, который одновременно выступает органом местного управления общей компетенции, ис­полнительным и распорядительным органом местного Совета. Исполнительные комитеты имеют различную компетенцию: на первичном уровне - это сельские, поселковые, городские (городов районного подчинения); базовом - городские (городов областного подчинения), районные; областном - областные исполнительные комитеты. Они входят в систему органов исполнительной власти. Исполкомы областей (города Минска), района, города, поселка, сельского Совета, местные (районные в городах) администрации являются органами местного управления, обладают самостоятель­ной компетенцией и призваны осуществлять задачи и функции, возложенные на них законодательством.

Исполкомы (областей, города Минска, городов, районов) свя­заны с соответствующими Советами и могут рассматриваться в качестве органов управления. В то же время исполкомы не рассматриваются в качестве изолированной от местных Советов сис­темы. Эти органы взаимосвязаны между собой, и исполнительный комитет ответствен перед соответствующим Советом по вопро­сам, отнесенным к компетенции Совета.

ЛЕКЦИЯ 8

ТЕМА: ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ

ПЛАН

Наши рекомендации