Исполнительная власть. Роль административно-бюрократического аппарата

Исполнительная власть является древнейшей властью, от ко­торой позднее отделились законодательная и судебная. Исполни­тельная власть достаточно полно выражает назначение государст­ва - охранять внутренний и внешний мир общества, обеспечивать благосостояние. Исполнительная власть также призвана реализовывать решения, принятые законодательной властью. Однако это идеал, на практике же функции данной ветви власти отнюдь не исчерпываются понятием «исполнение». Чаще говорят об испол­нительно-распорядительной власти.

Органы исполнительной власти подразделяются на две группы: административно-управленческий аппарат {администрация) (правительство, министерства, комитеты, ведомства); контрольно-надзорные органы (служба безопасности, налоговая полиция и т.д., особенностью которых является применение принудительных мер).

Выделяют три особенности функционирования исполнитель­ной власти. Во-первых, подзаконность органов исполнительной власти - в отличие от законодательной власти, носящей первич­ный характер в области правотворчества, исполнительная власть имеет вторичный характер, ориентирована на исполнение закона. Во-вторых, универсальность - органы исполнительной власти действуют непрерывно и на всей территории государства, на цен­тральном, региональном и местном уровнях. В-третьих, в отличие от законодательной и судебной ветвей власти исполнительная осуществляет кадровое, финансовое и материальное обеспечение Управленческой деятельности.

Полномочия и функции исполнительной власти можно разделить на два уровня. Первый уровень охватывает функции исполнительной власти, имеющие всеобщее значение для жизни общества: охрана общественного порядка, обеспечение национальной (государственной) безопасности и интересов страны; регулятивно-управленческая функция - деятельность по руководству и управлению (экономикой, финансами, культурой, образованием, здравоохранением, обороной и т.д.); обеспечение прав и свобод граждан.

Второй уровень составляют функции инструментального ха­рактера (обеспечение реализации функций первого уровня): нор­мотворчество (если норма закона не регламентирует непосредст­венно исполнительских действий, то она требует уточнения дальнейшей правовой регламентации в подзаконных нормативных актах); оперативно-исполнительная функция. Центральное звено деятельности органов исполнительной власти - управленческое решение (индивидуальный властный акт, адресованный лицу или органу, призванному разрешить определенную проблему); юрисдикционная функция.

Правительство - это центральный коллегиальный орган ис­полнительной и распорядительной власти, возглавляющий госу­дарственную администрацию и осуществляющий непосредствен­ное управление государством, руководство его внутренней и внешней политикой. Для названия правительства используются различные понятия: Совет министров (Республика Беларусь), Ка­бинет министров, Секретариат (США), Государственный совет (Швеция, Финляндия), Правительство (Чехия), Федеральное пра­вительство (ФРГ), Федеральный совет (Швейцария).

Полномочия и функции правительства включают:

• подбор и расстановку административных кадров;

• подготовку проекта государственного бюджета и разработку системы налогообложения;

• управление экономикой;

• разработку долгосрочных программ экономического и соци­ального развития;

• разрешение кризисов и конфликтов;

• ведение международных переговоров, заключение межгосу­дарственных договоров.

Формирование правительства возможно как на парламентской основе (Великобритания, Голландия, Бельгия, Дания, Греция, Италия), так и внепарламентским путем (США). Различают пози­тивный и негативный парламентаризм. Позитивный парламента­ризм означает, что получение вотума доверия парламента является необходимым условием для начала работы правительства (Греция, Италия, Польша, Турция). Негативный парламентаризм правительство не должно получать вотум доверия, оно функционирует до тех пор, пока ему не выражен вотум недоверия.

Рассмотрим виды правительств.

1. Однопартийные - в странах с парламентской формой правления и двухпартийной системой либо многопартийной в случае, когда правительство создается партией большинства; в прези­дентских республиках; в странах с двухпартийной системой (Ве­ликобритания, США).

2. Многопартийные коалиционные правительства - ни одна из партий не имеет абсолютного большинства в парламенте (ФРГ, Италия, Бельгия, Нидерланды).

3. Беспартийные правительства - в странах с абсолютной мо­нархией (Саудовская Аравия, ОАЭ, Омар, Катар); «правительство чиновников», «рабочее», «деловое», «служебное» правительство, которое возникает в переходных обществах либо когда коалиции не складываются.

В зависимости от поддержки правительства парламентом принято выделять:

• правительство большинства, которое опирается на поддерж­ку партии, имеющей большинство в парламенте;

• правительство меньшинства, которое имеет временный ха­рактер, складывается в кризисной ситуации, когда партии боль­шинства не могут договориться о составе правительства (такие случаи были в Индии, скандинавских странах);

• правительство национального согласия. Такие правительства создавались в послевоенные или послереволюционные периоды с целью объединения ведущих политических сил страны (Велико­британия, Бельгия, Греция, Ливан).

В парламентских республиках правительство формируется парламентом и перед ним несет ответственность, в президент­ской - президентом и перед ним же несет ответственность; в сме­шанной - президентом с согласия парламента либо из кандидатов, выдвинутых парламентом, и несет двойную ответственность: пе­ред парламентом и перед президентом.

Наши рекомендации