Местные органы управления ВКЛ

Система местных органов власти и управления сложилась не сразу, а постепенно, и ее унификация произошла в результате проведенной в 1564-1566 гг. административной реформы, в ходе которой вся территория ВКЛ была разделена на 13 воеводств и 30 поветов. Последние в свою очередь состояли из волостей, сел и городов.Местные органы мало зависели от центральных органов. В своей деятельности они руководствовались общегосударственными нормативными актами и местным традиционным правом или актами местной администрации. Воеводства Полоцкое, Витебское, Мстиславское, а также многие поветы и волости имели специальные грамоты, в которых были закреплены их права. Кроме того, отдельное управление было организовано в городах и частных владениях феодалов. Структура и компетенция местных органов власти и управления зависели от государственно-правового положения данной территориальной единицы в составе государства и от того, в чьем ведении она находилась. На землях, принадлежавших отдельным князьям и панам, органы управления были весьма разнообразными. Система их определялась сложившимися обычаями и волей владельцев земель. Местные органы власти и управления на государственных землях строились в соответствии с административно-территориальным делением. До образования воеводств и поветов отдельные земли управлялись наместниками господаря. При наместниках имелись другие местные должностные лица — ключник, городничий, тиун, конюший, лесничий, которые в основном сохранились и при учреждении в 1565—1566 гг. воеводств, поветов и волостей. Во главе воеводства стоял воевода, назначаемый господарем и радой пожизненно из числа крупных феодалов, уроженцев ВКЛ. В должности воеводы сочетались черты представителя органов центрального управления и местного самоуправления. Воеводе принадлежала вся полнота власти на территории воеводства, но осуществлял он ее совместно с местными феодалами, которые собирались для решения вопросов на местные сеймики. Воевода возглавлял административные, хозяйственные, военные и в значительной степени судебные органы на территории воеводства. Воеводы обязаны были на местах проводить в жизнь распоряжения центральных органов и заботиться об интересах местного населения, особенно местных феодалов. Основные обязанности воеводы заключались в поддержании феодального правопорядка на территории воеводства, осуществлении общего руководства использованием всех источников государственных и великокняжеских доходов, организации вооруженных сил воеводства, осуществлении правосудия. Для поддержания порядка воевода мог использовать подчиненные ему гарнизоны и созывать шляхетское ополчение, кроме того, у него, как и у всякого крупного феодала, был отряд личной охраны и целый штат подчиненных ему должностных лиц — урядников и слуг. В хозяйственной деятельности воевода, прежде всего, заботился о надлежащем проведении работ в государственных имениях, переданных ему во временное использование, о своевременном поступлении данины и чинша от феодально-зависимых людей. Как глава вооруженных сил воеводства, он следил за надлежащим содержанием замков, наличием в них вооружения и припасов, контролировал выполнение воинской повинности всеми военнообязанными людьми воеводства. При осуществлении правосудия он мог совместно с местными феодалами рассматривать криминальные и гражданские дела в отношении всех лиц, которые проживали на территории воеводства, за исключением дел, отнесенных к ведению земских, подкаморских и высших судов — Господарского и Главного трибунала.Воевода в своей деятельности руководствовался помощью штата должностных лиц, которые являлись его ближайшими помощниками. Каштелян командовал военными силами главного замка воеводства и ополчением военнообязанных лиц, он же представлял интересы воеводства в Раде. Ключник заведовал сбором данины и чинша; конюший отвечал за разведение лошадей для армии и возглавлял государственную конюшню в воеводстве. Обязанностью городничего — коменданта замка — был ремонт и содержание замка, а в отсутствие каштеляна он возглавлял замковый гарнизон. Лесничий, ловчий и гаевник заведовали лесными промыслами и охотой; подвоевода был наместником воеводы по административно-судебным делам, руководил работой воеводской канцелярии, засвидетельствовал различного рода документы, председательствовал в нижнем гродском (замковом) суде. В повете главой администрации являлся староста, власть которого была аналогична власти воеводы, но распространялась только на территорию повета. Он назначался государем и Радой из числа крупных феодалов. Староста, как и воевода, должен был следить за порядком на подведомственной территории, за состоянием государственных имений и поступлением государственных доходов. Он заботился о содержании в боевой готовности замков, созывал военное ополчение в случае опасности, рассматривал криминальные и гражданские дела, контролировал исполнение судебных решений. В повете сохранилась также прежняя должность хорунжего — поветового знаменоносца, который собирал всех военнообязанных людей данного повета в случае военной угрозы. Помощником старосты по военным делам был поветовый маршалок, который командовал поветовым ополчением шляхты. Он же, как правило, председательствовал на заседаниях поветового сеймика. Административно-судебные функции в повете мог выполнять помощник старосты — подстароста. Сословно-представительными органами в воеводстве и повете были воеводский и поветовый сеймики. Поветовые сеймики собирались, как правило, ежегодно или даже несколько раз в год в поветовом центре. Председательствовал на семике или наиболее высокий по должности пан, или поветовый маршалок. Здесь избирались депутаты на Вальный сейм, разрабатывались для них инструкции и наказы, а также ходатайства и просьбы к правительству, заслушивались отчеты и информация о сеймах, которые уже были, избирались судьи и кандидаты на судебные и другие должности, определялись размеры налогов на нужды повета. При помощи сеймиков поветовая шляхта отстаивала местные интересы перед центральными органами. Законодательное оформление порядок созыва поветовых сеймиков и их компетенция получили в Статуте 1566 г. (арт.5 раздела III).Функции органов государственного управления в волостях осуществлялись наместниками воевод и старост — до XV в. тиунами, а затем державцами, которые получали в управление (держание) государственные и великокняжеские имения. Они имели право суда простых людей, которые жили в данной волости. В обязанности державцев входило непосредственное управление хозяйством тех имений, которые были даны ему в держание, а также сбор с населения денежных и натуральных податей в доход государства. Кроме того, они следили за состоянием местных укреплений, мостов и дорог. Державцы, также как и воеводы и старосты несли ответственность за свою деятельность непосредственно перед правительством. Помощниками державцев были сельские войты, сотники, сорочники, десятники, старцы, дьяки, детские, назначаемые из числа наиболее зажиточных домохозяев. Сотники следили за выполнением тех повинностей, которые обязаны были нести крестьяне всего повета, сорочники ведали повинностями крестьян в волости, а десятники — в отдельных деревнях. После проведения волочной реформы 1557 г. эти должности в ряде местностей были заменены сельскими войтами. Сельский войт должен был выгонять крестьян на барщину, наблюдать за их работой и сбором дани, следить за сохранением земельного фонда и нерушимости межевых знаков, доставлять на суд и присутствовать там в качестве заседателя. В тех местностях, где жили государственные крестьяне и не было замков или государственных имений, действовали органы крестьянского самоуправления — крестьянские собрания и старцы, которые на этих собраниях избирались. На крестьянских собраниях распределяли данину, разбирали спорные дела между крестьянами. Старцы следили за выполнением общественных работ по строительству ремонту замков, дорог и мостов, собирали и отвозили данину в установленное властями место, участвовали в осуществлении правосудия на копе.



Наши рекомендации