Глава государства и его роль в структуре высших органов власти. Институт президентства.
Место и роль главы гос-ва определяется особенностями конституционного строя национального законодательства, а главное характером полит режима. Правовой статус зависит от форм правления, способов и методов полит правления. В странах, где глава наделен широкой властью, он осуществляет реальное руководство, определяет полит курс и обеспечивает его осуществление в жизнь.
Конституция не относит Президента к системе органов исполнительной (административной) власти гос-ва (после референдума 1996г.), однако, его статус, как главы гос-ва определенный ст. 79 Конституции указывает на его активное участие в решении вопросов связанных с хозяйственной, экономической, социальной и политической деятельностью, в частности, в соответствии с Конституцией он определяет основные направления внешней и внутренней политики государства. Его участие в заключении международных договоров, в числе которых и связанные с осуществлением взаимовыгодного сотрудничества в хозяйственной, экономической, социально-культурной и иной деятельности государства безусловно оказывает значительное влияние на эффективность развития государства.
Требования к кандидатам:
1. Гражданин РБ по рождению
2. Возраст более 35 лет
3. Наделен избирательным правом
4. Постоянно проживает в РБ более 10 лет перед выборами
Полномочия:
1) определяя основные направления внутр. и внеш. политики, Президент РБ. формирует цели, задачи и конкретные направления деят-ти Правительства, ведущих министерств и других центральных органов гос. управления;
2) Президент РБ. назначает с согласия Палаты представителей Премьер-министра Республики Беларусь, назначает на долж-ть и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства РБ, министров, председателей гос. комитетов, комитетов при Совете Министров и других членов Правительства;
3) Президент РБ. вносит в Палату представителей законопроекты, в том числе касающиеся правового статуса органов исп. власти;
4) Президент РБ определяет систему органов исп. власти, назначает руководителей республиканских органов гос. управления, определяет их статус;
5) Президент РБ имеет право председательствовать на заседаниях Правительства РБ, принимает решение об отставке Правительства;
6) Президент Республики Беларусь формирует и возглавляет Совет Безопасности Республики Беларусь;
7) Президент Республики Беларусь формирует Администрацию Президента Республики Беларусь;
8) Президент Республики Беларусь назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил РБ;
9) Президент РБ. имеет право отменять акты Правительства, местных органов исполнительной власти;
Президент Республики Беларусь на основе и в соответствии с Конституцией издает указы и распоряжения, имеющие обязательную силу на всей территории РБ.
Институт президентства – ведущий орган власти.
В условиях формирования социального правового государства в Республике Беларусь ведущее место в системе организации государственной власти принадлежит институту президентства. Относительная новизна данного института в белорусской действительности, которой он порожден, предопределяет актуальность выбранной темы. Специфика рассматриваемого правового института состоит в том, что его возникновение происходило в характерных условиях на стадии перехода от тоталитарного государственно-политического устройства к демократическому. Именно введение института президентства в Беларуси и других странах СНГ способствовало решению задач утверждения их независимости, ликвидации всевластия партийной системы, ускорение темпов социально-экономических реформ, политической и конституционной стабильности.
Институт президентства был призван только легитимировать политико-правовой статус правящей номенклатуры, а не стать ведущим государственным органом. Концепция президентской власти была слабо разработана, а ее введение не привело к коренному изменению всего механизма государственного управления.
Редакция Конституции Республики Беларусь, принятая на республиканском референдуме 24 ноября 1996 года, закрепила иную модель государственного устройства, в которой институту президентства отводится ведущая роль, что отражает мировую тенденцию конца XX века.